Работа методического объединения
материал

Нуранова Айгуль Шайкуллаевна

Материалы работы методического объединения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол заседания ШМО

 учителей русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №4» г. о Подольск

ЗАСЕДАНИЕ №1 от 30.08.2022 г. Присутствовали: 8 человек.

 

Повестка дня.

Тема: Основные задачи работы методического объединения учителей русского языка и литературы в новом учебном году. Учитель и его самообразование. Нормативное и учебно-методическое обеспечение обучения в 2022-2023  учебном году.

Цель: детальное изучение нормативных документов. Постановка целей и задач на работу в новом учебном году.

  1. Анализ работы учителей ШМО за  2021-2022 учебном году (Воскресенская Т.Б.). Утверждение  и обсуждение плана работы ШМО на новый учебный год.
  2. Анализ результатов  итоговой  государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2021-2022 учебный год (Паршина Р.В.)
  3. Учитель и его самообразование. Планирование работы по самообразованию.
  4. Изучение нормативных документов. Учебно-методическое обеспечение уроков русского языка и литературы. Консультации: учебники, программы, элективные курсы.  Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки. Знакомство с должностными инструкциями.
  5. Утверждение годовых рабочих программ.

       По первому вопросу слушали руководителя ШМО Воскресенскую Т.Б., которая отчиталась о работе ШМО за 2021 -2022 уч. Год,  отметила хорошие результаты, достигнутые учащимися в различных предметных конкурсах и олимпиадах по предметам. Наблюдается положительная динамика качества обученности учащихся. Члены ШМО обсудили и утвердили план работы МО на новый 2022-2023 учебный год.

Решение: принять к сведению вышесказанное,

           По второму вопросу слушали заместителя директора по учебной части Паршину Р.В., который познакомил членов ШМО с результатами ЕГЭ и ГИА. Была проанализирована результативность каждого ученика и учителя. Показатели результатов итоговой аттестации приводились в соответствии с региональными показателями. МОУ «Гимназия №4» имеет хорошие показатели по сдаче ЕГЭ и ГИА. Была выражена благодарность учителям, подготовившим учащихся к экзаменам: Морщакиной В.В., Бельмас Н.Н., Чекуряевой О.Н.

Решение: усилить контроль со стороны администрации школы за процессом подготовки к итоговой аттестации учащихся 9,11 классов на протяжении всего учебного года; улучшить качество работы с КИМ при подготовке к ЕГЭ и ГИА; провести в первом полугодии пробные экзамены с целью выявления степени готовности, а также выявления "слабых мест"  у ребят  при выполнении работ; провести пробный ЕГЭ и ГИА во втором полугодии с целью выявления уровня подготовленности учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА; проводить как групповые, так и индивидуальные консультации с выпускниками. Продолжить работу по созданию банка экзаменационных материалов для подготовки учащихся. Совершенствовать деятельность учителей русского языка и литературы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в 2022-2023 учебном году.

          По третьему вопросу члены ШМО утвердили темы самообразования. Решили провести круглый стол по темам самообразования (обмен опытом работы учителей по темам самообразования) в течение года.

Фамилия, имя, отчество

Тема самообразования

Бельмас Наталья Николаевна

«Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Вертянова Валерия Леонидовна

« Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Воскресенская Татьяна Борисовна

«Развитие читательской компетенции на уроках литературы»

Кадышман Марина Леонидовна

« Совершенствование методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»

Морщакина Марина Викторовна

«Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Нуранова Айгуль Шайкуллаевна

«Работа с текстом как формирование коммуникативной компетенции учащихся в период введения ФГОС»

Паршина Римма Владимировна

«Методы и приемы оптимизации орфографической грамотности на уроках русского языка»

Чекуряева Ольга Николаевна

«Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и  литературы»

Решение: продолжить работу по темам самообразования, обменяться опытом работы на ШМО.

             По четвертому вопросу члены ШМО изучили нормативные документы. Обсудили вопрос учебно-методическое обеспечение уроков русского языка и литературы. Консультации: учебники, программы, элективные курсы. Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки. Члены ШМО познакомились  с должностными инструкциями. Воскресенскакя Т.Б. представила на рассмотрение членам МО фрагменты нормативных документов и ознакомила с правилами ведения школьной документации.

Решение: Решение: принять к сведению вышесказанное, соблюдать должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.

               По пятому вопросу члены ШМО утвердили  годовые рабочие программы. Слушали Воскресенскую Т.Б., которая познакомила с требованиями к структуре Рабочей программы, программ элективных курсов, а также учебниками и предметными линиями, рекомендованными и допущенными к использованию в общеобразовательных заведениях на 2022-2023 учебный год.

         Зам директора по УВР Паршина Р.В. поблагодарила членов ШМО за оперативную и качественную работу по составлению КТП по новым ФГОС.

Решение: утвердить рабочие программы, своевременно заполнять электронный журнал (КТП) в строгом соответствии с КТП, использовать в работе учебники и предметные линии, рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях.

   

Секретарь:                                                                     О.Н. Чекуряева

Руководитель ШМО:                                                    Т.Б. Воскресенская

Протокол заседания ШМО

 учителей русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №4» г. о Подольск

ЗАСЕДАНИЕ №2 от 24.11.2022 г. Присутствовали: 8 человек.

 

Повестка дня.

Тема: «Пути повышения профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы. Реализация цифрового образования. Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Цель: изучение материалов по реализации цифрового образования, работы на ИС «Сферум», использование в работе ФГИС «Моя школа», пролжить работу по формированию функциональной грамотности обучающихся»

  1. Итоги школьного и муниципального туров олимпиад.  Участие в конкурсах. (Нуранова А.Ш., члены ШМО).

2. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.  Обзор изменений в задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Направления и темы итогового сочинения. Проведение итогового сочинения  по литературе в 11 классе. Подготовка к собеседованию (Кадышман М.Л., Морщакина М.В.)

         3. Использование ФГИС «Моя школа», компьютерного оборудования гимназии,     применение ИС «Сферум» (Нуранова А.Ш.)

  1. Проведение недели функциональной грамотности (с 05.12.2022 г.-09.12.2022 г.) «Организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы». «Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности» (Нуранова А.Ш.)
  2. Вопросы адаптации и преемственности в 5 классах (Паршина Р.В., Чекуряева О.Н., Бельмас Н.Н.,  Нуранова А.Ш.)

       По первому вопросу слушали руководителя ШМО  Нуранову А.Ш. по вопросу участия в муниципальных олимпиадах.  Школьный этап олимпиады по литературы был проведен 19.10. 2022 г. , по русскому языку 29.10.2022 г. В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по литературе участвовали следующие учащиеся: Прокопович В. (7 Г), Сергушов Н. (7 Г), Загрязкина В. (7 В), Святец Е (7 Д), Божков Б (9 А), Бабкина А (9 А), Емелькина К.(9 А), Доронина О (10 А), Прохорова М ( 11 СЭ). Участники олимпиады по русскому языку: Корчаченко С (7 Г), Прокопович В (7 Г), Уколов В (7А), Сидорова А.( 9 В), Фридман Р (9 В), Тарасенко Р. (9 А), Бабкина А.(9А), Сафронов Е.(10 А), Доронина О. (10 А), Коновалова Ю. (11 СЭ), Прохорова М. (11 СЭ).

         ШМО провела школьный этап конкурса чтецов «Живое слово», в котором приняли учащиеся с 5-11 классы, победители участвовали в муниципальном этапе конкурса. 3 место заняла ученица Морозова Екатерина (6 Б) (учитель Воскресенская Т.Б.) в средней группе 5-8 классы (приказ № 829 от 10.11.2022 г Администрации г.о. Подольск комитета по образованию).

         Члены ШМО Морщакина М.В.(ученица 9 А кл. Бабкина Анастасия.) и Нуранова А.Ш. (ученица 7 Д кл. Алдосова Элизэ) приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке» (с 06-14.09.2022 г.)

  1. Решение: принять к сведению вышесказанное, продолжить работу по подготовке учащихся к муниципальной, региональной олимпиаде по предметам, продолжить работу с одаренными детьми. Отметить работу учителя русского языка и литературы Кадышман М.Л. за хорошую подготовку к олимпиадам, Воскресенскую Т.Б, подготовившую ученицу к конкурсу чтецов «Живое слово».

   По второму вопросу слушали учителя русского языка и литературы Кадышман М.Л., которая выступила по вопросу подготовки к  ЕГЭ, обзора изменений в заданиях ЕГЭ по русскому языку и литературе. Познакомила с направлениями и темами итогового сочинения проведение итогового сочинения  по литературе в 11 классе.

        Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. В соответствии с информационным письмом Рособрнадзора от 24.10.2022 г. № 04-408 с 2022/23 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Банка изложений без изменения процедуры направления текстов для изложений в субъекты Российской Федерации.
Банк изложений содержит более 300 текстов, разработанных в 2014 – 2022 годах и распределенных по трем разделам:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.

Слушали: учителя русского языка и литературы Морщакину М.В., которая поделилась опытом работы по подготовке к ОГЭ, методическими пособиями и Интернет-ресурсами по подготовке к экзамену.

Решение: Принять информацию к сведению, продолжить работу по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

        По третьему вопросу слушали руководителя ШМО Нуранову А.Ш. по теме «Использование ФГИС «Моя школа», компьютерного оборудования гимназии,     применение ИС «Сферум». Члены ШМО посмотрели материал по работе на платформах «Моя школа», «Сферум» (проведение онлайн-уроков, создание чата с учащимися), материал по «Новым ФГОС». Использование платформ цифрового образования необходимо в связи с введением учебного заведения в рейтинг школ Московской области показателей цифрового образования согласно Приказу № 421 по школе от 15.11.2022 г.

Решение: Принять полученную информацию к сведению, использовать в работе  ресурсы ФГИС «Моя школа» ( 1 раз в неделю), ИС «Сферум» для проведения видеоконференций  (1 раз в неделю), а также использовать к4омпьютерную технику в образовательных целях, с обязательным выходом в Интернет ( 1 раз в день)

           По четвертому вопросу члены ШМО обсудили проведение недели функциональной грамотности (с 05.12.2022 г.-09.12.2022 г.) «Организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы». Наметили мероприятия недели. Слушали доклад руководителя ШМО Нурановой А.Ш. по теме: «Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ: - Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219; - подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; - материалов федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» ; - материалов российского исследования PISA» (Приложение 1)

           Были намечены мероприятия недели функциональной грамотности.

Мероприятие

Классы

Сроки

Ответственный

1

Урок-игра «Игра разума или В поисках истины»

5

05.12.22 г.

Вертянова В.Л.

2

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?

6

06.12.22 г.

Чекуряева О.Н.

3

Урок-поиск «Формирование читательской грамотности»

7

07.12.22 г.

Нуранова А.Ш.

4

Мозговой штурм «Изобрази, составь, предположи»

8

08.12.22 г.

Воскресенская Т.Б., Бельмас Н.Н.

5

Квест «По ступенькам читательской грамотности»

9-10

09.12.22 г.

Кадышман М.Л.,

Морщакина М. В.

Решение: Провести неделю функциональной грамотности с 5 по 9 декабря 2022г, сдать справку и фотоотчеты о проведении мероприятия зам директору по УВР Гончаренко Г.В. Проводить работу по формированию функциональной грамотности обучающихся.

         По пятому вопросу слушали заместителя директора по УВР Паршину Р.В., которая рассказала об адаптации и преемственности в 5 классах. Слушали учителей, работающие в 5 классах Бельмас Н.Н., Чекуряеву О.Н., Вертянову В.Л., которые поделились как проходит адаптация учащихся 5 класса к новым условиям образовательного процесса. Начало обучения в школе, переход из начальной в среднюю, со средней – в старшую справедливо считают кризисными периодами. Подобные переходные периоды в жизни и деятельности детей выдвигают особые проблемы, которые требуют особого внимания, как педагогов, так и родителей - от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Отметили, что родителям необходимо следить, чтобы дети выполняли домашние задания по предметам, больше читали. К сожалению, есть учащиеся с пробелами в знаниях, допускают ошибки на орфограмму «Проверяемая гласная в корне слова».

Нуранова А.Ш. зачитала справку по проверке тетрадей (Приложение 2)

Решение: Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок нужно: Строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки. Разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся 5 классов.

Секретарь:                                                                     О.Н. Чекуряева

Руководитель ШМО:                                                    Т.Б. Воскресенская

Приложение 1.

Тема выступления на ШМО : «Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности».

  1. Что входит в функциональную грамотность.
  2. Читательская грамотность – один из компонентов функциональной грамотности.
  3. Цели чтения.
  4. Проблемы читательской грамотности российских школьников.
  5. Пути их решения

Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.

Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге о функциональной грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

-читательская;   -языковая информационная;   -литературная;   -коммуникативная;  -математическая;

-социальная;  -естественнонаучная

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели.

Читательская грамотность

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

По результатам международных исследований уровня читательской грамотности PISA cредний балл российских учащихся в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.

В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).

В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:

•  Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.

•  Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.

•  Обратить особое внимание на чтение мальчиков.

О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР.

Исходя из вышесказанного, современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику.

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

 Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

 Интерпретация текста.

 Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.

Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.

Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.

Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.

Работа направлена на формирование основных читательских умений:

- находить и извлекать информацию; - интегрировать и интерпретировать сообщение текста;

- осмыслить и оценить содержание и форму текста.

К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом)

Приложение 2.

Справка

о проверке рабочих тетрадей по русскому языку учащихся  5-х классов

МОУ «Гимназия №4» г.о. Подольск

        Цель проверки: выявить качество проверки тетрадей учителями русского\языка и литературы по русскому языку, соблюдение единых требованийписьменной речи обучающихся, оценить соблюдение единого орфографического режима,  наличие и внешний вид рабочих тетрадей порусскому языку

        Сроки проверки: 26.09-21.10.2022 г.        

          В рамках классно-обобщающего контроля учащихся 5 классов были проверены рабочие тетради  учащихся 5 «А» (Бельмас Н.Н.), «Б» (ПаршинаР.В.), «В», «Г» классов  (Чекуряева О.Н.). Сбор информации и ее анализ показали, что тетради проверяются учителями регулярно. В целом, состояние проверки тетрадей находится на удовлетворительном уровне. Наличие тетрадей соответствует количественному составу классов. Единый орфографический режим соблюдается: указаны даты и темы уроков, поля и красная строка соблюдаются. Все тетради только 12- и 18-листовые.  Все тетради учащихся 5-х классов подписаны правильно, где были ошибки на обложке аккуратно исправлены учителем. При выполнении заданий в тетрадях учащиеся указывают номер упражнения, между домашней и классной работой  оставляют 2 линии. Ведется серьезная работа над каллиграфией учащихся, делаются при необходимости образцы. Большинство учащихся классов пишут красиво и чисто.  Все учителя стараются вести учёт выполнения домашних заданий и регулярно выставлять в журнал среднюю оценку, стимулируя этим добросовестное и постоянное выполнение домашней работы. Проводимая работа позволяет своевременно выявлять недобросовестных учеников, уклоняющихся от выполнения письменных домашних заданий, и принимать меры по устранению этих недостатков. Анализируя письменные работы, можно сделать вывод, что учителя русского языка  проводят на уроках разнообразные виды работ: письмо под диктовку, различного вида списывания, письмо по памяти,  выборочные, зрительные и предупредительные диктанты, творческие задания. Объем классных и домашних работ в 5-ых классах соответствует норме. Качество проверки ученических работ хорошее, пропущенных учителями ошибок не обнаружено.

          Учитывая результаты, условия и причины, обеспечивающие показатели проверки тетрадей по русскому языку рекомендуется.

     Рекомендации:   1. Всем учителям русского языка и литературы контролировать систематическое выполнение  обучающимися работы над ошибками.

2. Всем учителям использовать в своей практике разноуровневые задания.

3.  Рассмотреть результаты на заседании методического объединения.

Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Нуранова А.Ш.



Предварительный просмотр:

                                                                  Отчет

о работе кафедры учителей русского языка и литературы

за 2022-2023 учебный год

Руководитель кафедры:  Нуранова Айгуль Шайкуллаевна

  1. Преподавательский состав кафедры:

ФИО учителя

Образование

Педагогический стаж

  1. Бельмас  Н.Н.

высшее

23 года

  1. Вертянова В.Л.

высшее

1 год

  1. Кадышман М.Л.

высшее

23 года

  1. Морщакина М.В.

высшее

37 лет

  1. Паршина Р.В.

высшее

40 лет

  1. Нуранова А.Ш.

высшее

24 года

  1. Чекуряева О.Н.

высшее

20 лет

  1. Воскресенская Т.Б.

высшее

38 лет

  1. Труфанова Л.С.

высшее

-

Единая методическая  тема работы гимназии на учебный год: «Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях современной цифровой образовательной среды».

Цель и задачи работы кафедры по единой методической теме:

Цель – совершенствование компетентностей педагога в формировании функциональной грамотности обучающихся в условиях современной цифровой образовательной среды»

 «Повышение профессиональной компетентности педагога как фактор  повышения  качества образования в условиях ФГОС»

Цель:  расширение  профессиональных знаний и совершенствование  практических умений педагогов в области внедрения  инновационных  педагогических  технологий в условиях введения ФГОС ООО.

 Задачи МО:

 1. Повысить квалификацию педагогов по проблемам:

- переход на новые учебные стандарты (формировать ключевые компетентности обучающихся):

- проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций;

- произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;

- внедрить в практику работы всех учителей - словесников, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы

- накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;

-освоить технологию создания компетентностно – ориентированных заданий;

-совершенствовать формы работы с одаренными учащимися;

-осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;

2. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:

  • Выступлений на методических советах;
  • Выступлений на педагогических советах;
  • Работы по теме самообразования;
  • Творческими отчетами;
  • Публикациями в периодической печати;
  • Открытыми уроками на ШМО и РМО;
  • Проведением предметной недели;
  • Обучением на курсах повышения квалификации;
  • Участием в конкурсах педагогического мастерства;

3. Изучать и внедрять новые технологии обучения.

4. Продолжить работу школы согласно её основной задаче обучения и воспитания, внедрять здоровье сберегающие технологии в УВП.

5. Работать с одаренными и обладающими способностями к предмету детьми.

6. Повысить интерес учащихся к русскому языку и литературе, развивать творческие способности.

7. Организовать эффективную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА.

8. Повышение личной ответственности за качество  преподавания русского языка и литературы.

Результаты (выводы) работы кафедры по реализации каждой задачи:

№ задачи

Результаты (выводы)

Мероприятия

1-2

2,5

3

4

6

7

Учителя активно внедряли в практику цифровые средства обучения, электронные

формы учебников и пособий.

Реализовывалось интерактивное взаимодействие в системе «учитель-ученик».

Широко использовались информационные и  проектные технологии при обучении русскому языку и литературе.

Повышалась профессиональная компетентность в использовании электронного  контроля.

Повышалась образовательная активность учащихся через портфолио.

Осваивались и внедрялись в практику эффективные методы, в том числе с использованием ЭОС,  подготовки к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, выполнению ВПР и РДР по русскому языку и литературе, а также метапредметным работам.

При подготовке к урокам, планировании учебного материала учитывались результаты психолого-педагогического тестирования.

Открытые уроки:

- Квест «По ступенькам читательской грамотности» 9 А кл. (09.12.22 г.)

(Морщакина М.В.),

- Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 7 Б кл. (06.12.22 г.), Брейн-ринг «По страницам литературных произведений» 5 В кл. (11.01.23 г.) (Чекуряева О.Н.),

- Урок-поиск «Формирование читательской грамотности» 7 А кл. (07.12.22 г.) (Нуранова А.Ш.),

- «Мозговой штурм «Изобрази, составь, предположи» 8 Б кл (08.12.22 г.)

(Бельмас Н.Н.),

 -«Мозговой штурм «Изобрази, составь, предположи» 8 Б кл (08.12.22 г.)

«Урок-игра «Соеровища народной речи» (8 А кл.), Выставка книг «Самые популярные русские писатели и их произведения» (кабинет 21)

(Воскресенская Т.Б.),

-Конкурс рисунков «Тарас Бульба глазами детей» (7 Г кл.),  Квест «По ступенькам читательской грамотности» ( 9 Б кл.) (09.12.22 г.)

(Кадышман М.Л.),

-«Час занимательного русского языка «Знатоки русского языка» (10.01.23 г.) (6 А кл.) (Вертянова В.Л.),

- «Конкурс чтецов «Любить Родину- значит любить природу»(12.01.23 г.) (5 Б кл.) (Паршина Р.В.)

Использование мультимедийных средств обучения на уроках как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся (31.05.23 г.) (Пр. № 4 от 31.05.2023 г.)  (Морщакина М.В.)

Взаимопосещение уроков.

Открытые уроки: Открытый урок по русскому языку в 5 г классе «Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации» 27.10.2022 г. (Чекуряева О.Н.)

Открытый урок в рамках  дня открытых дверей в школе по русскому языку в 5в классе «Имя прилагательное» 12. 04.2023 г. (Чекуряева О,Н,)

Организация защиты исследовательских проектов.

Посещение курсов, вебинаров по совершенствованию работы на различных образовательных платформах («Фоксфорд», «Физикон», «Инфоурок», «Якласс») и широкое использование возможностей ОП для контроля знаний.

Использование ФГИС «Моя школа», компьютерного оборудования гимназии, применение ИС «Сферум» (Нуранова А,Ш,)  (протокол № 2 заседания ШМО, 24.11.2022 г. )

Постоянный контроль за пополнением ученических портфолио и помощь учащимся в работе с портфолио.

Открытые уроки.

Посещение курсов, семинаров, вебинаров по теме.

Обмен опытом через взаимопосещение уроков и выступление на заседаниях ШМО:

«Система оценки работ учащихся выпускных классов» (Морщакина М.В.., пр.№3 от 22.02.2023 г.); «Устное собеседование» (Кадышман М.Л. пр.№ 3 от 22.02.2023 г)

«Подготовка к ОГЭ и ГИА по русскому языку и литературе в рамках реализации ФГОС» (Кадышман М.Л., Морщакина М.В.)обмен опытом учителей, работающих в 9 и 11 классах, пр.№ 4 от 31.05.2023 г.) ШМО)

Обмен опытом «Организация работы по формированию функциональной грамотности» (Нуранова А.Ш.) (пр.ШМО №2 от 24.11.2022 г.)

Выступление на ШМО:

«Адаптация учащихся 5 классов (выступление учителей, работающих в 5 классе» (выступление учителей, работающих в 5 классе, пр. №2 от 24.11.2022 г.)

Выступления на методсоветах на тему: Из опыта работы «Смысловое чтение – один из факторов, обеспечивающих повышение качества результатов ВПР» (Пр № 3 от 22.02.23 г.) (Воскресенская Т.Б.),

  1. Педагогические технологии, используемые учителями в педагогическом процессе

ФИО учителя

Педагогическая технология

Процент (примерный)  уроков  с использованием данной технологии

Бельмас Н.Н.

1.Проектная технология.

2.Формирование критического мышления через чтение и письмо (ФКМЧП)

3.Технология проблемного обучения

4.Технология интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей учебного материала

25%

75%

75%

70%

Кадышман М.Л.

1.Игровые технологии.

2.Проблемное обучение

3.Проектные технологии.

4. Технология интенсификации обучения на основе схемно-знаковых моделей учебного материала

5.ФКМЧП

30%

80%

50%

60%

85%

Чекуряева О.Н.

Педагогика сотрудничества

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Игровые технологии

Технология организации проектной деятельности

Технология проблемного обучения

20%

40%

70%

20%

20%

Морщакина М.В.

1. ИКТ.

2. Проектная деятельность.

3. Технология педагогического сотрудничества

4. Личностно-ориентированный подход

95%

40%

40%

80%

Нуранова А.Ш.

1. Групповые технологии

2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

3.  Проблемное обучение.

4. Технология сотрудничества

30%

80%

80%

40%

Вертянова В.Л.

1. ИКТ.

2. Проблемное обучение

3.  Игровые технологии.

4. Формирование критического мышления через чтение и письмо (ФКМЧП)

25%

60%

25%

60 %

Воскресенская Т.Б.

1.Проблемное обучение

2.Групповое обучение

3.ФКМЧП

4.Схемно-знаковое обучение (сист.Шаталова)

5.Проектная

70%

25%

55%

65%

50%

Паршина Р.В.

1.Проектная

2. Проблемное обучение

3.ИКТ

4.Личностно-ориентированное обучение

55%

60%

65%

45%

Труфанова Л.С.

1. ИКТ.

2. Проблемное обучение

3.  Игровые технологии.

4. Формирование критического мышления через чтение и письмо (ФКМЧП)

60 %

20 %

20 %

40 %

  1. Распространение опыта работы

4.1.Выступления (региональный, городской семинар, педсовет, заседание городского МО, заседание кафедры)

ФИО учителя

Тема, форма, уровень (региональный, городской семинар, педсовет, заседание городского МО, заседание кафедры)

Воскресенская Т.Б.

Из опыта работы «Смысловое чтение – один из факторов, обеспечивающих повышение качества результатов ВПР» (Пр. № 3 от 22.02.23 г.)

Вертянова В.Л.

Участие в обмене опытом по совершенствованию навыков функциональной  грамотности, (пр. № 2 от 24.11.2022)

Бельмас Н.Н.

Из опыта подготовки к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку, (пр. № 3 от 22.02.2023 г.)

Методика подготовки к ЕГЭ, (пр.№ 4 от 31.05.2023 г.)

Кадышман М.Л.

Из опыта подготовки к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку, (пр. № 3 от 22.02.2023 г.)

Из опыта подготовки к ЕГЭ (пр. № 4 от 31.05.2023 г.)

Морщакина М.В.

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся» ( пр. № 4 от 31.05.2023 г.)

Из опыта подготовки к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку, (пр. № 3 от 22.02.2023 г.)

Из опыта подготовки к ОГЭ (пр. № 4 от 31.05.2023 г.)

Нуранова А.Ш.

Участие в обмене опытом по совершенствованию навыков функциональной грамотности, пр. № 2 от 24.11.2022 г.)

Вопросы адаптации и преемственности в 5 классах ( Пр. № 2 от 24.11. 20222 г.)

Урок русского языка и литературы в условиях перехода к ФГОС в основной школе (Пр. № 3 от 22.02.2023 г.)

Паршина Р.В.

Итоги проведения устного собеседования по русскому языку, (пр. № 3 от 22.02.2023 г.)

Чекуряева О.Н.

Вопросы адаптации и преемственности в 5 классах ( Пр № 2 от 24.11.2022 г.)

Подготовка к ВПР ( Пр. № 3 от 22.02.2023 г.)

4.2.Опубликованные работы (профессиональные печатные издания за отчетный период)

ФИО учителя

Тема опубликованной работы, название издания, дата

  1. Работа над темами самообразования

ФИО учителя

Тема самообразования

Результат

Бельмас Н.Н.

Воскресенская Т.Б.

Кадышман М.Л.

Морщакина М.В.

Нуранова А.Ш.

Чекуряева О.Н.

Труфанова Л.С..

Паршина Р.В.

Вертянова В.Л.

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Развитие читательской компетенции на уроках литературы

Совершенствование методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом как формирование коммуникативной компетенции учащихся в период введения ФГОС

Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Методы и приемы оптимизации орфографической грамотн6ости на уроках русского языка

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Высокий результат на административных контрольных работах, ВПР, победители предметных олимпиад и конкурсов, выступление на ШМО.

Высокий результат на  административных контрольных работах, предметных олимпиадах, выступление на ШМО

Высокий результат учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах, участие в обсуждении проблемы на ШМО;

Высокие результаты по итогам мониторинга,   на предметных олимпиадах, выступление на ШМО

Высокие результаты на административных работах,  выступление на ШМО

Высокие результаты на административных контрольных работах, выпускных экзаменах, участие в обсуждении проблемы на ШМО

Выступление на ШМО

Высокие результаты на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах

Выступление на ШМО

  1. Повышение квалификации

ФИО учителя

Курсы (название, учебное заведение)

Воскресенская Т.Б.

«Функциональные возможности ФГИС «Моя школа» ( 5-8 июня, 2023 г.)(«Академия социального управления», «Центр цифровизации образования»)

Бельмас Н.Н

«Функциональные возможности ФГИС «Моя школа» ( 5-8 июня, 2023 г.)(«Академия социального управления», «Центр цифровизации образования»)

Кадышман М.Л.

«Функциональные возможности ФГИС «Моя школа» ( 5-8 июня, 2023 г.)(«Академия социального управления», «Центр цифровизации образования»)

Морщакина М.В.

«Функциональные возможности ФГИС «Моя школа» ( 5-8 июня, 2023 г.)(«Академия социального управления», «Центр цифровизации образования»)

Нуранова А.Ш.

«Оказание первой помощи в образовательной организации» ( 36 часов) (ООО «Инфоурок» ( с 23.09.2022 г. – 12.10.2022 г), «Функциональня грамотность школьников» ( 72 часа) ООО «Инфоурок» ( 23.09.2022 г.- 12.10.2022 г), Курсы «Линукс» (2023 г.), «Функциональные возможности ФГИС «Моя школа» ( 5-8 июня, 2023 г.)(«Академия социального управления», «Центр цифровизации образования»)

Паршина Р.В.

«Функциональные возможности ФГИС «Моя школа» ( 5-8 июня, 2023 г.)(«Академия социального управления», «Центр цифровизации образования»)

Чекуряева О.Н.

ООО «Инфоурок»  «Функциональная грамотность школьников» 36 часов  февраль 2023

ООО «Инфоурок» «Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения» 72 часа июль 2022

  1. Участие в слетах, конференциях, семинарах, вебинарах

ФИО учителя

Слеты, конференции, семинары, вебинары

Чекуряева О.Н.

31.05.2023 Международный центр «Образование и педагогика» вебинар «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми»

21.03.2023 Международный центр «Образование и педагогика» вебинар «Эффективные задания для развития читательской грамотности в рамках ФГОС третьего поколения»

Нуранова А.Ш.

Вебинары на образовательной платформе «ЯКласс «Междисциплинарные понятия по ФГОС и инструменты «ЯКласс» для проведения уроков и внеурочных звнятий»» (апрель,2023 г.)

7.Участие в жюри, экспертных комиссиях школьного, муниципального и регионального уровней

ФИО учителя

Название жюри, экспертных комиссиях школьного, муниципального и регионального уровней

Воскресенская Т.Б.

Экспертная комиссия по оценке результатов устного собеседования в 9 классе

Экспертная комиссия по проверке олимпиады по русскому языку

Экспертная комиссия по проверке итогового сочинения

Бельмас Н.Н.

Экспертная комиссия по оценке результатов устного собеседования в 9 классе

Кадышман М.Л.

Экспертная комиссия по оценке результатов устного собеседования в 9 классе

Экспертная комиссия по проверке итогового сочинения

Морщакина М.Л.

Экспертная комиссия по оценке результатов устного собеседования в 9 классе

Экспертная комиссия по проверке олимпиады по русскому языку

Экспертная комиссия по проверке итогового сочинения

Экспертная комиссия по проверке ЕГЭ по русскому языку

Нуранова А.Ш.

Экспертная комиссия по оценке результатов устного собеседования в 9 классе

Эксперт по проверке диагностических (метапредметных) работ обучающихся 7-8 классов

Экспертная комиссия по проверке итогового сочинения

Паршина Р.В.

Экспертная комиссия по проверке олимпиады по ОРКСЭ

Чекуряева О.Н.

Экспертная комиссия по оценке результатов устного собеседования в 9 классе

Экспертная комиссия по проверке итогового сочинения

Эксперт по проверке диагностических (метапредметных) работ обучающихся 7-8 классов

Внеклассная работа по предмету

8.1. Кружки, внеурочная деятельность

ФИО учителя

Класс

Тема

Количество учащихся

Воскресенская Т.Б.

8 А

6 Б

Мозговой штурм «Изобрази, составь, предположи»

«Сокровища народной речи»

83%

100%

Вертянова В.Л.

6 А

Час занимательного русского языка «Знатоки русского языка»

55%

Бельмас Н.Н.

8 Б

Мозговой штурм «Изобрази, составь, предположи»

90 %

Кадышман М.Л.

9 Б

Квест «По ступенькам читательской грамотности»

90 %

Морщакина М.В.

9 А

 Своя игра «Литературный калейдоскоп»

95 %

Нуранова А.Ш.

7 А

Урок-поиск «Формирование читательской грамотности»,

90%

Чекуряева О.Н.

6 В

Интеллектуальна игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

85%

8.2. Факультативы

ФИО учителя

Класс

Тема

Количество учащихся

Чекуряева О.Н.

5

6 В

7 Б

Кружок ПФДО «Живое слово» 5 класс, 15 чел. 14%

Платные ДОПы русский язык 6в класс, 12 чел. 12%

Платные ДОПы русский язык 7б класс 11 чел. 11%

15

12

11

8.3. Внеклассные мероприятия по предмету

ФИО учителя

Сроки

Класс

Тема

Количество учащихся

Вертянова В.Л.

В течение года

6 А

Конкурсы чтецов

Викторины по предметам

10

100%

Бельмас Н.Н.

08.12.22 г.

05.12.22 г.

8 Б

5 А

Мозговой штурм «Изобрази, составь, предположи»

«Урок-игра «Игра разума или в Поисках истины»

32

25

Воскресенская Т.Б.

08.12.22 г.

8 А

Мозговой штурм «Изобрази, составь, предположи»

20

Кадышман М.Л.

10.01.2023 г.

7 Г

Конкурс «Живое слово»

Конкурс рисунков

25

22

Морщакина М.В.

09.12.2022 г.

9 А

 Квест «По ступенькам читательской грамотности»

24

Нуранова А.Ш.

07.12.2022 г.

7 А

Урок-поиск «Формирование читательской грамотности»

23

Паршина Р.В.

12.01.2023 г.

В течение года

Конкурс чтецов «Любить Родину- значит любить природу»

Викторины, конкурсы проектов, рисунков, поделок

Подготовка и проведение праздников, посвященных Рождеству и Пасхе

27

Чекуряева О.Н.

06.12.2022 г.

7 Б

6 В

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Школьный конкурс чтецов, участники 6 чел. 1 призер

Акция «Письмо солдату», «Письмо защитнику Отечества» в рамках Единого дня написания писем, 26 чел.

24

9.Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению

9.1.Учет работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению

ФИО учителя

Количество учащихся  с высокой мотивацией

Процент  учащихся с высокой мотивацией, с которыми учитель занимается дополнительно

Наличие  журнала учёта дополнительных занятий

Бельмас Н.Н.

Воскресенская Т.Б.

Кадышман М.Л.

Морщакина М.В.

Нуранова А.Ш.

Чекуряева О.Н.

Вертянова В.Л.

70 %

72%

72%

75%

70%

75 %

50%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100 %

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

9.2.Участие в олимпиадах (школьный, городской, областной, Всероссийский  уровень)

ФИО учителя

ФИ ученика

Класс

Место

Уровень олимпиады

Бельмас Н.Н.

Сидорова А.

Фридман Р.

Уколова М.

Втюрина К.

Ярмолюк И.

Марамзин Я.

Бубнов В.

8 В

8 В

5 А

5 А

5 А

8 В

Призер

Призер

Победитель

Призер

Победитель

Призер

Призер

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

ВоскресенскаяТ.Б.

Сидорова Е.

Зенюкова Я.

Хохлов Г.

Рогачева В.

Лучко А.

Кочукова В.

Барна А.

Сусоев И.

Вандышева К.

Каверина К.

Кисляков К.

6 Б

6 Б

6 Б

6 Б

6 Б

6 Б

6 Б

6 б

6 Б

6 Б

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Победитель

Призер

Призер

Литература (школьный)

Русский язык (школьный)

Кадышман М.Л.

Прохорова М.

Прокопович В.

Сергушов Н.

Корчаченко С.

Коновалова Ю.

Саркисов И.

Толоконникова И.

Кузнецов Г.

Буйнова М.

Сухарников А.

11 сэ

7 Г

7 Г

7 Г

11 сэ

7 Г

9 Б

9 Б

9 Б

11 СЭ

Призер

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Призер

Победитель

Призер

Призер

Призер

Русский и литература (школьный, муниципальный)

Литература и русский язык  (школьный)

Литература (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьый)

Морщакина М.В.

Божков Б.

Бабкина А.

Емелькина К.

Доронина О.

Тарасенко Р.

Сафронов Е.

Сибгатуллина Э.

Пухова П.

Тырчаг Е.

Рузаева И.

Колесник К.

Разилевич Д.

Крутий К.

Колколенкова М.

Емелькина К.

ОзерицкаяА.

Каширин П.

Еомолов М.

Никогосян К.

Божков Б.

Швец А.

Втюрина Е.

Пальчикова Д.

Сафронов Е.

Дьяконов Д.

Витвинская А.

Давыдова И.

Стукалин А.

Гвоздева Е.

Морачев А.

Меркулова С.

Кушманова В.

Грачев В.

9 А

9 А

9 А

10 А

9 А

10 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

9 А

10 А

10 А

10 А

10А

10А

10А

10А

10А

10 А

10 А

10 А

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Литература (школьный)

Литература и русский язык (школьный)

Литература (школьный)

Литература  и русский язык (школьный)

Русский (школьный)

Русский язык (школьный)

Нуранова А.Ш.

Загрязкина В.

Мирошкина К.

Мингазитдинова М.

 

Святец Е.

Уколов В.

Фисюнов А.

Антоничев А.

Мингазитдинова М.

Бирюков М.

Вловин И.

Шмарловский Е.

Валькова М.

7 В

7 В

7 Д

7 Д

7 А

7 В

7 Д

7 Д

7 А

7 А

7 А

7 А

Призер

Призер

Призер

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Литература (школьный)

Литература (школьный)

Литература (школьный)

Литература (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

Русский язык (школьный)

 Русский язык (школьный)

Чекуряева О.Н.

 

Бегас Милана

Антоничева М.

Зимин А.

Потапов А.

Волкова С.

Кассина К.

6 В

5 В

5 В

5 В

5 Г

5 Г

5 Г

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Диплом 1 степени за отличный результат в Международном дистанционном конкурсе по русскому языку и литературе «Олимпис 2022-Осенняя сессия» 1чел.

Русский язык (школьный)

Паршина Р.В.

Венков Я.

5 Б

Победитель

Русский язык (школьный)

 10.Работа с учащимися с низкой мотивацией к обучению

ФИО учителя

Количество учащихся  с низкой мотивацией

Процент  учащихся с низкой мотивацией, с которыми учитель занимается дополнительно

Наличие  журнала учёта дополнительных занятий

(дорожной карты)

Бельмас Н.Н.

Воскресенская Т.Б.

Кадышман М.Л.

Морщакина М.В.

Нуранова А.Ш.

Чекуряева О.Н.

20 %

15%

25 %

9 а-25%, 9 в- 15 % 55%, 15 %

20%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

11.Анализ качества знаний по предмету

11.1. Итоговые контрольные работы (выводы)

Итоговые контрольные работы проводились в форме тестов. Работы показали, что в целом ученики овладели орфографическими и пунктуационными навыками, умеют работать с текстом. Типичные ошибки: безударные гласные, Н и НН с разных частях речи, знаки препинания в сложном  и в простом осложненном предложениях. На заседаниях ШМО в 2023-2024 году ошибки будут проанализированы и намечены пути ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, особое внимание будет обращено на работу со связным текстом.

11.2. Результаты аттестации выпускников (11 классы)

Экзамен по русскому языку в 11 классе

Дата проведения экзамена – 29.05.2023 г.  

Учитель- Кадышман М.Л.

Количество выпускников, выполнявших работу – 38   чел.

Минимальный результат – 54 б. (при минимальной границе – 24 б.)

Максимальный результат – 97 б.

Средний балл – 74 б.

Больше 70 б. набрали  учеников (%)- 26 чел.(68,4 %)

Результаты выполнения отдельных заданий (количество учащихся, не справившихся с данным заданием):

Задание 3 – 11 чел. (29 %)

Задание 4- 14 чел. (37 %)

Задание 10-11 чел. (29 %)

Задание 12-15 чел. (39 %)

 Задание 16-16 чел.( 42 %)

Задание 20- 16 чел.(42 %)

Задание 21- 17 чел. (45%)

Задание 22-13 чел. (34%)

Задание 23- 10 чел. (26 %)

Задание 25- 17 чел. (45 %)

        При написании сочинения трудности вызвали комментарии к сформулированной проблеме (это новые требования по сравнению с прошлым годом), много было ошибок пунктуационных, грамматических и речевых, что является традиционным для выпускников. С формулировкой проблемы текста и авторской позиции все учащиеся справились.

Результаты ЕГЭ по литературе

2022-2023 уч. год

Дата проведения экзамена – 26.05.2023 г.

Количество учащихся, сдававших экзамен – 3 чел

Учитель – Кадышман М.Л.

Минимальный балл – 50 б. (при минимальной границе – 32)

Максимальный балл – 100 б.

Средний балл –   83,39 б.

Более 70 %- 2 чел. (66,7 %)

Результаты экзамена:

Допущены ошибки в задании с развернутым ответом.

Недочеты были допущены

- за аргументацию;

- за нарушение речевых норм.

                                               Результаты итогового сочинения

2022-2023 уч. год

Выполняли работу  учащихся-   38 чел. (11 СЭ, 11 Т)

Учитель Кадышман М.Л..

Зачет получили 100% учащихся.

Недочеты:

К3 – композиция и логика рассуждения -  20 чел. (45,8%)

К4 – качество письменной речи – 14  чел. (29,2%)

К5 – грамотность – 4 чел. (8,3%)

Результаты ОГЭ по русскому языку в 2022-2023 уч.г.

Учителя: Кадышман М.Л., Морщакина М.В.

Дата проведения экзамена -06.06.2023 г.

Выполняли работу-    75 чел.

Средний показатель –  28   баллов

Оценки:

«5» - 39 чел.

«4» - 20 чел.

«3» - 16 чел.

«2» - нет

Типичные ошибки:

Задание 1 – 12 чел. (16 %)

Задание 2 – 16  чел. (21 %)

Задание 4- 19 чел. (25 %)

Задание 5- 24 чел. (32 %)

Задание 6- 9 чел. (12 %)

12.Результаты работы учителей кафедры в текущем учебном году

12.1. Качество обучения по предмету (русский язык) за  2022-2023 учебный год 

Учитель

Класс

Кол-во уч-ся

% успеваемости

Средний балл

% качества

Бельмас Н.Н.

Воскресенская Т.Б.

Кадышман М.Л.

Морщакина М.В.

Нуранова А.Ш.

Паршина Р.В.

Труфанова Л.С.

Чекуряева О.Н.

5 А

8 Б

8 В

6 Б

8 А

8 Г

7 Г

9 Б

11сэ

11т

9 А

9 В

10 А

7 А

7 В

7 Д

5 А

5 Б

6 А

6 Г

5 Г

6 В

26

28

31

28

22

30

27

23

18

20

28

24

25

24

21

24

26

28

25

26

27

27

24

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

4,5

4,0

4,32

4,5

3,82

4,1

4,0

4,0

4,28

4,15

3,93

3,71

3,84

4,21

4,29

4,04

4,54

4,23

4,44

4,42

4,19

4,22

4,21

96

82

94

96

68

93

70

67

100

90

75

71

76

88

90

79

96

85

96

92

93

89

88

Качество обучения по предмету (литература) за  2022-2023 учебный год

Учитель

Класс

Кол-во уч-ся

% успеваемости

Средний балл

% качества

Бельмас Н.Н.

Воскресенская Т.Б.

Кадышман М.Л.

Морщакина М.В.

Нуранова А.Ш.

Паршина Р.В.

Труфанова Л.С.

Чекуряева О.Н.

5 А

8 Б

8 В

6 Б

8 А

8 Г

7 Г

9 Б

11сэ

11т

9 А

9 В

10 А

7 А

7 В

7 Д

5 Б

6 А

6 Г

5 А

5 Б

5 В

6 В

26

28

31

28

22

30

27

23

18

20

28

24

25

24

21

24

28

25

26

26

28

26

27

24

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

4,04

3,68

3,97

3,96

3,32

3,77

3,74

3,74

3,78

4,1

3,82

3,58

3,96

4,01

3,90

3,92

4,07

4,04

4,15

4,04

4,07

3,62

3,85

3,92

96

82

94

86

31

73

63

61

61

95

71

50

84

83

67

67

82

84

88

81

82

54

73

75

12.2. Мониторинг сформированности метапредметных результатов в контексте предмета

Учитель

Класс

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Низкий

Базовый

Повы-шенный

Низкий

Базовый

Повы-шенный

Низкий

Базовый

Повы-шенный

Бельмас Н.Н.

Воскресенская Т.Б.

Кадышман М.Л.

Морщакина М.В.

Нуранова А.Ш.

Чекуряева О.Н.

Вертянова В.Л.

Труфанова Л.С.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12.3.Мониторинг защиты индивидуальных проектов учащихся 5-11 классов, осваивающих ФГОС ООО.

Темы проектов: история языка, литературное краеведение, жизнь и творчество писателей и поэтов юбиляров, история создания произведений и т.п.

ФИО учителя

Класс

Количество проектов

Воскресенская Т.Б.

6 Б, 8 А, 8 Г

15

Бельмас Н.Н.

8 В, 8 Б

11

Кадышман М.Л.

7 Г, 9 Б

10

Морщакина М.В.

9 А, 9 В

5

Нуранова А.Ш.

7 А, 7 В, 7 Д

16

Чекуряева О.Н.

5 В, 5 Г, 6 В, 7 Б

20

Вертянова В.Л. (Труфанова Д.С.)

6 А, 6 Г

14

12.4.Участие в Общероссийских фестивалях, конференциях исследовательских и творческих работ учащихся

ФИО учителя

ФИ ученика

Класс

Место

Тема работы

12.5. Участие в городских конференциях проектных, научно-исследовательских и творческих работ учащихся

ФИО учителя

ФИ ученика

Класс

Место

Тема работы

 

 

12.6.Участие в гимназической конференции проектных, научно-исследовательских и творческих работ учащихся

ФИО учителя

ФИ ученика

Класс

Место

Тема работы

13.Наставничество

ФИО учителя-наставника

Молодой специалист, начинающий учитель

Мероприятия за отчетный период

Воскресенская Т.Б.

Паршина Р.В.

Вертянова В.Л.

Посещение уроков, оказание методической помощи в составлении поурочного планирования, проверки письменных работ, критериями оценивания. Оказание помощи в работе над методической темой по самообразованию.

Воскресенская Т.Б.

Паршина Р.В.

Нуранова А.Ш.

Труфанова Л.С.

Посещение уроков с целью оказания методической помощи, помощь в организации урока, методики преподавания. Взаимопосещение уроков.

14.Участие в профессиональных конкурсах

ФИО учителя

Место

Название профессионального конкурса, уровень

15.Работа по оформлению учебных кабинетов

Кабинет

ФИО ответственных учителей

Мероприятия за отчетный период

17

21

20

Морщакина М.В.

Кадышман М.Л.

Воскресенская Т.Б.

Нуранова А,Ш.

Чекуряева О.Н.

Пополнение методической базы раздаточным материалом и электронными демонстрационными материалами (в т.ч. презентациями, подготовленными учащимися), пополнение библиотечки художественной литературы

Пополнение методической базы кабинета дидактическими материалам, видеоматериалами (в т.ч. презентациями к урокам);

приобретение пособий для учащихся по программе 5 и 7 класса;

создание банка лучших ученических работ, приобретение плакатов для проведения мероприятий и классных часов. Создание библиотечки для учащихся.

Раздаточные контрольные материалы по русскому языку и литературе в 5, 6, 7х классах

16.Основные выводы по работе кафедры и задачи на следующий учебный год

Работу кафедры русского языка и литературы в 2022-2023 году в целом можно считать результативной и успешной:

- получены хорошие результаты на выпускных экзаменах, в ходе проведения итоговых контрольных работ ученики показали устойчивые правописные навыки и хорошее знание теоретического материала;

- учащиеся успешно участвовали в предметных олимпиадах и конкурсах;

- учителя успешно работали в рамках ФГОС;

- педагоги активно осваивали и внедряли современные педагогические технологии, об этом свидетельствуют открытые уроки и выступления на разных уровнях;

- учителя русского языка и литературы повышали квалификацию на курсах, в т.ч. и дистанционно, семинарах, вебинарах.

                        Проблемы

                      Пути решения

1.Слаба связь  между начальной и средней ступенью

Организовывать совместные заседания ШМО, взаимопосещение уроков, собеседования между учителями

2.Из-за нехватки учебных помещений трудно организовать систематическую работу с учащимися с низкой и высокой мотивацией к учебе

Организовать систематические занятия с учащимися с низкой и высокой мотивацией, шире вовлекать учащихся в дистанционные и заочные олимпиады по предметам, конкурсы и т.п. Для разных групп учащихся организовывать дистанционные занятия

3.Снизилась активность учителей в различных профессиональных конкурсах, в посещении семинаров, конференций

Организовать посещение учителями семинаров, конференций, курсов, всероссийских форумов по проблемам методики преподавания в новых условиях. Знакомить педагогический коллектив с материалами их работы.

4.Недостаточное использование  современных педагогических технологий, направленных на эффективное обучение детей с проблемами в развитии, с низким уровнем мотивации

Шире внедрять в практику здоровьесберегающие, современные педагогические технологии. Привлекать к работе кафедры педагога-психолога. В рамках ШМО организовать обмен опытом работы в этом направлении

5. При планировании уроков не всегда учитывается особенность ОО (2 смена, отсутствие учебных специализированных кабинетов у большинства учителей)

Шире использовать возможности интерактивного оборудования, тетрадей на печатной основе, сборников упражнений с занимательными заданиями и тестов, приемы схемно-знаковой технологии Шаталова, т.е. всего, что поможет разгрузить урок, переключать внимание учащихся, облегчить запоминание, что особенно актуально, т.к. число учащихся, обучающихся во 2 смену, растет.

6.Домашние задания не всегда учитывают сменность ОО, велики по объему, приводят к утомляемости и перегрузке учащихся

Для уменьшения перегрузки и утомляемости учащихся большую часть работы с учащимися 2 смены выполнять в классе, выбирать оптимальный объем домашнего задания, использовать для этого тетради на печатной основе, интернет-ресурсы и т.п. Шире использовать ЭОР для проверки уровня компетенций учащихся

7.Отсутствие единого для ОО реестра наглядных пособий, в том числе электронных, библиотеки методической литературы

Создать перечень всех пособий по русскому языку и литературе с указанием места их хранения, систематизировать их хранение в специализированных кабинетах, организовать библиотечку методической литературы, обеспечить  доступность для учителей

8.Слабое использование учащимися возможностей школьной библиотеки

Совместно с библиотекарем организовать работу по популяризации книги и библиотеки, укреплять связи с библиотеками города, знакомить учащихся с возможностями электронной библиотеки. Создавать в кабинетах библиотечки справочной, научно-популярной и художественной литературы

9.Не все учителя используют возможности дистанционного обучения, в том числе длительно болеющих учащихся

Совершенствовать навыки дистанционного обучения, организовать обмен опытом в этом направлении

10.Учителя-словесники из-за нерациональной организации учебного процесса (большое количество «окон» в расписании, работа в две смены, уроки русского языка в расписании стоят последними) испытывают «выгорание»

Оптимизировать работу учителей за счет широкого внедрения электронных образовательных ресурсов и т.п.

Руководитель  ШМО:                                                                    Нуранова А.Ш.



Предварительный просмотр:

Отчет о проведении мероприятий учителями русского языка и литературы МОУ «Гимназия 4»  в рамках Недели функциональной грамотности

          Развитие функциональной грамотности у детей остается ведущим направлением образовательного процесса и обеспечивает повышение качества образования, помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. В рамках реализации Национального проекта «Образование» с 11 по 15 декабря 2023 года в МОУ «Гимназия»  проведена  Неделя функциональной грамотности. 

           Одним из мероприятий стал открытый урок в 5Д классе по теме: «Моя Россия: большое в малом» (11.12.2023 г.), который провела учитель русского языка и литературы  Нуранова А.Ш. На уроке использовались различные формы работы с обучающимися как индивидуальные, так и работа в группах. В ходе работы классу предлагалось пройти ряд заданий, направленных на использование практического опыта в решении читательских задач. Учителем были использованы игровые технологии, способствующие вовлечению каждого обучающегося в проблематику урока.

          Учитель русского языка и литературы Чекуряева О.Н. провела литературную игру «Чтение-вот лучшее учение» в 6 Г классе (11.12.2023 г.) Урок прошел под девизом «Читаем для жизни», а проведанное мероприятин не только развивали традиционные читательские действия, но и развивали умения обучающихся ориентироваться в содержании текстов, интегрировать и интерпретировать, осмысливать и оценивать информацию. Шестиклассники отвечали на вопросы об авторе, героях произведений, создавали устные иллюстрации.

          12.12.2023 г. учитель русского языка Морщакина М.В. провела урок-практикум «Роль интерьера в характеристике героя» в 5 А классе. Учащиеся работали над сплошным текстом: делили текст на абзацы, определяли тему и основную мысль, находили  в нём слова-синонимы, антонимы, составляли кластер "Группы слов по значению (интерьер)", заполняли пропуски слов и выражений, составляли характеристику героя.

          Учитель русского языка Кадышман М.Л. 12.12.2023 г. в 8 Г классе провела урок-конференцию по повести Н.В. Гоголя «Шинель»: социально-нравственная проблематика. Урок был направлен на формирование интереса к чтению, овладение приёмами понимания прочитанного. Учащиеся выразили своё креативное мнение «что было бы, если…».

        13.12.2023 г. учитель русского языка Труфанова Л.С. провела урок литературы в 7А по развитию читательской грамотности. Учащиеся находили информацию, внимательно и  вдумчиво читая текст, постоянно обращались к тексту в поисках ответа на заданный вопрос,  интегрировали и интерпретировали информацию, анализировали и оценивали содержание текста, учащиеся показали умения выделять главное, определять тему (проблему) текста.

           Учителя русского языка Воскресенская Т.Б., Бельмас Н.Н. провели урок-практикум в 9 Г, Б, В классах «Совершенствование функциональной грамотности в рамках подготовки к устному экзамену по русскому языку». Цель урока – научиться  читать вдумчиво и рассудительно, находить  и извлекать информацию,  осмыслять и оценивать содержание и форму текста, применять информацию из текста  в жизненных целях. В ходе урока-практикума учителями-словесниками  были проведены  следующие виды деятельности: осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы.

        Завершила Неделю функциональной грамотности учитель русского языка Паршина Р.В., проведя урок творческой активности в 6 б классе (15.12.2023 Г.). На уроке литературы учащиеся выполняли творческие задания, учились находить в тексте информацию для решения поставленных задач,  учились не просто читать, а они учились читать осмысленно. На уроке педагог развивал у детей читательскую грамотность и креативное мышление.

             Неделя прошла на хорошем уровне, были проведены очень содержательные мероприятия, в которых учитывались возрастные особенности детей, использовались разные методические приемы. Каждый день Недели был посвящен какому-то конкретному мероприятию, способствующему развитию творческих способностей обучающихся.

Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы  Нуранова А.Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...