«Формирование математических представлений у детей с РАС»
методическая разработка

Мусихина Татьяна Валерьевна

Рекомендуется для учителей-дефектологов, педагогов грпп компенсирующей направленности ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod.docx16.18 КБ
Файл vystuplenie_na_metod.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов «Формирование математических представлений у детей с РАС»

 Процессы обучения детей с РАС, как правило, начинаются с установления контакта и диагностики проблем. Если ребенок имеет интеллектуальные нарушения, не говорит, плохо понимает обращенную речь, специалисты основывают выбор педагогических методов и своих приемов на особых интересах и выявленных способностях ребенка, привлекают к работе дополнительные средства коммуникации. Помимо необходимых в первую очередь навыков коммуникации, детей с РАС обучают и академическим навыкам, по возможности, подготавливая к самостоятельной жизни в социуме.

  Формирование элементарных математических представлений — важная и трудная задача при обучении ребенка со сниженным интеллектом. При этом основам математических представлений обучают детей и в бытовых условиях, и в образовательных организациях. Для ориентированности в окружающем мире так же необходимы навыки, которые ребенок приобретает на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Осознанно овладеть этими навыками дети, имеющие ментальные нарушения, самостоятельно не могут, этому препятствуют: и отсутствие речи, и слабое понимание обращенной речи. Потому педагогам необходимо использовать адаптированные материалы и особые методы обучения.

Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.

Lego – технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Оно привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решать поставленную задачу. Этот вид деятельности важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, счету, мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Lego - это серии конструктора, представляющие собой наборы деталей (разных по цвету форме, размеру) для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Упражнения по развитию элементарных математических представлений с использованием Lego- технологии, которые я использую в своей работе:

Качественные признаки предметов:

- «Распознавание геометрической фигу». Ребенок изучает деталь Lego и запоминает названия геометрических фигур и их цвет.

- «Цветные коврики». Глядя на карточку ребенок собирает «коврик», соблюдая цветовое чередование.

- «Поиск недостающей фигуры». Из трех горизонтальных и трех вертикальных рядов конструктора ребенок должен недостающую фигуру положить в нужный ряд.

Отношение групп предметов по размеру:

- «Чудесный мешочек». В зависимости от возраста ребенка ход упражнений и содержания мешочка может меняться. В мешочке находится несколько деталей конструктора Lego. Я только называю необходимую деталь (большая, короткая, длинная и т. д., которою ребенок должен вытянуть.

- Построй дорожку из 4 синих деталей, а под ней дорожку из 6 зеленых (детали должны быть одинаковыми по размеру, сравни, как сделать дорожки одинаковыми по длине?

- Построение сериционного ряда от меньшего к большему и наоборот.

Отношение групп предметов по количеству:

- Понятия «больше», «меньше», «равно»: Ставлю в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Считаю с ребенком количество кубиков. Где больше кубиков? На сколько?

Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:

– добавить к меньшему ряду еще один кубик;

– забрать из большего ряда один кубик.

Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше, что меньше (ниже).

Положение предметов в пространстве:

- Слева - справа: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика – красный. А справа – черный. Возможные вариации заданий: расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный – слева, а черный справа; желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.

-Вверху-внизу: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.

Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».

- Понятия перед-за (предыдущий-последующий, соседи: Задания даются по такому же принципу знакомим ребенка с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).

- Поставь кубик в левом верхнем углу, в нижнем правом, найди середину и поставь красный кубик, поставь кубик ниже красного.

- Конструирование по образцу - есть готовая модель того, что нужно построить (например, теремок, машина, цветок и т. д).

Счет:

- «Знакомство с натуральными числам»: построй цифру выложи деталями цифру «…».

- «Собираем и считаем».

1 вариант.

Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.

2 вариант.

Ребенок считает количество шишечек на детали и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.

- «Сосчитай и положи». С помощью конструктора ребенок легко и с интересов складывают числа в пределах 10. Знакомится с составом числа.

- «Знакомство со знаками»: «<» «>» «=»: выложите слева - 4 зеленых детали, справа – 2 красных детали. Сколько деталей слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.

Эффективное использование конструкторов «LEGO», в коррекционной работе возможно лишь при грамотном руководстве педагога деятельностью ребенка (детей). При этом необходимо, чтобы на занятиях педагог общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование Lego-конструирования позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.



Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов «Формирование математических представлений у детей с РАС»

 Процессы обучения детей с РАС, как правило, начинаются с установления контакта и диагностики проблем. Если ребенок имеет интеллектуальные нарушения, не говорит, плохо понимает обращенную речь, специалисты основывают выбор педагогических методов и своих приемов на особых интересах и выявленных способностях ребенка, привлекают к работе дополнительные средства коммуникации. Помимо необходимых в первую очередь навыков коммуникации, детей с РАС обучают и академическим навыкам, по возможности, подготавливая к самостоятельной жизни в социуме.

  Формирование элементарных математических представлений — важная и трудная задача при обучении ребенка со сниженным интеллектом. При этом основам математических представлений обучают детей и в бытовых условиях, и в образовательных организациях. Для ориентированности в окружающем мире так же необходимы навыки, которые ребенок приобретает на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Осознанно овладеть этими навыками дети, имеющие ментальные нарушения, самостоятельно не могут, этому препятствуют: и отсутствие речи, и слабое понимание обращенной речи. Потому педагогам необходимо использовать адаптированные материалы и особые методы обучения.

Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с РАС проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.

Lego – технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Оно привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решать поставленную задачу. Этот вид деятельности важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, счету, мелкой моторики у детей с аутизмом.

Lego - это серии конструктора, представляющие собой наборы деталей (разных по цвету форме, размеру) для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Упражнения по развитию элементарных математических представлений с использованием Lego- технологии, которые я использую в своей работе:

Качественные признаки предметов:

- «Распознавание геометрической фигу». Ребенок изучает деталь Lego и запоминает названия геометрических фигур и их цвет.

- «Цветные коврики». Глядя на карточку ребенок собирает «коврик», соблюдая цветовое чередование.

- «Поиск недостающей фигуры». Из трех горизонтальных и трех вертикальных рядов конструктора ребенок должен недостающую фигуру положить в нужный ряд.

Отношение групп предметов по размеру:

- «Чудесный мешочек». В зависимости от возраста ребенка ход упражнений и содержания мешочка может меняться. В мешочке находится несколько деталей конструктора Lego. Я только называю необходимую деталь (большая, короткая, длинная и т. д., которою ребенок должен вытянуть.

- Построй дорожку из 4 синих деталей, а под ней дорожку из 6 зеленых (детали должны быть одинаковыми по размеру, сравни, как сделать дорожки одинаковыми по длине?

- Построение сериционного ряда от меньшего к большему и наоборот.

Отношение групп предметов по количеству:

- Понятия «больше», «меньше», «равно»: Ставлю в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Считаю с ребенком количество кубиков. Где больше кубиков? На сколько?

Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:

– добавить к меньшему ряду еще один кубик;

– забрать из большего ряда один кубик.

Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше, что меньше (ниже).

Положение предметов в пространстве:

- Слева - справа: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика – красный. А справа – черный. Возможные вариации заданий: расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный – слева, а черный справа; желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.

-Вверху-внизу: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.

Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».

- Понятия перед-за (предыдущий-последующий, соседи: Задания даются по такому же принципу знакомим ребенка с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).

- Поставь кубик в левом верхнем углу, в нижнем правом, найди середину и поставь красный кубик, поставь кубик ниже красного.

- Конструирование по образцу - есть готовая модель того, что нужно построить (например, теремок, машина, цветок и т. д).

Счет:

- «Знакомство с натуральными числам»: построй цифру выложи деталями цифру «…».

- «Собираем и считаем».

1 вариант.

Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.

2 вариант.

Ребенок считает количество шишечек на детали и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.

- «Сосчитай и положи». С помощью конструктора ребенок легко и с интересов складывают числа в пределах 10. Знакомится с составом числа.

- «Знакомство со знаками»: «<» «>» «=»: выложите слева - 4 зеленых детали, справа – 2 красных детали. Сколько деталей слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.

Эффективное использование конструкторов «LEGO», в коррекционной работе возможно лишь при грамотном руководстве педагога. При этом необходимо, чтобы на занятиях педагог общался с каждым ребенком индивидуально. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование Lego-конструирования позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....

Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста

Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....

Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2...

Презентация "Формирование математических представлений у детей 4-6 лет с условно нормативным развитием"

Презентация "Формирование  математических представлений  у детей 4-6 лет  с условно нормативным развитием"...

Дипломная работа Формирование математических представлений у детей с лёгкой умсвтенной отсталостью

Проблема овладения учащимися  математическим языком и речевой деятель­ностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно  в младшем школьном воз...