Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.
учебно-методическое пособие по теме

Шевлюкова Ольга Николаевна

Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.

Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.

Активный метод предполагает не столь доминирующую роль учителя, как в первом случае: педагог побуждает ученика к сотрудничеству, общению, к поиску истины.

Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие ученика и учителя. Учитель является организатором процесса усвоения знаний учащимися, которые взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющиеся знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iteraktivnye_metody.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении               русскому языку и литературе.                                            

                                         

                                       Шевлюкова О.Я., учитель русского языка и   литературы,

                                                                       кандидат педагогических наук

                                                                        МОУСОШ №13,г. Ноябрьск                                        

Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.

Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.

Активный метод предполагает не столь доминирующую роль учителя, как в первом случае: педагог побуждает ученика к сотрудничеству, общению, к поиску истины.

Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие ученика и учителя. Учитель является организатором процесса усвоения знаний учащимися, которые взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющиеся знания.

     К интерактивным методам можно отнести:

  • Ролевые игры;
  • Мозговой штурм;
  • Дебаты;
  • Дискуссию;
  • Свод-анализ;
  • Различные виды групповых работ.

     В чем же преимущество данных методов? Как учителя – словесники, мы все чаще сталкиваемся с нежеланием детей читать книги. Выпускники школ не владеют навыками монологической речи. Задача учителя - заинтересовать ученика, способствовать росту познавательной активности. Процесс обучения должен строится так, чтобы поощрять ответственность, активность, проявление индивидуальности и уважения к личности других людей, к чужому мнению. Ребенок в классе должен получать нечто большее, чем просто знание изучаемых предметов. Использование интерактивных методов способствуют формированию жизненных ценностей, ощущению себя личностью и гражданином. Привлекательность этого метода заключается и в том, что он позволяет сделать акцент на общении, развитии идей и обмене ими. Методическое объединение русского языка и литературы школы№111 активно использует ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности.

Преимущества ролевой игры таковы:

  • Ученики активно вовлекаются в обсуждение;
  • Царит доброжелательная атмосфера;
  • Наличествует свобода и спонтанность в действиях окружающих, нет  боязни показаться  смешным, дать неверный ответ,
  • Позволяет войти в образ литературного героя, лучше понять его.

      Ролевые игры развивают воображение, интеллект, коммуникативные навыки. Играть в экспедиции, в путешествиях, в сказочных героев.  


Мозговой штурм
помогает:

  • оценивать понимание участниками данной темы и их знания;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • получить большое количество идей за короткий отрезок времени.

При таком методе учащиеся активно высказывают вслух свои мысли, учатся слушать друг друга, анализировать.

     Дебаты рекомендуется в старших классах. Смысл дебатов – склонить судей и зрителей к своей точке зрения, убедить их в своей правоте. Этого добиваются путем представления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Дебаты - это спор по правилам, командный спор, когда свое мнение отстаивается не за счет громкого голоса, а умения правильно говорить и аргументировать свою позицию. Дебаты - полезная игра для учащихся, так как учит их говорить. Правильно и цивилизованно отстаивать свое мнение, слушать своих оппонентов.

Дебаты развивают:

  • логическое и критическое мышление;
  • навыки устной речи;
  • уверенность в себе;
  • терпимость к различным взглядом;
  • навыки публичного выступления;
  • навыки самоанализа и самооценивания;
  • навыки делать выводы и заключения.

Использование интерактивных методов создает в классе атмосферу, способствующую тому, чтобы дети без страха и с воодушевлением встречали возникающие проблемы и были способны их разрешить. Интерактивные методы делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации на уроках русского языка

Каким образом можно мотивировать учащихся на успешное и плодотворное изучение русского языка....

Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.

В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети,  имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...

Способы повышения мотивации при обучению английскому языку школьников.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят д...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...

Современные формы контроля как способ повышения мотивации при обучении английскому языку

              В статье  описывается  в основном о происхождении слова "тест" о его значении, роли, о функциях проверки и   форма...

Диалоговое обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы

Приёмы формирования навыка грамотного учебного диалога и аргументирования своего мнения через повышение мотивации учащихся 5 - 11 классов к изучению русского языка и литературы....