Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Борванова Галина Ивановна

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 007.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

2020-2021 уч.год

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:

  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
  1. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
  1. Работа с текстом: оценка информации.

Покажем, какие приемы работы по каждому блоку можно использовать и какие метапредметные УУД при этом формируются.

  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
  1. Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
  1. Подбор заголовка (регулятивное УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника).
  1. Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме).
  1. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение логическими действиями).
  1. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов: обнаруживание соответствие между частью текста и его общей идеей, формулирование вопроса, объяснение назначение карты, рисунка, пояснение частей графика или таблицы (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
  1. Нахождение в тексте требуемой информации (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
  1. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста:
  • определение назначения разных видов текстов (регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);
  • различие темы и подтемы специального текста (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);
  • выделение избыточной информации (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам.)
  • прогнозирование последовательности изложения идей текста (регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу);
  • сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
  • формирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
  • понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживать им (личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).

Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Всё это есть общеучебные универсальные учебные действия, на усвоение которых должен быть направлен образовательный процесс в начальной школе Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Виды стратегий смыслового чтения:

Направленное чтение.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Чтение в парах - обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Читаем и спрашиваем.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Приёмы смыслового чтения.

Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Чтение с пометками.

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна.

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

  • работа с незнакомыми словами;
  • работа со словами-ключиками;
  • работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.

Работа с ключевыми словами.

Работа со словами-образами.

1. Применение метода «ведение диалога с текстом».

  1. поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
  1. вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
  1. самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

Виды работ с текстом в начальной школе:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части.

Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение».

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами. ] Чтение с пометками.

Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

Поисковое чтение.

Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом...

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...