Семинар-практикум "Упражнения и игры для развития познавательных процессов и речи у детей 3-7 лет"
методическая разработка

Кузнецова Татьяна Владимировна

Игры направлены на развитие всез ВПФ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему «Упражнения и игры для развития познавательных процессов и речи у детей 3-7 лет»

«Играем и развиваемся»

Уважаемые педагоги!

        Безусловно, необходимым условием для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте является полноценное владение родным языком. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

        Игры, в которые мы с вами сейчас будем играть, помогут Вашим воспитанникам развить речь, внимание, мышление, а также научат их составлять предложения.

1. «Кто больше слов скажет»

        Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

        Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
        Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Хвастунишки»

Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

        «Давай, играть в хвастунишек. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов».
Взрослый: «У меня один апельсин».
Ребёнок: «А у меня много апельсинов».
Взрослый: «У меня только одно яблоко».
Ребёнок: «А у меня много яблок».
Взрослый: «У меня одна машинка».
Ребёнок: «А у меня много машинок».

«Где стоит матрёшка?»

Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

        На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые ребенку. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе».  Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Напротив, чего стоит матрёшка?» и т.д.

«Фантазёры»

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.

        Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то...  (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д.)», «Если выпал снег, то...  (можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то...»
        Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

«Один и несколько»

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

        Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно, можно использовать и настоящие предметы).
        Ребенку мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки.»
        Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.

«Чьи покупки?»

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
        «Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»
        В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы
.

«Кого можно гладить»

        Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что, ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом, 
А кота и кошку,
Что гуляют под окном, 
Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...

«Как сказать по-другому?»

        Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает).

Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

«Часть – целое»

        Цель: развитие речи, мышления.

     Предложите малышу угадать часть предмета или конструкции. Например,
Руль – машина, автобус…
Крыша – …
Страница – …
Хвост – …
Дупло – …
Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части.
Машина – руль, колесо, …
Дом – …
Дерево –
Книга – …
Пальто – …

«Загадай загадку»

        Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.
        Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.

Например, деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).

Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).

Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

«Назови цвет, форму»

        Цель: согласование существительных с прилагательным. 

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная… 

Помидор (какой?) — … 

Огурец (какой?) — … 

И так далее. 

Список используемой литературы:

  1.  Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. М: ЗАО, 2010 г.;
  2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001;
  3. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы

В помощь учителю для проведения на уроках  дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида   (материал взят из журнала)...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...

Доклад "Приёмы, способствующие развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ".

Доклад подготовлен для ШМО учителей начальных классов. Раскрыты приёмы, способствующие развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ....

Игры на развитие познавательных процессов ( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников.

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников....