Методические рекомендации по проведению экскурсий
методическая разработка

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Методические рекомендации по проведению экскурсий с обучающимися

                                          Подготовила: педагог дополнительного образования

                                                                   Киселёва Л.И.

п.г.т. Каменка 2024 г.

Экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению обучающихся с природой. Природа всегда была добрым другом человека. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной березкой, бурной или величавой спокойной рекой, нежным изяществом подснежника. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы - большое счастье. Развивать это умение у обучающихся нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.

На экскурсии у обучающихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствуют развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Экскурсии проводят в определенной системе, для каждой определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми обучающимися.

Подготовка педагога к экскурсии.

Готовясь к экскурсии, педагог должен сделать все для того, чтобы совместное посещение леса открыло для обучающихся целый мир красоты, явилось одной из верных тропинок к прекрасному.

Педагог, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Поэтому накануне экскурсии педагогу следует побывать на месте самому, чтобы разработать такой маршрут ее проведения, при котором обучающиеся увидят, например, яркие краски осенней листвы, скромную прелесть поздноцветущих растений, графическую четкость безлистных ветвей, зрелую тяжесть сочных плодов. Затем  педагог намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить обучающиеся, устанавливает где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

Подготовка обучающихся к экскурсии.

За несколько дней до экскурсии педагог проводит с обучающимися небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Обучающиеся должны знать куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собирать.

При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду обучающихся. Они должны быть одеты с учетом погоды и сезона.

Необходимо привлечь обучающихся вместе с педагогом к подготовке экскурсионного снаряжения и оборудования. Эта работа повышает интерес к предстоящему занятию.

Подготовка экскурсионного снаряжения.

Перед экскурсией педагог тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу: лопатки для выкапывания растений, нож складной для срезания веток с дерева, папки для растений, корзинки для переноски природного материала.

Проведение экскурсий.

(на примере экскурсии в осенний лес)

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где педагог, подводя итог обращает на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируется в зависимости от цели и сезона.

Приведя обучающихся к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель занятия - познакомиться с красотой осеннего леса, сделать зарисовки наиболее понравившихся растений и мест в лесу, с тем чтобы затем воспроизвести их с помощью природного материала. Проведение экскурсии позволит заготовить необходимый материал для последующих занятий.

Основная часть экскурсии - это коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи занятия. Педагог помогает обучающимся подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, заставляющих обучающихся рассматривать, сравнивать, находить отличия и сходство.

Неоценимую помощь в создании определенного эмоционального настроя обучающихся окажет педагогу подбор тех произведений поэзии и прозы, в которых дано предельно четкое и эмоционально глубокое отображение красоты осенней природы. К числу таких произведений следует отнести стихотворения А.С. Пушкина, И. Бунина и т. д., а также чудесные строки о природе Воронежского края Л. Семаго и других поэтов.

В разговор о красоте осеннего леса и его объектов должны быть вовлечены все ребята. С этой целью им предлагается выбрать и показать тот участок леса или то растение, которые им кажутся наиболее красивыми, а также попросить объяснить, в чем именно заключается эта красота, и дать характеристику тех чувств, которые возникают у них под воздействием природы.

Переходя от одного намеченного для осмотра объекта к другому, в беседе педагог не только добивается наиболее четкого видения декоративной красоты природы, но и способствует формированию понятий о динамической красоте растений, проявлением которой служит сезонная смена их форм и красок. В самом деле стоит только посмотреть вокруг, и мы увидим, что деревья, одноцветные летом, осенью одеваются в различный красочный наряд:

Точно дева в сарафане,

Закраснелась на поляне

Зыбкая осина.

В ткани нежно-золотые,

Ярким солнцем залитые,

Убралась береза.

Дуб угрюмый, вечно хмурый

Плащ накинул желто-бурый,

Плотный и тяжелый.

Листья пышные, цветные,

Все узоры расписные

Свесил клен-красавец.

                         А. Чельцев.

По окончании основной части надо дать обучающимся возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природного материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничить его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание обучающихся только на определенных растениях и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда обучающиеся работают самостоятельно, педагог не должен оставаться пассивным наблюдателем. Надо показать как правильно выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за них.

Весь собранный материал по возвращении с экскурсии следует привести в порядок: рассортировать, листья заложить в пресс для просушки. Соцветия поставить в пустые вазы для естественного высыхания, кору, пни, плодовые растения освободить от пыли и положить в шкаф.

Хорошим заключением общения с природой может послужить стихотворение  Б. Миротворцева «И снова осень», дающее своеобразный как бы обобщенный пейзажный облик осенней природы и эмоциональное обоснование необходимости сбора природного материала, что входило в одну из задач данной экскурсии:

И снова осень золотая

Творит волшебные дела -

И даль небес, как будто в мае,

Чиста, прозрачна и светла.

Сверкают ясные просветы

Не запыленной синевы

В переплетенье черных веток

С червонным золотом листвы.

Хочу смотреть, дышать и слушать,

Великолепьем поражен, -

Весь, от корней и до верхушек,

Знакомый лес преображен.

И алый цвет, и цвет багровый,

И все оттенки золотого,

Вокруг - куда ни посмотри -

Блестят в его палитре новой

Все блики утренней зари.

Иду под золоченой сенью

По златотканому ковру -

Большой букет даров осенних

Себе на память соберу.  

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Методические рекомендации к проведению экскурсий

В данном материале представлены методические рекомендации к проведению экскурсий....