Доклад «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
план-конспект

Сансуева Ханда Цырендашиевна

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

К учебным мотивам относятся такие,как:

  1. Собственное развитие в процессе учения;
  2. Действие вместе с другими и для других;
  3. Познание нового, неизвестного.
  4. Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
  5. Процесс учения как возможность общения,
  6. Похвала от значимых лиц;
  7. Учеба как вынужденное поведение;
  8. Процесс учебы как привычное функционирование;
  9. Учеба ради лидерства и престижа;
  10. Стремление оказаться в центре внимания,
  11. Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:

  • увлеченное преподавание,
  • новизна учебного материала,
  • историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие, внесшими вклад в развитие математики;
  • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения,
  • чередования форм и методов обучения,
  • проблемное обучение, эвристическое;  
  • обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),
  • тестирование знаний, умений,
  • показ достижений обучаемых,
  • создание ситуаций успеха,
  • соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
  • создание положительного микроклимата в классе,
  • доверие к обучаемому,
  • педагогический такт и мастерство педагога,
  •  Учет возрастных особенностей школьников.
  •  Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
  •  Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  •  Эмоциональная речь учителя.
  •  Применение поощрения и порицания.
  •  Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

  1. Создание проблемной ситуации(например, в начале урока на этапе актуализации и повторения  для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме,  обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов устно,фронтально, возможно с записью на доске)  на повторение и актуализацию ранее полученных знаний , и задается вопрос или ставится задача,   подводящая к изучению новой темы. При этом  организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы).

Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.

  1. Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на математических диктантах, минисамостоятельных работах, самооценка и т.д.)
  2. Необычная форма обучения:  урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку, Закодированный ответ, Эстафета), защита проектов (например,«Экспериментальное получение числа π»), при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов

(например, тема «Линейная функция»:

Задание. В одной системе координат постройте графики функций:

1) у = 0,5х + 6,   - 4   ≤ х ≤   - 2;

  1. У = - 2х +1,  - 2 ≤  х ≤ - 1;
  2. У = 3,     - 1 ≤  х ≤ 1;
  3. У = - 3х + 6,  1 ≤ х ≤ 2.

Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд,то полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете, как оно называется?

Это Кассиопе́я. Историческая справка.

  1. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами,  поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. (большую помощь при этом оказывают печатные тетради по предметам математики и информатики);
  2. Лабораторные работы.В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения («Смежные и вертикальные углы»,  «Сумма углов треугольника»,  «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).
  3. Уроки « Одной задачи», на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные способы её решения. Это применяется,  например, на уроках геометрии и алгебры в старших классах при подготовке  учащихся старших классов к ЕГЭ (часть С).
  4. Решение развивающих, нестандартных задач, включая межпредметные связи и развитие кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в 5–7 классах);
  5. Дифференцированные задания на уроках и на дом.
  6. Задания на самостоятельный поиск информации в учебных пособиях бумажных или электронных (доклады,сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких либо тем)
  7. Участие в различных предметных конкурсах (Кенгуру, КИТ и др.); участие в предметных олимпиадах разного уровня от школьных до областных и Российских
  8. Использование компьютерных технологий.

Проведение уроков с использованием информационных технологий — это большой стимул в обучении. На таких уроках  активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.

Использование ИКТ позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того,использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

Таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учеников более серьезно относиться к обучению математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.Активный метод ...

Способы повышения мотивации при обучению английскому языку школьников.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят д...

Поиски способов повышения мотивации к обучению математике

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с...

Современные формы контроля как способ повышения мотивации при обучении английскому языку

              В статье  описывается  в основном о происхождении слова "тест" о его значении, роли, о функциях проверки и   форма...

Театрализация на уроках литературы как способ повышения мотивации к обучению.

Данная статья посвящена театральной технологии и способе ее применения на уроках литературы во время изучения творчества И. Гончарова и его романа "Обломов"....

«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике».

Проблема развития мотивов  важна  на каждом уроке.  Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок  увлекательным?Основу мотивации составляет потребность в чем-ли...