Дистанционное обучение: подготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс)

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Дистанционное обучение: подготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию.

Цель:

1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания.                                                                                                                     

 2.Создание условий для формирования  индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и  обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект72.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение: подготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию.

Цель:

1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания.                                                                                                                      2.Создание условий для формирования  индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и  обществознанию.

     Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ и ОГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. ЕГЭ по истории и обществознанию за последние годы  являются одними из наиболее популярных экзаменов, выбираемых учениками.                    

   «Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения» предусматривает разнообразные формы организации образовательного процесса. Наибольшим потенциалом обладает  дистанционное обучение – система, основанная на взаимодействии педагога и обучающихся, обучающихся между собой, разделенных расстоянием, и реализуемая средствами различных интерактивных технологий.

В современном обществе все большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Наиболее широко и полно все обучающие возможности информационных технологий используются в системе дистанционного образования, учитывая, что одной из основных задач общеобразовательной системы является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. Дистанционное образование – это требование современного мира, существующего в информационном пространстве.                                                            

ФГОС основного общего образования предъявляет требования к кадровым условиям реализации  основной образовательной программы основного общего образования. Профессиональная деятельность учителя должна быть направлена на использование всех имеющихся ресурсов и условий, обеспечивающих качество образования. В основе реализации основной образовательной программы общего образования лежит системно-деятельностный подход.

https://pedsovet.org/upload/articles/inline/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0.jpg

 В условиях массового внедрения сдачи итоговой аттестации за курс основного общего образования в форме ГИА (ОГЭ)  в переходный период внедрения ФГОС ООО сохраняется актуальность вопроса о целенаправленной, системной, качественной подготовке обучающихся к экзаменам.

    Для успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации учителю любой дисциплины рекомендуется реализовать следующий алгоритм.

  1. Анализ информации по содержанию и процедуре проведения ГИА.
  2. Выявить число обучающихся, предполагающих сдавать ГИА по предмету.
  3. Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
  4. Согласовать с руководителями ОУ организационную форму подготовки обучающихся (консультации, факультативы и т.д.)
  5. Проанализировать учебно – методическое обеспечение.
  6. Выявить уровень усвоения обучающимися всех тем курса.
  7. При необходимости получить консультацию у методиста по проблеме ГИА.
  8. Обеспечить мотивацию деятельности обучающихся.
  9. Составить КТП
  10. В КТП внести сроки и формы диагностики уровня усвоения повторяемого материала.
  11. Учитывать уровень индивидуальной подготовки обучающихся.
  12. Определить график, место и время проведения занятий.
  13. Организовать взаимодействие учителя и обучающихся в процессе подготовки.
  14. Использовать альтернативные способы подготовки (Интернет)
  15. Осуществлять контроль и диагностику на каждом занятии и по завершении повторения крупных блоков.

Как же можно помочь нашим детям лучше, учитывая индивидуальные особенности, подготовиться к итоговой аттестации?

Имея опыт в подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию,  педагоги пришли к выводу, что необходимо использовать не только традиционные формы образовательной деятельности, но и современные, отвечающие запросам молодёжи и требованиям настоящего времени.                                                                                       Дистанционное обучение – это обучение с применением современных технологий, которое обязано своим возникновением развитию информационных технологий и компьютерной техники. Прогресс в области передачи информации на расстоянии с использованием компьютерных средств коммуникации позволил поставить на качественно новый уровень образовательные услуги.

У нас  есть опыт дистанционного обучения при подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.                                 

С целью обеспечения дистанционного обучения активизируйте службы Google.

Наполните их содержанием, в том числе методическими и дидактическими материалами, необходимыми для достижения конкретных педагогических целей работы с учащимися. Благодаря различным функциям служб Google, можно вести дистанционную поддержку учащихся.                                                                                                                                             Наиболее распространены две формы дистанционных занятий:

1) on-line: режим, при котором преподаватель и ученик в определенное время встречаются в Сети, связываются по Скайпу и работают синхронно, используя материалы, размещенные на сайте;

2) off-line: ученик работает с материалами курса в удобное ему время, преподаватель организует, контролирует и направляет процесс обучения. Интенсивность занятий легко регулируется. Например, можно заниматься каждый день, пройти занятие в течение дня маленькими порциями и даже изучить весь курс за пару недель перед экзаменами. Ученик получает объективную оценку за свои знания. Сегодня, в эпоху сверхскоростных технологий и тотальной нехватки времени, общение через Internet зачастую оказывается эффективнее очного контакта на уроке. К примеру, преподаватель, получая вопросы по электронной почте, может ответить на них в удобное для себя время. Экономия времени, средств, возможность получать полноценную подготовку, оперативная связь с преподавателем – все это делает дистанционное образование привлекательным для многих.                                          

Учитывая популярность социальных сетей среди школьников, эффективным инструментом проведения дистанционных уроков для учителей может стать социальная сеть «ВКонтакте». Это групповые чаты, видео – и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это дает возможность сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса. Ученики могут задать конкретный вопрос, в том числе и связаться с учителем по скайпу. Для того, чтобы учиться, достаточно иметь доступ к Internet.  Например, обучение возможно и во время болезни. Ученик получает задание, краткое содержание пройденных тем, творческие задания, а так же проходит тестирование по теме.             Я создала свою страничку «ВКонтакте», для осуществления дистанционного обучения учащихся. На странице выкладываются  задания, которые ребята выполняют и отправляют мне. На этой странице можно выложить  материалы для повторения по пройденным темам, тесты, в том числе и ссылки - онлайн тестирование. Для кого этого не достаточно, можно создать страницу с темами видеоуроков. Таким образом, дистанционная работа стимулирует познавательную деятельность учащихся.                              

В нашей стране достаточно долго отсутствовала так называемая «тестовая культура». Отечественная традиция обучения поощряет широту мышления, кругозор, общую эрудицию и это хорошо, но при этом мы считаем, что если класс в целом усвоил принципы, усвоил основные термины, даты, значит – можно идти дальше, невзирая на ошибки «от невнимательности». Тесты предполагают развитие совершенно других способностей.                       Я считаю, что технологию сдачи тестовых заданий проще всего освоить, главным образом, одним способом: необходимо переделать огромное количество аналогичных заданий, параллельно повторяя весь школьный курс истории или обществознания с преподавателем, так как только грамотный преподаватель может определить слабые места ученика и точно знает, как выстроить систему такой подготовки. Критерии оценки ЕГЭ не разделяют ошибки на «описки», «огрехи невнимательности», не «щадят» потерю концентрации. Выполнение заданий, особенно части С  зачастую не похожи на задания в учебниках и требуется дополнительных знаний, точности и обоснованность ответов и т.д.                                                        И, как показывает опыт, ученики испытывают затруднения , прочитав задания, дать полный , развернутый ответ, грамотно написать эссе (задание С 9).Конечно, рамки урока ограниченны, да и количество часов часто минимальное.  В данной ситуации дистанционное обучение  - это одно из средств получать качественное образование по индивидуальному графику.         Дистанционный курс позволяет  учителю быстро выявить пробелы в знаниях и направить усилия каждого конкретного ученика на преодоление своих трудностей. Для некоторых учащихся дистанционный  курс – это своеобразный тренинг, заставивший поверить в свои силы, избавиться от страха. Погружение в каждое задание, вырабатывание алгоритмов действия к каждому заданию, решение однотипных заданий – всё это помогает создавать ситуацию успеха.

Изучая и анализируя учебно – методическое обеспечение по информатике, учителю можно разработать структуру сайта, выявить необходимое содержание каждого раздела.                          Структура сайта:

  1. Главная страница
  2. Демонстрационные материалы
  3. Задания ГИА (Часть1, Часть2, Часть3)
  4. Навигатор (Часть1, Часть2, Часть3)
  5. Новости ГИА
  6. Решение заданий (Часть1, Часть2, Часть3)
  7. Ты готов? Ловушки
  8. Электронная доска, Журнал, Электронные тетради.

Главная страница содержит спецификацию КИМ проведения ГИА по информатике и ИКТ (ФИПИ).

Демонстрационные варианты – содержание КИМ.

Задания ГИА. В данном разделе представлено каждое задание в нескольких вариантах по каждой части ГИА.

Навигатор. Теоретический материал для каждого задания, выложенный на сайте в виде отдельных файлов – навигаторов.

Решение заданий. В данном разделе можно разместить презентации – решение каждого задания, которые учитель составит  самостоятельно, согласно УМ обеспечению предмета.

Ловушки. Анализируя результаты сдачи ГИА учащимися, учитель выкладывает решение задания, в котором обращает внимание на «ловушки».

Электронные тетради учащихся – это персональные сайты, созданные в Google, где каждый раздел  - это страницы тетради, на которых учащиеся выкладывают свои решения, а учитель проверяет, оставляет  свои комментарии.

Электронная доска – это раздел сайта, где каждый желающий может оставить свои комментарии, выложить для обсуждения свой способ решения задания ГИА. На доске разрешается писать всем, кто входит в группу подготовки к ГИА.

Журнал – страница сайта, где учитель отмечает уровень усвоения и выполнения учащимися заданий ГИА. В таблице представлены ФИ учащихся и название каждого задания. Определенным цветом ведется статистика.

Новости ГИА – актуальная информация для учащихся и учителя.

Дистанционный курс «Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию» размещенный на сайте может быть рассчитан на весь учебный год и предназначен не только для учащихся 9, 11 класса, курсом могут пользоваться и обучающиеся 8-10 классов.                                                 Основой для информационного наполнения курса являются собственные наработки учителя, демоверсии ЕГЭ, учебные пособия по подготовке к экзамену, материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Темы занятий должны быть представлены в соответствии со спецификацией КИМов Единого государственного экзамена.                             Необходимо составить план последовательного изучения материала дистанционного курса по подготовке  к ЕГЭ по обществознанию и истории. Для учеников  учитель может выложить теоретический  материал по теме, задания и тесты. По окончании подготовки учащимся предлагается итоговый тест, являющийся аналогом ЕГЭ.

Дистанционное обучение для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Дистанционное обучение представляет собой новый этап развития всей образовательной системы. Сама технология обучения уже сегодня позволяет дистанционному образованию быть не менее качественным, чем очное. Обучающийся может получать учебную информацию из разных источников.                                                                                                  Информационно-образовательные порталы являются кладезем наиболее мощных коллекций ссылок на образовательные Интернет-ресурсы. Они содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения преподавателей истории и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в исторической тематике, и много других полезных сервисов.

Наиболее эффективной стала работа с такими Интернет-ресурсами как веб-сайты для подготовки к ЕГЭ и ГИА:
 
http://ege.edu.ru/ 
 
http://решуегэ.рф  , http://reshuege.ru
 
neznaika.pro
  http://www.alleng.ru

http://moeobrazovanie.ru/online_test/                                                                                               http://www.college.ru                                                                                                                                     

Такие тренировки в выполнении заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.                                                            Возможности, представляемые новыми информационными  технологиями,  позволяют  качественно  повысить  уровень  выполнения  внешкольной  работы учащимися, влияя, таким образом, на качество обучения в целом.                                                                                                                                                               

Итак, выделим плюсы в пользу использования информационных технологий для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА на уроках истории и обществознания:
Для ученика:
Применение данной технологии позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что немало важно при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Поиск информации: Сегодня для сдачи ЕГЭ учебников по предметам не достаточно. Поэтому возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.                                                                                                                                                  
Для учителя:
Тот же Поиск информации в сети Интернет, электронных учебниках и энциклопедиях для подготовки к урокам, созданию наглядных пособий и т. д.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Литература

  1. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии /Е.Ю.Ривкин. – Волгоград:Учитель, 2014. – 183с.
  2. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ /М.А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2013.-170с.
  3. Сидорова Е.В. Используем сервисы Google, - СПб.: БХВ – Петербург, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию

Информационный  проект «Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию» рассчитан на учителей истории и обществознания,  учащихся 10-11 классов и их родителей....

Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию

Информационный проект, расчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей....

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....