Активные методы в обучении математике
статья по математике на тему

Чумак Марина Сергеевна

В работе рассмотрен собственный опыт использования активных методов обучения на уроках математитики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы в обучении математике

Проблема, над которой я работаю, это применение активных методов обучения на уроках математики. Актуальность этой проблемы вызвана тем, что  основой реализация Федерального государственного стандарта основного общего образования служит системно-деятельностный подход. Сегодня главная задача учителя не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить интерес к учению, научить учиться, применять знания в практической деятельности.

Математика широко применяется при изучении других предметов в школе, используется в практической деятельности будущих рабочих, инженеров, технологов, экономистов, да и в повседневной жизни. Знание основ математической науки необходимо всем учащимся.

Как же привить интерес к математике? Как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, через применение в учебном процессе активных методов и форм работы на уроке и во внеурочное время., 

Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

  • вынужденная активность обучения;
  • самостоятельной выработкой решений обучаемым;
  • высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
  • преимущественной направленностью на развитие или приобретения 
    математических умений и навыков;
  • постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр. облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д. Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов; создать необходимых атмосферу подлинной увлечённости.

Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Для учащихся 5-7 классов подойдут игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, в последствии с творческими домашними заданиями), тогда как в 8-9 классах - технологии развивающего и технологии проблемного обучения (модульные уроки, интегрированные уроки и др.).

Для 10-11 классов- различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок).

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

 5-й класс. Тема “Диаграммы” (подготовка к ВПР). В диаграммах отражаем прочитанную статью о реликтовых деревьях ,их возраст и высоту , также большой интерес вызывает изучение  работы класса: “Успеваемость. Рост учащихся. Количественный состав. Возраст школьников.”

6-й класс. Тема “Координатная плоскость”. Использую ЦОР по информатике, По заданным координатам ребята выстраивают изображение кораблика, самолёта, зайца, человека и др., что неизменно приводит их в восхищение.и задаю домой : придумать и зашифровать рисунок

В своей работе я широко использую проведение практических (лабораторных) работ

5-й класс. При изучении суммы углов треугольника  ребята делают измерения транспортиром, затем выдвигают гипотезу и доказывают ее используя заготовки треугольника и сворачивая углы  треугольника в развернутый угол

При изучении темы дроби , сравнение дробей , сложение дробей активно рисуем , закрашиваем  и дети сами формулируют гипотезу или правило вычисления. Примеры таких заданий:

8-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”.

Построение прямоугольного треугольника на местности с использованием только веревки и колышков в теме «теорема Пифагора»  

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия.

Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления.

Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задаю на дом или, если есть время, на уроке прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа о том, о чем я вообще не говорила на уроке. При рассмотрении материал по учебнику прошу учеников объяснить: как они понимают значение тех или иных слов, какие образы у них при этом возникают.

В 9 классе при изучении темы «стереометрия» я раздаю детям заранее заготовленные тесты  ( разные геометрические фигуры разным группам детей)и прошу самостоятельно с использованием учебника подготовить ответы на вопросы тестов, затем проводим конференцию, где ребята опираясь на тесты рассказывают об основных фигурах и их свойствах, дополняют ответы докладчика отвечают на вопросы детей из других групп,  

В дальнейшем ученики легче преодолевают такие трудности, как конспектирование материала (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.

Все названные методы при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность школьников.

В 5 классе   я регулярно использую  

Разминки – это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить учеников,  актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.,

 Например, урок математики в 5 классе  

  Или  

 «Закончи фразу!».

  1. Обыкновенная дробь состоит из ...
    2. При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями сравнивают ...
    3. На координатной прямой меньшая дробь расположена ...
    4. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется ...
    5. Знаменатель дроби показывает ...

  Также использую Метод ассоциации.

                Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего мира. В этом случае математическое умозаключение ассоциируется с представлениями реальной действительности, либо происходит зрительная ассоциация.

               При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, ребята очень часто допускают ошибку, забывая менять знаки на противоположные. Можно предложить им под знаком «=» подразумевать границу нашей страны, чтобы поехать за границу нам обязательно надо поменять российский паспорт на заграничный. И решая уравнения, нужно внимательно определить «едет» ли данное слагаемое за границу (нужно поменять знак на противоположный) или только поменяло место жительства в стране ( оставляем с тем же знаком).

              При решении систем неравенств, обращая внимание на двойную штриховку, прошу записать ответ промежуток, где «выросла елка».

             Изучая неравенства, ребята часто путают знаки  > и  <, поэтому и допускают ошибки в направлении штриховки на числовой оси. Предлагается мысленно провести отрезок в знаке неравенства так, чтобы получилась стрелка или . Тогда легко убедиться, что стрелка показывает направление штриховки на оси.

 

 В 10 классе я использую метод  получения обратной связи. «Незаконченное предложение».

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…

   3. Сегодня я понял(а), что…

    Конечно же, говоря об активных методах обучения нельзя не отметить  применение  ИКТ в образовательном процессе.

Известно, что ученики проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы.   Поэтому я использую презентации в программе Microsoft  Power Point,  как изложение к объяснительному материалу, закрепление изученных тем, знакомство с историей математики, как иллюстрации внеклассных мероприятий.

Использование ИКТ на уроках математики  в полном объеме очень обременительно для учителя при подготовке к занятию. Более того, учитель должен обладать компьютерной грамотностью. Поэтому для облегчения своей работы я достаточно широко использую Интернет-ресурсы.  Очень много сайтов, на которых  педагоги делятся своими наработками.

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Верю - Не верю».

Например, на уроке математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» можно использовать такие вопросы:

  1. -25- число отрицательное? (да)
  2. 89- число положительное?(да)
  3. При сложении отрицательных чисел получается число положительное (нет)
  4. -3+(-5) = 8 (нет)
  5. -15 +(-26)= -41 (да)
  6. Нуль больше любого отрицательного числа (да)
  7. Из двух отрицательных чисел то больше, модуль которого больше (нет)
  8. Из двух чисел то число больше, которое находится правее на координатной прямой (да)

 При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с уч-ся.

 Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения  вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся. Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

 Мне очень важна оценка работы и психологического климата на моих уроках. Стараюсь, чтобы дети не только активно занимались учёбой. Но и чувствовали себя уверенно и комфортно. При подведении уроков не только я даю оценку деятельности своих учеников, но и им предлагаю оценить «мою работу»,дети рисуют смайлики, если урок был интересный и дети узнали что-то новенькое, или  если было скучно и не интересно , или нетрально В основном дети великодушны и щедры. И смайлики улыбаются. Но бывает, что плачут смайлики. Значить ,нужно снова думать, искать, учиться. Учиться у них - моих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Стимулирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных информационных технологий»

Сегодня очень актуальны направления, которые  способствуют повышению активности учеников. Меняются не только содержание образования, но и  технологии их преподавания, методы и приемы. Особую...

Активные методы в обучении немецкому языку

Реформирование школьного образования и внедрение новых педаго­гических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного раз...

Активные методы при обучении математике

Опыт работы в применении технологии активных методов обучения (АМО) на уроках математики....

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Развивающее обучение- как один из активно-деятельных способов обучения математики

Аннотация. В условиях реализации требований ФГОС наиболее важной является технология развивающего обучения. Данный вид дает возможность применять различные методы, такие как дидактические игры, дискус...

Активные методы на уроках математики

Активные методы на уроках математики...

Использование активных методов организации обучения для детей с ОВЗ.

Материал будет полезен педагогам для организации обучения учащихся с ОВЗ....