Смысловое чтение - как метапредметный результат освоения образовательной программы и универсальное учебное действие
статья

Юлия Андреевна Малиева

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malieva_yu.a_smyslovoe_chtenie.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение  - как метапредметный результат освоения образовательной программы и универсальное учебное действие.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(Д. Дидро).

              Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
            Сегодня же, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
           ФГОС НОО и в метапредметные результаты освоения основной  образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

          В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (основная школа) в подпункте «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» (стр. 34) прописаны три направления работы с текстом:

 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

 Работа с текстом: оценка информации.

           А также результат работы с учащимися, где подробно сказано, чему должен научиться выпускник по каждому из направлений.

Выпускник получит возможность научиться:

Ориентироваться в тексте, находить требуемую информацию.

Преобразовывать и интерпретировать текст.

Критически относиться к информации.

 Что подтверждает стремление многих учителей за основу работы с текстом взять технологию проблемного обучения, критического мышления, интерактивные технологии, системно-деятельностный подход, групповые и парные формы работы на уроке.

       Под смысловым чтением понимается:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей;
  •  понимание и адекватная оценка языка СМИ.

         Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

  1. в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  2. в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  3. в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  4. в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

            Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.  Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

           Я не буду останавливаться подробно на всех этапах урока по ФГОС, коллеги это сделают еще, хочу поделиться приемом, который я использую на своих уроках в старшей школе. На слайд я вывожу высказывание ,писателя, ученого, деятеля культуры и прошу в течении 1 минуты выполнить 3 задания:

1.Прочитать внимательно высказывание,

2.Связать его с темой урока (если это конец урока)

3.Высказать свое мнение.

1.Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать. – Л. Толстой

2.Мы сегодня изучили тему Проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, навыки и умения, необходимые для предотвращения опасностей, умения правильно оценивать риски и принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности. В рамках предмета ОБЖ мы изучаем основные правила личной безопасности, правила пожарной безопасности, правила поведения на дороге и в общественных местах, а также основы оказания первой помощи.

Таким образом, высказывание Л. Толстого о том, что большинство бедствий происходят не от недостатка знаний о том, что нужно делать, а от неправильных действий и дел, которые не нужно делать, относится к теме культуры безопасности жизнедеятельности. Вывод, который можно сделать из этого высказывания, заключается в том, что необходимо уделять внимание не только знаниям о правилах безопасности, но и их практическому применению, а также избегать небезопасных действий и ситуаций.

Высказывания, могут быть включены в уроки на разных этапах для различных целей.

  1. Мы можем использовать высказывание в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся и вызвать их интерес к теме. Это поможет создать атмосферу и подготовить учащихся к изучению нового материала.

  1. Высказывание может служить основой для обсуждения различных точек зрения или мнений учащихся. Это поможет развить их критическое мышление и способность анализировать прочитанную и полученную  информацию.

  1. Можно использовать высказывание в заключительной части урока, чтобы подвести итоги и сделать выводы. Это поможет учащимся усвоить основные принципы и понятия, изученные на уроке.

Важно помнить, что выбор и использование высказываний должно быть связано с конкретными целями урока и уровнем подготовки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое осмысление и практическая реализация образовательной программы УУД (универсальные учебные действия) в классе ансамблевого исполнительства

В сообщении преподавателей лицея рассматривалась история камерного исполнительства и его роль в формировании коммуникативных и социальных навыков учащихся. Были обоснованы возможности музыкального исп...

Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования

.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...

Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы у обучающихся с РАС на логопедических занятиях

Ключевым аспектом модернизации специального образования в России рассматривается проблема интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.Основанная цель специалиста- генерализа...

Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по истории .

Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных,метапредметных и предметных результатов освоенияобразовательной программы по истории ....

Учебные задания по русскому языку (5-6 классы) для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Учебные задания по русскому языку (5-6 классы)  для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...