"Мой особый ребёнок"
учебно-методический материал

Булдакова Оксана Юрьевна

Методичка содержит в себе игры и упражнения напраленные на гармонизацию детско-родительских отношений в семье особого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx812.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №4»

Камышловского городского округа

Консультационный центр для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного возраста

«МОЙ ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Камышлов

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора ……………………………………………………………….…3

Введение ………………………………………………….…………….....4

Приемы взаимодействия с особенным ребенком ……………….…..….5

Игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений……………………………………………………....10

Заключение………………………………………………………...……..17

Список использованных источников………………………………...…18

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы сейчас открыли методическое пособие, которое разработано для Вас! Это сборник рекомендаций, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений в семье!

Ученые неоднократно отмечали противоречивый характер детско-родительских отношений: с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения к ребенку является любовь, а с другой –требовательность и контроль.

 Чтобы выйти из обозначенного противоречия, необходима определенная «родительская компетентность», включающая семейные ценности, установки и ожидания родителей, родительскую позицию и родительские отношения, родительские чувства и меру ответственности, стиль семейного воспитания. 

В брошюре представлены рекомендации, которые способствуют повышению «родительской компетентности» в воспитании и развитии своего особенного ребенка.

Мы надеемся, что этот сборник станет настоящим помощником Вашей семье.

с  уважением

Оксана Юрьевна Булдакова

педагог-психолог,

Кристина Александровна Евсеева

учитель-дефектолог

МАДОУ «Центр развития

ребенка – детский сад № 4»

Введение

Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Воспитать настоящего человека - непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья. 

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. Особенностью семейного воспитания является включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».


«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В. А. Сухомлинский

ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОСОБЫМ РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

Воспитание и развитие особого ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:

1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”. hbY6wbGkVnu4PR6FoZnKnZ5hcjm_iXs_.jpg

2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что Вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если Вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на Вас, когда Вы говорите.                                                              Фото взято из открытых источников

3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

4. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая Вам. Превратите это в игру.

5. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

6. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.

Рекомендации родителям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

1. Самое важное - не маскировать диагноз за, якобы, "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.

2. Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

3. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

4. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

5. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

6. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

7. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

Помните, что расстройство аутистического спектра - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни, и без вашей поддержки ребенку будет трудно.

Рекомендации родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

1. Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не нужно постоянно опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".

2. Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться  агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения.

3. Необходимо внимательно отнестись к организации  труда и отдыха ребенка.

4. Также необходимо создавать условия для формирования адекватной самооценки ребенка. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение.

5.  Используйте приемы для побуждения познавательной активности. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на занятиях. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале.

Рекомендации родителям, воспитывающим детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. У детей с нарушениями речи наблюдаются нарушение процесса формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения звуков речи. Они хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

1. Вам необходимо постоянно помогать педагогам (логопеду, психологу, дефектологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от Вас. Так, если у ребенка заикание, то Вы обязательно должны организовать дома щадящие условия: обязательный режим дня, ограничение речи, соблюдение «режима молчания», избегание сильных эмоциональных впечатлений и т. д.

Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.

2. Вам не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению.

3. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.

4. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.

5. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

6. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.

7. Большое значение имеет пение, чтение стихов.

8. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

12. По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).

13. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.

14. Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни («Надеваем на правую ножку носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).

15. Поправляйте неправильно произнесённые звук или слово, но делайте это деликатно: не ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте немедленного правильного произнесения.

17. Объясняйте ребенку значение новых и непонятных ему слов. При необходимости обращайтесь к словарю, тем самым ребенок будет исподволь приучаться работать со справочной литературой.

18. Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа), составляет рассказ по картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка, укажите на ошибки после того, как ребенок закончит высказывание.

19. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка. Если вы не можете дать ответ сразу, обязательно ответьте, как будете готовы. Этим вы не только дадите ребенку новые знания, но и взаимно полезное общение.

20. Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произнося все звуки и слова.

IMG_20201218_152655.jpg

Рекомендации  родителям, воспитывающим детей – инвалидов

1. Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

2. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

3. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

8. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

10. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

11. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка–инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для Вас, но и для ребенка, которому Вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

14. Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у Вас больной ребёнок, Вы не виноваты.

15. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком –инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

16. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Игра, как средство нормализации детско-родительских отношений, представляется одним из наиболее эффективных, так как, являясь ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, она, тем не менее, остается достаточно результативным способом психологической помощи и коррекции в работе со взрослыми. Следовательно, при необходимости работы одновременно со взрослыми и детьми игротерапия является наиболее оптимальным выбором.         Как в ходе тренингов, так и для самостоятельного использования родителям и детям предлагается широкий спектр игр, направленный на нормализацию различных сторон детско-родительского взаимодействия.

     

«Зеркало»

img_6.jpgЦель: развитие эмоционального осознания своего поведения, выработка  произвольного контроля.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: взрослый и ребенок встают напротив друг друга и по очереди исполняют роль зеркала, повторяя движения (поднять левую руку, правую руку отвести в сторону, шаг на месте и др.)  и мимику (улыбнуться, удивиться, погрустить, рассердиться и др.)

«Тень»

Цель: формирование взаимопонимания и умения подстраиваться под другого.

Оборудование: спокойная музыка.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: проигрываются две роли: путника и его тени. Роль путника исполняет родитель, который идет через поле или через лес, выполняя различные движения: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть в даль, помахать белочке, которая сидит на ветке дерева и др. Ребенок, исполняющий роль тени, следует на несколько шагов позади путника и старается как можно точнее повторить его движения. Затем участники меняются ролями, а по завершении игры предлагается обсудить, что чувствовали участники.        

«Без правил»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения и умения безоценочного отношения друг к другу.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы, добавляя к ней свое содержание. Например: «Мне нравится, что ты...», «Я думаю, что ты любишь...», «Я думаю, что ты не любишь...». Здесь важно, чтобы предпочтения и негативные оценки касались не только еды и одежды, но и чувств, ощущений – запахов, звуков и т.п.

 «Портрет»

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Оборудование: спокойная и приятная музыка, кисточка для рисования с длинным ворсом.IMG_20201221_081805.jpg

Продолжительность: 5-7 минут. 

Ход игры: звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Они «рисуют» лицо. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребенка сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребенок так же «рисует» мамин портрет.

                                               

                                                 Фото несовершеннолетних размещены с согласия родителей

«Снеговички»

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: родитель «лепит» (слегка похлопывает, пощипывает, мнет) из своего ребенка «снеговичка», стараясь передать с помощью мимики и пластики его характер. В процессе игры описывает своего «снеговичка»: какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера?

«Скульптор и глина»

Цель:  развитие  тактильного контакта, взаимопонимания, способности к самовыражению.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: ребенок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую. «Скульптор» сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять.

«Ласковое имя»

Цель: активизация эмоциональных связей всех членов семьи, формирование адекватной самооценки, снятие тревожного состояния.

Оборудование: мяч.

Продолжительность:  7-10 минут.

Ход игры: играть лучше всей семьей.

Первый круг: каждый по очереди бросает мячик другому и ласково называет того, кому бросил мяч.

Второй круг: каждый по очереди бросает мячик другому и называет положительное качество того, кому бросил мяч.                                                                           Фото взято из открытых источников IMG_20201218_152547.jpg

Третий круг: каждый по очереди бросает мячик другому и называет то качество, которое отличает его от других членов семьи.

Мяч должен бросить каждый игрок и в адрес каждого игрока должны прозвучать ласковые слова и положительные качества.

«Кто быстрее?»

Цель: снятие негативной эмоциональной энергии через положительные эмоции; развитие мелкой и крупной моторики.

Оборудование: листы бумаги (газета), корзины (количество зависит от количества участников).

Продолжительность: 5 минут.

Ход игры: по возможности участвуют все члены семьи. Каждому участнику дается бумага или газета. Ведущий засекает время и участники начинают делать снежки и заполнять ими корзину. После того, как время остановилось, ведущий считает количество снежков в каждой корзине по очереди, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, у кого больше всего снежков в корзине.

Заранее можно подготовить приз для победителя.

«Снежный бой»

Цель: снятие негативной эмоциональной энергии через положительные эмоции; развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.

Оборудование: снежки из бумаги, веселая музыка.

Продолжительность: 2 минуты.

Ход игры: родитель озвучивает игру: «Мы — снеговички и живем в своих домиках. Вот однажды что-то произошло, и снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и нам последовать их примеру. Кто-то из нас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. Задача каждого — засыпать “снегом” (который мы только что изготовили) соперника, не оставив на своей территории ни снежинки.

Игра проходит под веселую музыку. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”. 

«Маленькая птичка»

Цель: развитие чувства эмпатии, мышечного контроля, релаксация.

Оборудование: перышко, спокойная музыка.

Продолжительность: 2 минуты.

Ход упражнения: звучит спокойная музыка. Родитель озвучивает игру: «Положи руки на колени, соединив ладони вместе. Закрой глаза. Представь, что ты держишь в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук ребенка перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у  тебя в ладонях… Он засыпает, поэтому ты стараешься сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если тебе хочется погладить своего зверька или птичку, сделай это осторожно, легким движением… Мысленно успокой зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажи ему что-нибудь ласковое, улыбнись ему. Почувствуй, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнись ему еще раз и тихонько положи на теплое одеяльце… Теперь можешь открыть глаза.

«Черепахи»

Цель: развитие умения подстраиваться друг под друга, сплочение семьи.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 3-5 минут. 

Ход игры: участвовать в игре могут все члены семьи, тем она интереснее.

Мама становится на колени, ребенок ложится ей на спину, обхватывая руками. По команде начинается соревнование.         «А сейчас у нас соревнование… черепах. Как вы думаете, какая черепаха победит в этом    соревновании? Самая медлительная!

Кто в течение одной минуты проползет меньшее расстояние — тот и победитель». Затем роли меняются: ребенок — черепаха, мама — панцирь, обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.

«Поймай игрушку»

Цель: эмоционально-телесное контактирование «родитель-ребенок»; развитие координации движений.

Оборудование: мешочек с рисом или мягкая игрушка.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Ход игры: положите себе на голову мешочек с рисом или мягкую игрушку, возьмите руки ребенка ладошками вверх, придерживая их снизу, дайте сигнал и сбросьте игрушку прямо в руки ребенку, наклонив голову. Поменяйтесь ролями.

Вариант для ребенка, который не может хорошо ловить – возьмите его руки в свои и поймайте мешочек «четырьмя руками». Можно развести свои ладони, чтобы игрушка упала мимо.

«Совместное рисование тела человека»

Цель: укрепление демократических отношений между родителями и детьми, развитие у ребенка самопринятия и повышения самооценки на фоне положительно окрашенных эмоциональных контактов.

Оборудование: лист обоев длиной 1.5 м., краски, цветные карандаши или мелки, фломастеры.

Продолжительность: 20-25 минут.

Ход упражнения: на полу раскладывается лист обоев. На этом листе ложится ребенок, а родитель обводит его тело по контуру. После этого ребенок встает и совместно с родителем раскрашивает изображенный контур изнутри, причем ребенок берет на себя ведущую роль по выбору цвета для каждой детали изображения.

«Моя и мамина рука»

Цель: развитие телесной и эмоциональной памяти; формирование навыков невербального взаимодействия.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 3-5 минут.

Ход упражнения: родитель и ребенок встают напротив друг друга и выполняют следующие действия:

  •  «поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
  • погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.
  • померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.
  • одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  • попрощаться с партнером безымянными пальцами.

Данные действия выполняются сначала левой рукой, затем правой.

«Сожми пластилин или сделай отпечаток»

Цель: развитие доверительных отношений;  развитие чувства  покоя и расслабления.

Оборудование: пластилин.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Ход игры: поместить шарик пластилина между руками ребенка. А руки взрослого расположить с внешней стороны ладоней ребенка. Глядя прямо в глаза ребенка, дать команду: «Жми-и-и», мягко нажимая на руки ребенка, чтобы пластилин сплющился. Можно также делать в пластилине отпечатки пальчика, ладошки, ступни.

«Сдуй ватный шарик»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, дыхательная гимнастика.

Оборудование: шарф или длинная ткань, ватный шарик.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Ход игры:  

1 вариант: взрослый с ребенком встают напротив друг друга на расстоянии 1 м. и натягивают шарф или длинную ткань. Затем необходимо поместить ватный шарик на один край шарфа и передувать туда - обратно.

2 вариант: поместить ватный шарик на ладони, сложенные «ковшиком», и сдуть шарик в руки ребенку.

 3 вариант: взять кусок фольги (длиной с руку или ногу ребенка), загнуть края по длинной стороне и сдувать шарик туда - обратно по этому желобу из фольги

«Прогулка на трех ногах»

Цель: повышение степени доверия по отношению к другим людям; эмоционально-телесное контактирование «родитель-ребенок».

Оборудование: шарф или лента.

Продолжительность: 3-5 минут.IMG_20201221_081701.jpg

Ход игры: Родитель и ребенок становятся рядом и связывают две ноги вместе шарфом или лентой. Взявшись под руки необходимо погулять по комнате. Взрослый ответственный за координацию движений. Например, можно говорить «внутренняя/внешняя» для обозначения того, какую ногу нужно использовать.  Можно добавить препятствия (подушки, стулья), чтобы сделать задание более сложным.

                                                                  Фото несовершеннолетних размещены с согласия родителей

«Настроение и походка»

Цель: снятие телесной зажатости; обучение невербальным способам общения.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 10-12 минут.

Ход игры: родитель и ребенок встают напротив друг друга. Затем ребенок следует инструкции взрослого. Взрослый тоже может выполнять движения одновременно с ребенком.

-Покапаем, как мелкий и частый дождик, а затем – как тяжёлые большие капли.

- Полетаем, как воробей, а затем -  как чайка, как орёл.

- Походим как старая бабушка, как весёлый клоун.

- Пройдёмся как маленький ребёнок, который учиться ходить.

- Подкрадись осторожно ко мне, как кошка к птичке.

- Попрыгаем на кочках на болоте.

- Пройдемся как задумчивый человек.

- А теперь беги ко мне навстречу, обнимемся.

Заключение

Семья - это дом, в котором тепло и комфортно от тепла человеческих сердец. Именно в семье зарождаются первые чувства, эмоции, первые социальные навыки. Наш ребенок - наше продолжение. Он смотрит на нас, взрослых, влюбленным, доверчивым взглядом, верит безгранично, и если постоянно получает от нас помощь и поддержку, то начинает ценить себя, учится верить в людей, которые его окружают.

Воспитание особого ребенка – это ежедневный и тяжелый труд, в котором должны участвовать все члены семьи. Родителям необходимо научиться понимать своего ребенка, и принимать его таким, какой он есть. Понимание, принятие и любовь к своему ребенка – залог счастливой семьи.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши любовь и усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут обязательно вознаграждены!

Список использованных источников

1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. — СПб. : Питер, 2002. - 304 с.

2. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

3.  Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

6. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. – С. 254.

7. Трофимова Н. М., Трофимова Н. Б., Дуванова С. П., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

8. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Питер, 2008. - 672 с.

9. Югова О.В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям // Специальное образование. 2017. № 1 (45). – С. 53-67.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"

Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Развитие мелкой моторики в классе «Особый ребёнок»

приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей в классе "Особый ребёнок"...