Активные методы на уроках математики
презентация к уроку

Чернова Ольга Васильевна

Активные методы на уроках математики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

Активные методы обучения - совокупность педагогических методов и приемов, направленных на организацию учебного процесса, и создающих специальными средствами условия, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала

Слайд 3

16.11.23 Отличительные особенности активного обучения (М.Новик ): принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Слайд 4

Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Учебная лекция Преподаватель, используя различные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями из этой области и дает детальную информацию Основной метод, используемый при групповом обучении Доклад Непрерывное выступление перед аудиторией на определенную тему Представление информации на конференции или симпозиуме Демонстрации Преподаватель или эксперт представляет учащимся изучаемый предмет, умение или навык с помощью наглядных пособий Практическое занятие, в ходе которого используются реальные предметы, картины, ситуации для демонстрации их работы Вопрос-ответ Серия соответствующих предмету вопросов, которые преподаватель задает группе Используется для проверки понимания учащихся и налаживания взаимодействия преподавателя и группы на всех стадиях обучения Самостоятельное чтение Чтение книг, статей и тезисов во время учебного занятия или вне аудитории Подготовка к занятию. Самостоятельное углубленное изучение материала Активные методы обучения: лекции и доклады

Слайд 5

Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Семинар Группа учащихся со схожими интересами обсуждают вопросы, касающиеся самой группы или различных тем предмета. Во время семинара возможна презентация специалистов по предмету с целью дальнейшего развития знаний. Цель мероприятия – побудить учащихся здраво размышлять и принимать участие в дискуссии. Дискуссия Разновидность семинара, в ходе которого разворачивается дискуссия под общим контролем преподавателя или выбранного лидера группы Обеспечивает большую степень понимания и обмена мнениями в группе. Применяются методики ведения дискуссии и наблюдения за поведением группы Мозговой штурм Творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы Творческий подход. Множество новых идей. Принятие решений. Групповое обучение и дух соперничества. «Жужжащие» группы Группы от двух до шести человек, обсуждающие тему за короткое время. Комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой Синдикат Полная группа разбивается на подгруппы, в которых проходят обсуждения и решение проблемы, выполнение задания. Затем полная группа вновь собирается и выслушивает мнения подгрупп Используется, когда желательно получить различные мнения или методы. Метод удобен для наблюдения за поведением в малых группах (отношения, лидерство, принятие решений). Активные методы обучения: семинары и дискуссии

Слайд 6

Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Мероприятие «Лабиринт» Учащимся раздаются листы с описанием какой-то ситуации (управленческой, технической, личностной, межличностной). Прочитав, учащийся должен выбрать подходящее решение Практическая групповая работа для развития или углубления знаний об отношениях между людьми и норм поведения с применением на практике своих умений «Папка с входящими документами» Одной из форм метода является метод «Папка с входящими документами», которая создает типичную обстановку офиса «на подносе» с его многообразием документов. Цель мероприятия – научить сортировать эти документы по определенным параметрам и там, где это необходимо, предпринимать определенные действия. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях

Слайд 7

Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Ролевая игра Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков. Цель мероприятия – приобретение или применение на практике умений и навыков по предмету, обучение эффективной коммуникации, изменение мнений и отношений. Моделирование практической ситуации Перенос реальной ситуации с комплексными вопросами в игровой мероприятие, в котором принимают участие многие из учащихся, взявшие на себя определенные роли или позиции Моделирование реальной ситуации из жизни для решения какой-то проблемы и развития отношений в группе Активные методы обучения: игровое моделирование

Слайд 8

Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Обучение с помощью компьютера В групповое обучение включается использование компьютерных программ, помимо других мероприятий Для придания процессу обучения новизны и изменения его ритма, для целей самообучения группы или на индивидуальной основе Обучение на основе компьютера Все обучение осуществляется с помощью компьютерных программ и Интернета Для самостоятельного индивидуального развития или групповой работы с помощью Интернета Открытое обучение Представляет собой тексты или мультимедийные пакеты (аудио, видео, CD -диски, Интернет и пр.) с набором определенной информации, вопросами и заданиями Индивидуальное самообучение, ситуации для саморазвития. Удобно применять в учебных целях с малым количеством сотрудников, при дистанционном обучении. Видео (длительное) Преподаватель показывает видео-ролик полностью или периодически останавливает для проведения дискуссии Используется в дополнение к другим методикам для того, чтобы сменить обстановку, дать выход эмоциям и для того, чтобы наглядно представить ситуацию Видео (фрагментарное) Несколько коротких видео-сюжетов, после которых задаются вопросы для развития дискуссии Хорошая основа для завязывания дискуссии, вовлечения в нее всех участников, высказывания своих взглядов, оценок, идей. Закрепляет изученный материал. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств

Слайд 9

Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Метод кейсов Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна ее детально проанализировать и выработать решение. Групповое решение проблем, которые иллюстрируют практическое действие подходов и концепций Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях

Слайд 10

Кейс технология

Слайд 11

Краткий экскурс в историю кейс Кейс -технология проблемно-ситуативного обучения Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году. В настоящее время кейс-метод широко используется в обучении за рубежом. В России эту технологию обучения можно считать молодой.

Слайд 12

«Государственный заказ» ученик, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов

Слайд 13

Решение Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных или модельных готовых ситуаций Применение кейс - технологий позволяет развивать навыки решения проблем

Слайд 14

Виды и содержание кейсов 1 . Практические кейсы . Отражает реальную ситуацию или случай: исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных.Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в реальной жизни 2. Обучающие кейсы . Основной задачей их выступает обучение, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий 3. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр.

Слайд 15

Принцип кейс технологии Действия учителя Действие ученика За несколько дней до занятия учащимся озвучивается тема следующего занятия Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода Учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по предложенной теме и познакомиться с ней организаторские и сводятся к созданию кейса: текст, видео, ауди, распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщение по работе группы над кейсом; оценивание учащихся преподавателем (есть опыт работы, когда оценивание работы групп над кейсом осуществляется учащимися под руководством учителя). получения информации самим учеником, создание им нового самостоятельного продукта Данная технология обучения принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. Тем самым преодолевается классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.

Слайд 16

Разработка кейса Полностью переработать имеющийся текс удалить все, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события Представленная информация кейса должна быть противоречива Выбрать оптимальный объем кейс-текста: 5-7 кл. – не более 0,5 – 1 стр. 8-11 до 3-7 стр. текста, содержащего от 2 до 5 смысловых проблемных фрагментов В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя

Слайд 17

Работа с кейсом За несколько дней до занятия учащимся озвучивается тема следующего занятия Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода Учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по предложенной теме и познакомиться с ней. Дается литература После вводного слова учителя в начале урока, определения целей и задач урока для учащихся ( 5 минут ), школьники распределяются по группам и получают сам кейс 1этап: изучение содержимого кейса учащимися в группах, совместный поиск решения поставленной проблемы, заполнение отчетных таблиц. Преподаватель может осуществлять консультацию по необходимости. Продолжительность этапа занятия 30 минут 2этап: подготовка групп к отчету о проделанной работе, (работа с доской, компьютером и т.д.), продолжительность этапа занятия 5 минут 3этап: отчет групп о проделанной работе, обязательно с аргументацией полученного вывода, продолжительность этапа занятия 30 - 35 минут 4 этап: итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений

Слайд 18

Критерии оценивания работы групп Соблюдение регламента выступления -1 балл Если кто-либо из участников группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафные очки от 1 до 5 Учитель отвечает за соблюдение протокола Все заработанные баллы и штрафные очки заносятся в сводную таблицу Побеждает та группа, которая наиболее эффективно работала и набрала наибольшее количество баллов Итоги занятия подводит учитель

Слайд 19

Критерии оценивания работы групп № группы Четкое фиксирование ответов Вывод полный, не полный Аргументация полученного результата Результат командой работы Умение вести диалог с представителями других команд Бонусы, штрафы Итог Критерии оценивания работы групп От 1до 5 за каждый вопрос таблицы От 1до5 От 1до 5 От 1до 5 От 1до 5 До 5 баллов по совместному решению всех участников мероприятия Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Слайд 20

Ограничения на использование кейс-технологии Кейсы используются в конце изучения больших тем Чаще всего бывают межпредметные Не следует использовать вначале учебного процесса, когда у учащихся нет начальных знаний Кейс- технология требует опоры на уже имеющиеся предметные знания

Слайд 21

Итог Таким образом, кейс-технологии развивают умение: — анализировать и устанавливать проблему, — четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, — общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, — принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации. Кейс-технологии помогают: — понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения, — выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента, — c формировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях

Слайд 22

16.11.23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 23

Рефлексия 1. Знакомы ли вы с АМО? 2.Какие АМО и как часто применяете в своей практике? 3.На каких этапах урока можно использовать АМО? 4.Испытываете ли трудности в работе с АМО? Какие? 16.11.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение активных методов на уроках информатики"

Применение активных методов на уроках информатики и ИКТ...

Использование активных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся

Я попыталась показать, как  применение нестандартных, игровых форм, использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает в обучении русскому язык...

Использование активных методов на уроках физики

Очевидно, что применение информационной технологии в процессе обучения физики по традиционным программам возможно лишь эпизодически, при изучении отдельных тем. Для более полного и систематического пр...

Активные методы в обучении математике

В работе рассмотрен собственный опыт использования активных методов обучения на уроках математитики...

Активные методы при обучении математике

Опыт работы в применении технологии активных методов обучения (АМО) на уроках математики....

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Применение кейсовых технологий. В кейсах используются ситуации – иллюстрации, ситуации – оценки, ситуации – упражнения....