Доклад (сообщение) на тему "Проектные и исследовательские виды деятельности учащихся в индивидуальной и групповой формах"
учебно-методический материал

Фаизова Елена Евгеньевна

В докладе кратно описывается суть проектной деятельности учащихся на уроках, ее формы и задачи. Рассматриваются различия в организации групповых и индивидуальных проектов школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр.

Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.

Использование метода проектов как учебной технологии основано на несколько ином подходе к целям и задачам обучения, т.е. на иной парадигме обучения. Использование метода проектов предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать способности и пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Предполагается также, что для решения практических проектных задач учащиеся должны использовать уже полученные знания и умения и в то же время осваивать в процессе проектирования новое. Таким образом, для метода проектов традиционный путь, реализация которого предусматривает сначала приобретение научных знаний, а потом их использование, не является единственным и определяющим. В этой педагогической технологии упор делается на активное

обучение детей в процессе проектирования. Роль учителя при этом – создать такие условия, при которых это будет возможно.

Что же собой представляет учебный проект с точки зрения обучающегося и с точки зрения учителя?

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,

позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, учить многим нужным и важным вещам:

− проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

− целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

− самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

− представлению результатов своей деятельности и хода работы;

− презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

− поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

− практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

− выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Групповая и индивидуальная формы работы при организации проектной деятельности учащихся

Суть проектной деятельности как педагогической технологии состоит в том, чтобы переориентировать учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет (речь идет о смещении акцентов) индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить степень сложности проектировочной деятельности.

При групповой работе можно выделить следующие этапы работы:

1. Обсуждение учителя с учащимися значимости темы проекта, основополагающего вопроса, проблематики данной темы;

2. Организация групп детей по интересам; избрание лидеров групп; определение роли каждого члена группы; выбор ими темы проекта; определение целей и задач; отбор информационных ресурсов; выдвижение гипотез.

3. Работа в группах по отдельным направлениям; обмен информацией; определение способов и методов исследования. Учащиеся работают самостоятельно, учитель организует их работу и помогает при затруднениях.

4. Выбор формы отчетности результатов в виде презентации, буклета, веб-  сайта, альбома, выпуска газеты, графического представления полученных результатов и др.

5. Завершение сбора информации, обсуждение по группам, сравнение полученных результатов с гипотезой, выводы по направлениям, распределение

ролей для защиты.

6. Оформление результатов: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся оформляют результаты в

соответствии с правилами.

7. Презентация: учитель организует экспертизу, а учащиеся докладывают о результатах своей работы.

8. Рефлексия: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя

и своих товарищей.

Индивидуальная работа над проектом

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — это проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога. Отличительные черты работы над персональным проектом включают:

  1. Самостоятельный выбор проблемы для индивидуального решения;
  2. Постановку индивидуальных целей;
  3. Планирование собственной деятельности по достижению результата;
  4. Индивидуальную рефлексивно-оценочную деятельности достижения запланированных результатов.

Такая работа позволяет персонифицировать обучение, сообразуясь с особенностями учеников и конкретными условиями получения образования каждым отдельным учащимся, обеспечивает индивидуализацию обучения, осуществление реального выбора собственной образовательной траектории.

Заключение

Считается, что в течение всего периода ее изучения школьники будут систематически включаться в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Для этого каждый учащийся ежегодно, начиная со 2 класса, должен участвовать в разработке и реализации того или иного проекта.

Проект играет роль связующего звена в системе: основы наук – практика, где проект – самостоятельная итоговая творческая работа учащихся, выполнен

ная под руководством учителя. Проект содержит в себе материалы проектирования и готовое изделие или услугу. Основная цель проекта – развитие творческой, активно действующей личности учащихся и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощенных в конечный конкурентоспособный продукт.

Список использованной литературы

  1. Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. – Санкт-Петербург: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» - 2007
  2. Насипов А.Ж., Поздняков А.В. Руководство проектной деятельностью учащихся в общеобразовательной школе. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. – 57 с.
  3. Сергеев И.С.  Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.:АРКТИ, 2008. — 80 с.
  4. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию"

Обобщение опыта классного руководителя 7 класса по теме:"Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,способствующих духовно-нравственному воспитанию"...

Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения

Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....

Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.

Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...

«Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО, на основе дифференцированного подхода».

В этой статье я рассказываю о своих методах и формах работы с детьми, которые использую на уроках не только изобразительного искусства, но и на уроках черчения и технологии. Такие уроки не только разв...

Организация профессиональной ориентации обучающихся на основе индивидуальных и групповых форм: «ярмарка профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы

Цель: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуа...

Статья из опыта работы «Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО на основе дифференцированного подхода».

 Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного мира....