Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Соловьёва Руфина Васильевна

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников. 2019/20 уч. год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 003.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы, приемы формирования учебной
мотивации школьников.

Соловьёва Р.В.

Очень часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках - игры, слайды и т.д. Но всё это - внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней. По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев). Сформированная мотивация - это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.

Формирование мотивации - это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  1. Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  1. Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
  1. Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
  1. Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.) Создание условий для повышения мотивации -очень важный момент организации урока. С чего же лучше начинать?

Формы работы, стимулирующие познавательную активность учащихся, формирующие повышение качества обучения учащихся.

•дидактические игры и упражнения на уроках русского языка; •личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по русскому языку, литературе);

•творческие работы учащихся по предмету и текущим темам;

•проведение предметных олимпиад;

•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе дополнительно

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные
  • наглядные и практические методы
  • репродуктивные и поисковые методы
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
  1. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
  1. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
  1. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу. Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении

У всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.

Итак, что сделать, чтобы наши ученики были увлечены работой на уроке?.Как же их заинтересовать?

Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. Технологий очень много, я бы хотела сегодня поделиться опытом и рассказать о некоторых методах и приемах личностно ориентированной технологии, о которой так много говорят сейчас. Очень хорошо о личностно -ориентированной технологии рассказывает Е. Н. Маслак в своей книжке « Личностно ориентированный урок. Из практики работы учителя биологии», которым я пользуюсь.

Как говорит название, эта технология ориентирована на личность ребенка, чтобы он пропустил это через себя.

Запомните семь правил:

Личностно- ориентированного урока НЕ может быть без:

  1. Учета индивидуальных особенностей класса
  1. Использования субъективного опыта учащихся
  1. Самостоятельного целеполагания
  1. Ситуаций выбора на всех этапах, где это возможно
  1. Большого дидактического материала
  1. Создания ситуации успеха
  1. Рефлексии

^.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Актуализация необходима для того, чтобы вспомнить знания, которые будут необходимы для изучения новой темы. Мы привыкли на уроках проводить прямой опрос по прошлой теме с четкими вопросами, на личностно ориентированном уроке актуализируется жизненный опыт и ему не следует давать оценок.

Вот например. При изучении класса земноводных спрашиваю: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения. Или у кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей. Поверьте, они с таким интересом говорят об этом, пусть даже не весь класс, но несколько человек все равно расскажут.

  1. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Мотив-это желание что-нибудь делать мотивация это побуждение к работе. При личностно ориентированном обучении учитель должен создать условия, чтобы дети сами захотели узнать это и сами поставили цель.

Приемы мотивации:

1. Парадоксальные факты Например, при изучении работы сердца и автоматии, можно привести такой факт в начале урока: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?

1. Создание проблемной ситуации

При изучении строения яйца и размножения птиц можно детей озадачить таким вопросом: Вы любите яичницу? Наверное, да, я тоже люблю. А вы не задумывались над тем, что мы едим, яйцо-это что? Как оно образуется внутри организма курицы? В ответ последуют многочисленные варианты, и вы с классом ставите цель- что такое яйцо и как оно образуется?

  1. Анализ жизненной ситуации

При изучении витаминов: замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?

Или вот на урок при изучении групп крови, переливание крови принести, к примеру медаль Почетного донора. Спросить, за что такая медаль может быть получена?

  1. Использование произведений искусства

При изучении гормонов: Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить Лукерью в наши дни?

Тема «Металлы».Объясните с точки зрения химика фрагмент стихотворения А. Ахматовой.

.. .Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово...

(Золото не ржавеет, не коррозирует, но разница в динамике разрушения стали и мрамора подмечена точно).

Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, мальчик-с- пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие). Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?***основы генетики.

б.Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки?

- От худого семени не жди доброго племени (тема «Семя», «Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье»)

-Достанется тебе ухо от селедки (тема «Рыбы»)

  1. Найди в тексте ошибку (дается текст с ошибкой по определенной теме и в конце урока ошибку дети сами найдут)
  1. Экскурсия в историю

При изучении фотосинтеза и дыхания растений: одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?

При изучении темы «Сахароза» можно использовать следующий занимательный материал.

В Европе было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках. Так было еще довольно долго после того, как немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф выделил первый «европейский» сахар из сахарной свеклы. А дата этого события— 1747 год.

  1. Изречения знаменитых людей

-Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Вы с этим согласны?

-Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»

  1. Приём "Что бы это значило?"

(Демонстрация слайдов:)

  • 19-папоротник
  • 20-лишайник
  • 21-палочник
  • 22-плоды финиковой пальмы).

Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).

  1. Прием практического метода

Демонстрация химических опытов с содой и уксусной кислотой при изучении свойств уксусной кислоты;

Демонстрация химического опыта с перекисью водорода и калий марганца « Много пены» к темам: Свойства Н2О2 или Свойства Калий марганца.

С позиций личностно ориентированного обучения ученики должны сами сформулировать цель, а это они могут, можете чуть-чуть их подтолкнуть к этому (а вы хотите узнать....).

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

примерно Уд часть урока - до 15 минут (по закономерностям усвоения)

на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта

(дидактическая цель урока :НЕ научить или познакомить, а создать условия!), учитывая индивидуальные особенности учеников,

а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

4.ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.

Для слабых и творческих учеников можно дать интересные (креативные задания), можно разработать много карточек-заданий, можно организовать задания на пару.

1. Метод образного видения.

Тема «Простейшие»

Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные.

(одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная.)

1. Метод эмпатии (вживания.)

Представьте себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения (я одноклеточная, мне очень одиноко и скучно, бывает и страшно, я очень маленькая- быстро устаю.)

  1. Метод эвристических вопросов.

Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»...

  1. Метод ошибок. Найдите в тексте биологические ошибки (ребенку предлагается текст с ошибками)

Кстате , такие упражнения хорошо использовать развивая слуховую память. Прочитав текст один раз верно, второй уже с ошибками, ребята должны найти ошибки, воспринимая текст на слух

  1. Метод сравнения.

Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответь! обоснуйте.

А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула

Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника

6 -Метод фактов

Составьте описание «особо опасного преступника»- змеи кобры. (Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем- татуировка.)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Обычно - это выставление отметок и домашнее задание. Причем объективным результатом урока служит отметка, а субъективным- рефлексия ( осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов).

- Что нового вы узнали?

-Интересно ли вам было на уроке? Что именно вам понравилось?

-Доволен ли ты своим результатом? ( Если нет, то укажи причины: мало занимался, не понял материал, не знал, что нужно было выучить, и др.)

В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять...». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом - задача всех учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации школьников

Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость....

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

«Формирование учебной мотивации школьников».

Актуальность темы «Формирование учебной мотивации школьников» обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы ка...

Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников

Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеуроч...

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации суворовцев.

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс....

Приемы повышения учебной мотивации школьников

Приемы повышения учебной мотивации школьников...