Диалоговое обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы
методическая разработка (5, 11 класс)

Чудина Ольга Михайловна

Приёмы формирования навыка грамотного учебного диалога и аргументирования своего мнения через повышение мотивации учащихся 5 - 11 классов к изучению русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogovye_priyomy_obucheniya.docx21.56 КБ
PDF icon dialogovoe_obuchenie.pdf2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы О. М. Чудина                                                                       МКОУ Верх-Мильтюшинская СОШ имени Н. З. Фисенко

2022 г.

Диалоговое обучение учащихся 5 – 11 классов как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы

Проблема практики: низкий уровень построения диалогов, аргументирования своего мнения при взаимодействии с учащимися и учителем.

Моя образовательная задача: овладеть приёмами формирования навыка грамотного учебного диалога и аргументирования своего мнения через повышение мотивации учащихся 5 - 11 классов к изучению русского языка и литературы.

Современный урок в отличие от традиционного требует иного подхода к организации учебной деятельности учащихся. Одним из таких подходов является проблемно-диалоговое обучение. Л. С. Выготский утверждал, что обучение, ориентированное на зону ближайшего развития, должно осуществляться в совместной деятельности обучающего и обучающегося, построенной в логике общения, а также с постепенной трансформацией в индивидуальную деятельность обучающегося субъекта. Поэтому моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы управлять процессом обучения, основываясь на развитии всех разновидностей умственной деятельности, коммуникативных навыков, функциональной грамотности учащихся. Проблемно-диалоговое обучение строится на компетентностном подходе в обучении, диалогическом характере обучения, субъектном опыте обучающихся, групповом взаимодействии и рефлексии.

Проблемную ситуацию создаю на уроке путём предъявления ученикам противоречивых фактов, заостряю их внимание на противоречии, побуждая тем самым сформулировать учебную проблему в диалоге.

Диалог на уроках русского языка и литературы может быть информационным и интерпретационным (обмен мнениями, оценка известных фактов, их интерпретация). Информационный диалог обычно реализуется на этапе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включён в любой структурный элемент урока. Целью введения интерпретационного диалога на занятии является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов, увеличение скорости речевых реакций в спонтанном диалоге.

Задания на уроках русского языка и литературы.

1. Какие требования к общению отразил народ в пословицах и поговорках?

- Длинный язык с умом не в родстве.

- Говорит красиво, да слушать тоскливо.

- Речь вести – не лапти плести.

- Можно много сказать и в короткой речи.

2. Прочитайте текст. Какие правила общения нарушают пассажиры?

Мама, Ксюша и Петя отправились в гости к Валентине Степановне. Мама сказала:

— Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.

Ксюша села у окна, Петя — рядом с ней.

— Ксюшка! — закричал Петя на весь автобус. — Ты заслоняешь все окно. Ничего не видно!

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

В процессе обучения диалогической речи у школьников формируются необходимые умения:

  • составить зачин диалога,
  • заявить проблему,
  • востребовать информацию от собеседника,
  • слушать собеседника и показать это в своих репликах,
  • использовать языковые средства выражения вежливости к мнению собеседника,
  • быть информативным в диалоге,
  • устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт.

На различных этапах урока использую разные типы диалогов. Мотивационный – это такой диалог, который несёт в себе функцию побуждения к учебной деятельности, желанию познания нового.

Сообщение темы урока организую путём применения приёма «яркое пятно», способного заинтриговать учащихся. В качестве «яркого пятна» могут быть притчи, случаи из истории науки и культуры, малые формы фольклора и т. д. При изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в начале урока демонстрирую фокус. В трёх стаканах чистая вода, на стаканах обозначение – буква «я». Стакан с желтой краской обозначен плюсом, стакан с синей краской – минусом. Предлагаю детям добавить в каждый стакан с чистой водой и синюю, и жёлтую краску. Сравниваем результаты смешивания: одинаковых оттенков не получилось. Переходим к обозначениям на стаканах, учащиеся предполагают, что «я» - это человек, значит «минус» и «плюс» - это его положительные и отрицательные качества характера. Дети размышляют: встречались ли им люди только с положительными или только с отрицательными чертами личности? Почему нет людей, схожих по характеру? Обращаю внимание учеников, что люди в течение жизни приобретают определённые способности и формируется личность со своим набором черт характера. Прошу обратить внимание на полученный результат в стаканах и предположить тему урока. Тема урока: образы главных героев повести. На этом этапе учебной деятельности развивается умение извлекать информацию и интерпретировать её.

Диалоговое обучение – это интерактивное обучение, то есть обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Взаимодействие на уроке осуществляю через деятельность в формате учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – аудитория, ученик – группа учеников, группа учащихся – аудитория. Диалоговое обучение способствует развитию умений читательской грамотности.

Учить учащихся формулировать учебную задачу позволяет такой вид диалога, как побуждающий, который, как экскаватор, «выкапывает» проблему, вопрос, побуждает к созданию противоречия. Например, при изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» учащимся предлагается составить словесный портрет Емельяна Пугачева. Выслушиваются ответы нескольких учащихся и внимание детей обращается на то, что все ответы в чём-то схожи, но есть и отличия. Перед учащимися ставится вопрос, каким героем является Пугачёв, положительным или отрицательным. Чтобы ответить на вопрос, нужны факты, а именно: особенности речи, поступки, взгляды, привычки. После работы с текстом школьники высказывают своё мнение о Пугачёве. Эти мнения не совпадают. Внимание детей акцентируется на том, что Пугачёв – личность противоречивая. На данном этапе работы у школьников развиваются такие умения читательской грамотности, как нахождение информации, осмысливание и оценивание содержание текста. Побуждающий диалог развивает творческое мышление, максимально близок к жизненным ситуациям, но, в то же время, ученики могут отойти от темы, то есть нужно чётко контролировать время беседы на уроке.

В своей педагогической деятельности использую такой диалог, как подводящий. Это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, к новому способу действий. Подводящий диалог – цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. Этот вид диалога развивает логическое мышление, просчитывается по времени, ведёт к нужному результату коротким путём, но в меньшей степени развивает творчество и инициативу. Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к определению темы урока. Данный приём хорошо выстраивается от «повторения». Продолжая работу по повести «Капитанская дочка», а именно над образом Пугачева, ученики определяют его характер. В словаре дети находят определение слова характер, узнают происхождение этого слова. Пробуют найти ответ на вопрос: можно ли изменить характер? А затем учащимся предлагается узнать, какой у них характер через тест «Геометрические фигуры». Данный вид деятельности предполагает интеграцию, интерпретацию, осмысление и оценку информации.

В работе с учащимися применяю такие приёмы диалогового обучения, как ромашка Блума, «плюс, минус, интересно», синквейн, кубик Блума, толстый-тонкий, «знаю, хочу узнать, узнал», диалог с автором, двойной дневник, шесть шляп, фишбоун, инсерт, свободное письмо.

Применение диалогового обучения позволяет ученику развивать речь, аргументировать свои суждения, получать знания, поддерживать интерес к обучению, проявлять уважение к другим. Мне же, как учителю, такой подход на уроках помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения читательской грамотности школьников, понять, на какой стадии находятся учащиеся в процессе обучения, повышать их мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Источники информации:

1. Е. Н. Крапивина. Проблемно-диалогическая технология как средство формирования УУД.   https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/310227-master-klass-po-teme-problemno-dialogicheskaj

2. В. В. Хасанова. Проблемно-диалогическое обучение. Методы и приёмы. https://kopilkaurokov.ru/vsemuchitelam/meropriyatia/mastier-klass-po-tiemie-probliemno-dialoghichieskoie-obuchieniie-mietody-i-priiemy

3. В. Н. Буренко. Проблемно-диалогическое обучение на уроках. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/06/25/problemno-dialogicheskoe-obuchenie-n-0

4. О. В. Белинская. Технология проблемного диалога как средство формирования познавательных универсальных учебных действий. https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-probliemnogho-dialogha-kak-sriedstv.html                                                                                             

5. Использование диалоговой технологии на уроках русского языка и литературы. https://infourok.ru/ispolzovanie-dialogovoy-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2076004.html

6. Психогеометрический тест С. Деллингер. https://www.b17.ru/blog/27293/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...

Пути повышения мотивации к изучению русского языка и литературы.

В докладе "Пути повышения мотивации к изученю русского языка и литературы" приводится несколько способов стимулирования обучающихся: использование различных технологий, внеурочная деятельность, личнос...

Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подгото...

Игровые электронные образовательные ресурсы как средство развития мотивации к изучению русского языка и литературы.

Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека, XXI век предоставляет невиданные ранее возможности по насыщению...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....