Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации суворовцев.
статья (8 класс) на тему

Аверин Николай Петрович

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_i_formiroovanie_vystupleni16.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации суворовцев.

Три кита учебной мотивации

Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний +

 Ощущение свободы выбора +

ощущение успешности (компетентности).

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс.

Прием постановки цели. Их две. На протяжении всего урока фиксировать выше названные приемы, с тем, чтобы успешно провести анализ. А чтобы успешно написать тест – активно участвовать в учебной деятельности, быть внимательным, вспоминать то, что забыли, запоминать и т.д.

Второй прием – создание эмоционально-комфортной обстановки. Я заранее настраиваю Вас на достижение успеха, т.к. называя старательными, умными и любознательными уверена, что Вы со всеми заданиями справитесь успешно.

Учебная мотивация – это направленность суворовцев на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

Познавательные (содержательные) мотивы – это побудители, непосредственно связанные, так или иначе, с содержанием учебной деятельности.

Управление суворовцами на уроке – это управление познавательной деятельностью. В условиях развивающего обучения важен не только результат этой деятельности (знания, умения, навыки), но и сформированность ее структурных компонентов, способов достижения результатов. Для этого познавательная деятельность должна быть специально организована с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе.

Важно отметить ряд принципов организации познавательной деятельности на уроке:

- активизация познавательных процессов;

- развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами;

- развитие познавательных способностей.

Качество урока во многом зависит от того, насколько выражены на уроке эти тенденции.

Познавательные мотивы:

- потребность в саморазвитии личности в процессе познания;

- познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;

- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;

- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;

- мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д.

- мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний - методам научного познания;

- мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Каждый урок - приближение к его глобальной цели – сформировать нравственно совершенную личность, способную включаться в общественную жизнь (анализировать общественные явления, входить в новые социальные общности и осваивать новые виды деятельности), и реализовать свои творческие задатки.

Такой перспективной целью  руководствуюсь на каждом уроке, реализуя конкретные задачи и добиваясь их достижения, причем достижение поставленных задач  происходит не в ущерб здоровью ребенка. Результативность урока зависит от того, насколько четко сформулирована цель для себя, как поставил ее перед суворовцами и как они эту цель приняли. От мастерства учителя, от его умения сделать привлекательной цель урока или отдельное учебное задание, ведь истинная цель урока- позитивные изменения, которые происходят в интеллектуальной и личностной сферах суворовца (прирост мотивации, формирование ценностных ориентаций, интересов, склонностей, обретение уверенности в своих силах, развитие внимания, памяти, мышления и речи, волевых качеств и т.д.).

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у суворовца здоровое стремление к достижению намеченной цели, мы, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам суворовцев. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что суворовцы, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Суворовцы с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи нам необходимо оказывать помощь  суворовцу в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

Организация урока с таких позиций предъявляет особые требования к стилю общения  с суворовцами, к методике преподавания. Урок – немалое напряжение сил суворовцев. Оно должно быть направлено на позитивную цель – развитие, а не на преодоление стресса, страха перед учителем или отдельными видами учебной работы. Мотивация страхом педагогически неприемлема, поскольку ограничивает формирование позитивных побуждений деятельности, снижает точность восприятия, способность концентрировать внимание, вызывает апатию.

Благоприятная эмоциональная атмосфера урока – условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья учителя и суворовца. Известно, что отношение суворовцев к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком. Речь идет не о заигрывании или попустительстве, а о настоящем полноценном авторитете.

У каждого учителя свои приемы создания атмосферы урока: стиль общения с суворовцами, приемы выражения требовательности и доброжелательности, приемы включения суворовцев в учебную работу, активизации; приемы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока (эмоциональные паузы).

Организуя на уроке познавательную деятельность детей,  опираюсь на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку.

В процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность суворовцев,  сравниваю их друг с другом. Оказывается, что одни суворовцы привыкли к постоянной похвале, их всегда ставят в пример, а другие – к постоянному неуспеху. В результате формируется неадекватная самооценка: у первых – завышенная, у вторых – заниженная. Эксперименты показали, что сравнивать можно детей с равными возможностями, сильных с сильными, слабых со слабыми (интерличностное сравнение) или ребенка с самим собой, обращая внимание на изменения, которые с ним происходят (интраличностное сравнение).

Суворовцы застенчивые, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой особенно нуждаются в психологической поддержке, необходимо обращать внимание даже на малые их успехи. Суворовец, испытавший положительные эмоции по поводу своего успеха, будет и впредь стремиться к этому.

Существует особый прием – организация успеха в учении. Снижение уровеня трудности учебного задания настолько, чтобы суворовец смог с ним справиться. Переживание успеха закрепляется, а затем уровень трудности повышается до нормативного. Повышение мотивации учебной деятельности суворца обеспечивается оценкойя. Следует различать оценку и отметку. Оценка выражается различными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, тон голоса, похвала, награда, отметка и т. д.). Таким образом, отметка – одна из форм оценки.

Главная функция отметки - стимулирующая, способствующая формированию положительной учебной мотивации. Следует помнить, однако, что отрицательная отметка («2») стимулирует учебную деятельность суворовца только в том случае, если у него сформирована значимость успеха в учении и если он обладает сильной нервной системой. Суворовцев со слабой нервной системой отрицательная отметка не стимулирует, а наоборот дезорганизует. Выставляя «2», если это необходимо, смягчаю действие нежелательной отметки, выражаю уверенность, что суворовец способен ее исправить.

Остановимся далее на особенностях управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением суворовцев на уроке.

Состояние внимания суворовцев на уроке - важнейшее условие продуктивности познавательной деятельности. Для управления вниманием я сам должен быть поглощен содержанием урока. Необходимо также уметь распределять внимание между излагаемым материалом и наблюдением за суворовцами.

Для управления вниманием суворовцев необходимо:

1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;

3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

4) формировать внимание учащихся. Рассмотрим подробнее предложенную схему.

1. Для определения состояния внимания суворовцев в каждый момент урока используются продуктивный и поведенческий критерии. Продуктивный критерий основывается на зависимости результата деятельности от состояния внимания. Например, суворовец делает ошибки в примере, если он невнимателен. (Известно, что ошибки внимания отличаются от ошибок, связанных со знанием правил.) Ученик не может повторить сказанное другим, если фраза не входит в его поле внимания.

Если суворовцы понимают учебный текст, они  ясно представляют те предметы и явления, о которых говорится, и осознавать связи и отношения этих предметов. Если слова текста как бы теряют свое значение и перестают сообщать что-то определенное о предметах мысли и их связях, то можно говорить о непонимании последних. Анализ ясных и недостаточно ясных сторон формы и содержания материала позволяет выявить непонятное и наметить пути преодоления непонимания.

2. Чтобы малопонятный материал стал более понятным, ясным, используют большое количество приемов соотнесения непонятного с понятным.

а) соотнесение с личным опытом. Усвоение новых знаний осуществляется путем включения их в уже усвоенную суворовцами систему знаний, в его личный опыт. Всегда использую на уроке такие примеры, в которых новый материал сопоставляется с известным;

б) соотнесение с контекстом. Учебный материал излагается в определенной системе. Понять какую-то отдельную его часть можно только на фоне окружающего текста (контекста). Указание контекста помогает  объяснить содержание материала;

в) соотнесение с лексическими вариантами. Одно и то же предметно-понятийное содержание можно передать разными словами. Перефразировки, изменения словесной формы изложения являются важнейшим приемом достижения понимания материала. Если  повторять непонятный суворовцами фрагмент, используя один и тот же лексический вариант, понимание может быть не достигнуто;

г) соотнесение с образами. Поэтому понимание учебного материала облегчится, если соотнести слово с образом и наглядно представить описываемый факт или явление. Этой цели служат наглядные средства изложения материала.

Обучаясь приемам понимания на уроке, суворовцы переносят их в ситуацию самостоятельной работы. Для организации самостоятельной работы необходимо  обучить суворовцев пользоваться литературными источниками, словарями, справочниками, где можно найти объяснение непонятных терминов, получить более понятное объяснение того, что было непонятным. Главное - в материале не должно остаться ни одного неясного места.

В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников. Работа учителя на уроке должна способствовать развитию памяти детей. В современной психологической литературе накоплен ценный материал, который может быть использован школьными психологами для помощи учителю.

Память - наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти - упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания – один из приемов развития памяти. Например, подчеркнуть значимость материала для дальнейшего изучения курса. Помощь может состоять также в том, что  четко формулируется мнемическую задачу: что запомнить, на какой срок, как точно.

Учитывая закономерности памяти, не следует давать в середине урока наиболее важный материал, он запомнится хуже всего (эффект выпадения середины). При изложении материала следует начать с наиболее важного материала и повторить его в конце урока. Эффективность запоминания зависит также от характера материала. Материал должен быть разнообразным (однородный материал запоминается хуже).

Одна из важнейших задач-развитие мышления суворовцев. Как известно, мышление начинается с постановки проблемы, задачи, вопроса. Для активизации мышления могут быть использованы: проблемное изложение материала, разрешение проблемных ситуаций, обучение решению различных задач, анализ ситуаций, поиск ответов на различные вопросы, риторический вопрос при объяснении материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

Инструкторско-методические сборы с педагогами-организаторами: "Создание устойчивой учебной мотивации суворовцев - важнейшая цель воспитательной работы"

Материалы выступления в рамках инструкторско-методических сборов с педагогами -воспитателями - заместителями командиров рот по созданию устойчивой учебной мотивации суворовцев....

Совокупность форм, методов и приемов формирования у учащихся здорового образа жизни.

   Актуальность сохранения и укрепления здоровья школьников-проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, федеральный закон «Об образова...

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...

нестандартные методы обучения, как средство формирования учебно мотивации

Факторы обуславливающие необходимость проведения сценарных уроков...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников.

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников. 2019/20 уч. год...