Формирование читательской грамотности обучающихся приемами и методами технологии РКМЧП
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Таратынова Ольга Александровна

Формирование читательской грамотности обучающихся приемами и методами технологии РКМЧП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности на уроках истории с использованием технологии РКМЧП (Таратынова ОА, МБОУ СШ № 6)

Пособие «Развитие критического мышления на уроке» давно стало настольной книгой для многих учителей. С переходом на новый ФГОС данное пособие не теряет своей актуальности. В сфере образования много внимания уделяется развитию функциональной грамотности учащихся и ее составляющей — читательской грамотности. Что общего между читательской грамотностью и технологией РКМЧП? В чем привлекательность и главная ценность технологии РКМЧП для современной школы?

Во-первых, читательская грамотность, как и данная технология предполагают обучение вдумчивому, осмысленному чтению, стимулируют к размышлению над прочитанным. Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о прочитанном, расширять свои знания и возможности, читать для того, чтобы достигать своих целей, активно участвовать в социальной жизни. В самом определении кроется ответ: читательская грамотность это не только про чтение, но и про действие, которое за ним следует. Чтение — важный инструмент познания, который активизирует наше мышление, в том числе и критическое. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Во-вторых, технология развития критического мышления предполагает развитие любознательности ученика, поощряет его инициативность, дает ему право на ошибку и возможность самостоятельно искать пути преодоления возникших проблем и заблуждений. Сколько уже было сказано о необходимости субъект-субъектных отношений в обучении, но как же сложно учителю воздержаться от критики. Технология РКМЧП позволяет выстроить такие отношения, где обучающийся — субъект деятельности и не превратить урок в игру.

Непосредственная работа с текстом в технологии развитие критического мышления происходит на стадиях «осмысление прочитанного» и «рефлексия». При этом не следует недооценивать значение первой стадии — «вызов». На этом этапе происходит сразу три важных момента урока:

1)Актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме

2)Мотивация к учебной деятельности

3)Целеполагание

До знакомства с текстом учащиеся дают волю своему воображению и интуиции, начинают вспоминать, размышлять, делать предположения, настраиваются на работу. Наиболее часто на стадии вызов учителями используются следующие приемы: «Ключевые слова», «кластеры», «верные и неверные утверждения», «корзина» идей, «мозговой штурм». Также можно начать заполнять в таблице «ЗХУ» первый и второй столбики или сформулировать с учащимися тонкие вопросы.

Подготовив класс к принятию новой информации, переходим к стадии «осмысление». Умение работать с текстом больше не сводится к формуле «прочти и перескажи». Компетенции, которые следует развивать у учащихся, чтобы сформировать у них читательскую грамотность:

1)Нахождение и извлечение информации

2)Интеграция и интерпретация информации

3)Оценка и использование информации

Для развития компетенции «нахождение и извлечение информации» можно привлечь такие приемы РКМЧП как «инсерт», «ключевые слова», таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?», таблица «ЗХУ», «Бортовой журнал», «Чтение с остановками», «Кто больше?» и другие.

Следующая компетенция «интеграция и интерпретация информации» предполагает задания более высокого уровня сложности. Группировать, систематизировать факты по заданному признаку научат различные таблицы и схемы: «концептуальная», «сводная», «двухчастная» (дневники), «плюс-минус-интересно», таблица-синтеза. Объяснить причины и следствия важнейших исторических событий помогут приемы: «ромашка Блума», «Фишбоун», «дерево предсказаний», «мозговой штурм». Для работы с терминами и понятиями подойдут задания «Переводчик», «ключевые слова», «двухчастный дневник», «синквейн».

Компетенции «оценка и использование информации» более целесообразно уделить внимание на третьей стадии — «рефлексия». Названная выше компетенция предполагает осмысление текста с опорой на личный опыт, мысли и чувста, т. е. внетекстовые знания читателя, а также применение полученных знаний в реальной жизни. Поставленные задачи на стадии рефлексии можно решить, предложив обучающимся творческие, исследовательские или практические задания, например, эссе, формула «ПОПС», синквейн, рецензия, ромашка Блума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся с ОВЗ

Формирование читательской грамотности обучающихся с ОВЗ        А.В.ШумскаяУчитель высшей категориизав.библиотекой ОКСКОУ «КСКО школа» ...

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»

Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...