Доклад "Психологическая диагностика обучающихся"
методическая разработка

Озерова Татьяна Фёдоровна

Материал к педагогическому совету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_diagnostika_obuchayushchihsya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика обучающихся.

Уровень творческих способностей  

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Э. Фромм 

В условиях модернизации казахстанской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчётливо прослеживается тенденция формирования творческой личности в связи с принципиально новыми функциями художественного образования и эстетического воспитания, в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребёнка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используется понятие «креативность». Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны. Что такое креативность? Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отличаться мышлением от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении жизненных проблем.

Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление – противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путём интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более глубоко и широко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важны и восприятие, и воображение, и тем более – фантазия.

Основная цель диагностики в классе:

- корректировка воспитания учащихся;

- определение типов темперамента;

- выявление уровня развития внимания, памяти, мышления;

- определение уровня развития творческих способностей учащихся.

 Расширение представлений о человеке.

                    Недописанный тезис

  Дописать тезис – это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Фраза напечатана на карточке для каждого участника и он эту фразу на карточке дописывает:

  « Если ты видишь недостатки человека…»

  « Быть человеком…»  и т.д.

Ребята написали такие продолжения:

На 1 фразу –

  • То я подскажу
  • Подумаю про себя
  • Промолчу и сделаю вывод про себя
  • Я не обращу внимания
  • Подумаю, что этот человек невоспитан.

На 2 фразу –

  • Надо научиться
  • Значит, быть добрым и личностью
  • Уважать мнение других, поступать по-человечески
  • Жить как человек
  • Значит, быть воспитанным

Раздел 2. Формирование представления об индивидуальности и особенности своего « Я».

                            Я – ПОЗИЦИЯ

   

   Выявляются отношения с коллективом. Ученик выбирает свое место в коллективе и показывает его на таком рисунке:

                                                                   Я

  При проведении этих методики особенно следует заботиться о сохранении тайны личности. И в ходе тестирования нужно предусмотреть все, чтобы чужой глаз не заглянул в схему, которую рисует рука подростка.

                                                            Тест графический

   Учащимся предлагается нарисовать в ряд семь кругов и назвать в них близких людей: это могут быть родители, друзья, учителя. Определить и свое место.

  Анализ:

  1. Учитывается местоположение «Я». Чем ближе к началу, тем выше самооценка личности, чем дальше, тем более она занижена. Адекватная самооценка соответствует 3 -4 кругу.
  2. Учитывается, кто из близких людей расположен рядом с «Я» - это наиболее значимые люди.
  3. Учитывается значимость людей для личности ( слева направо).

Раздел 3. Формирование отношения к этикету как норме жизни общества.

                         

                            НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС

« Друг – это…»

  • Помощь любимого человека
  • Человек, с которым ты можешь всегда поделиться горем и радостью, можешь на него всегда положиться
  • Человек, который всегда тебя поймет
  • Как будто близкий человек, который никогда, повторяю никогда не предаст, не обманет и в беде всегда с тобой.

« Говорить друг другу правду, неприятную ему…»

  • не надо
  • не надо, но случаи бывают разные
  • надо, пусть она и горькая, но правда.

« Гордость и скромность – это одно и то же или…»

  • безусловно, это разные вещи
  • это разные понятия
  • нет

« Друзей может быть много…»

  • нет, друзей не бывает много
  • и это правда
  • а настоящий только один
  • а лучший друг один
  • не может, много их практически нет!!! А настоящий друг только один или его нет.

Раздел 4. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни.

                            НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС

« Быть счастливым значит быть здоровым…»

  • это правда
  • не всегда так бывает
  • конечно, только чтобы рядом с тобой был любимый человек
  • не только здоровый человек может быть счастливый
  • это не правда

« Курить значит стать взрослее…»

  • да –
  • нет –
  • лучше курить, значит быть глупее, болеть

« Наркотик убивает жизнь…»

                             

Раздел 5. Развитие творческого мышления и самостоятельности.

                       ВООБРАЖЕНИЕ

   В течение трех минут придумать и записать как можно больше вариантов того, что напоминает данный рисунок.

   Например, чашка на блюдце, бублик, колесо и т. д.

   Тринадцать примеров – хороший результат.

                 СЛОВЕСНАЯ БЕГЛОСТЬ И ГИБКОСТЬ

   В течение трех минут написать как можно больше слов, содержащих заданную букву ( например, «С»).

   Анализ: учитывается количество написанных слов и местоположение буквы ( ограничение испытуемого, например, использование заданной буквы только в начале слова, может говорить о недостаточности творческого мышления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа»

Модель  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях  работы прграммы-инициативы "Наша новая школа"...

Диагностика обучающихся

Анализ диагностики обучающихся....

Диагностика обучающихся по русскому языку

Анализ диагностики обучающихся по русскому языку....

Материалы для диагностики обучающихся 9 класса

3 варианта тестов для обучающихся 9 класса, состоящих из частей А и В, позволяют выявить уровень подготовки к ОГЭ....

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Технология проведения стартовой диагностики обучающихся

Стартовая диагностика при вхождении в программу...

Результаты диагностики обучающихся

Данный материал представляет собой результаты диагностики обучающихся и используемые методики...