Методический доклад «Виды, формы и методы дистанционного обучения»
методическая разработка

Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad_egorova_n.e._gbou_shkola_no_425.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 425 имени академика П.Л.Капицы

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методический доклад

на тему:

«Виды, формы и методы дистанционного обучения»

Подготовила: методист Егорова Н.Е

2024

Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна соответствовать и отражать общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик. Поэтому я считаю неправомерным говорить о дистанционной педагогике, как об отдельной области науки точно так же, как никому не приходит в голову говорить о заочной педагогике и т.д. ДО имеет ряд очевидных преимуществ перед традиционными видами обучения.

Применение ДО в учебном процессе обеспечивает индивидуально-личностный подход к обучению учеников (студентов), ориентирует на творческий поиск к достижению новых знаний. Сетевые технологии оптимально подходят для решения этой проблемы. Таким образом, методика ДО решает психологические проблемы обучающегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удаленности от квалифицированных учебных центров, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. Методики ДО могут преодолеть границы времени и места и дать людям возможность получить образование, вне зависимости от их социального статуса и материального положения. Образование, в особенности дистанционное, открывает оптимистические перспективы.

Важным признаком классификации дистанционного обучения является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, рассмотрим эти методы:

Методы и формы дистанционного обучения в школе

Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение).

Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося, консультируемого студента или школьника, клиента, нуждающегося в научно-технических услугах, соискателя научной степени с одним преподавателем, репетитором, консультантом или научным и техническим руководителем (обучение «один к одному»). Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»). Данный метод используется педагогом, репетитором, консультантом школьников и студентов, когда обучаемых и консультируемых целая группа, они примерно одинаково подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Этот метод, свойственный традиционной образовательной системе, получает новое развитие на базе современных информационных технологий.

Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Значение этого метода и интенсивность его использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Именно этот метод, который ориентирован на групповую работу студентов, школьников, клиентов, нуждающихся в научно-технических услугах, представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Обучение в сотрудничестве может иметь различные формы. Рассмотрим их:

Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому, репетируемому школьнику или студенту, а также консультируемому клиенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Метод проблемного обучения основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся, репетируемых студентов, школьников, консультируемых соискателей научных степеней, нуждающихся в помощи подготовки диссертаций, фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем.

Исследовательский метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов.

Дистанционная форма - это и не аналог заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися кибераудитории.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату, организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют дистанционные аналоги учебным контактам, но и в ряде случаев существенно расширяют их возможности. Рассмотрим подробнее формы дистанционного обучения:

Дистанционные эвристические олимпиады. Наиболее интенсивной, массовой и успешной сетевой формой творческого развития школьников и студентов являются дистанционные эвристические олимпиады. Такие олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам – математике, физике, русскому языку, иностранным языкам и т.д., в них принимают участие десятки тысяч школьников с I по XI класс, а также десятки тысяч студентов.

Дистанционные проекты креативного типа. Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся при этой форме дистанционного обучения организуется для решения творческих задач. Данная форма очень эффективна при написании школьниками, студентами, клиентами, нуждающимися в научно-технических услугах, научных работ и исследований.

Дистанционные курсы для обучаемых и педагогов. Данные курсы проводятся по оргдеятельностной методике. Их цель — развитие креативного направления в обычном и дистанционном обучении. Креативные информационные технологии привлекают учащихся, репетируемых и консультируемых возможностью совершения собственных действий, не только по указанию или подсказке преподавателя, либо репетитора по математике, физике и др. наукам, а также научного и технического руководителя.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:

1. существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;

2. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

3. пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;

4. двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

5. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Таким образом, можно сказать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и школа), а дистанционное обучение – это процесс получения знаний (за него ответственен ученик). По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

Дистанционное обучение делится на две основные категории:

1. Синхронный

2. Асинхронный

Синхронный означает «одновременно». Это относится к методу предоставления образования, который происходит в режиме реального времени. Это требует живого общения в Интернете. Для этого используются такие технологии, как телеконференции.

Асинхронное дистанционное обучение, где студенты получают кластеры еженедельных крайних сроков. У них есть свобода работать в своем собственном темпе. Асинхронное дистанционное обучение дает больше возможностей для взаимодействия студентов. Учащиеся могут получить доступ к содержимому курса вне запланированного времени встречи или занятия и взаимодействовать с помощью онлайн-бесед, викторин или видео-комментариев по своему собственному расписанию. Как преподаватели, так и студенты извлекают выгоду из гибкости асинхронного обучения, поскольку оно позволяет им создавать и потреблять контент, когда им это удобно. Гибкость асинхронного обучения позволяет им создавать и потреблять контент, когда им это удобно, а учебные материалы могут быть доступны в любое время и в любом месте.

Дистанционное обучение: преимущества и недостатки

Ученые выделяют следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения:

Преимущества дистанционного обучения:

  • время и место обучения студент выбирает сам;
  • доступ к учебным материалам с помощью интернет из любой точки нашей страны;
  • учеба не будет мешать работе;
  • гибкие сроки обучения;
  • помогает снизить затраты на проезд к месту обучения и обратно;
  • можно проводить обучение большого количества человек.

Недостатки дистанционного обучения:

  • рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения;
  • необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
  • одной из проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;
  • для дистанционного обучения необходима самодисциплина;
  • высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.

Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов: эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; эффективности обратной связи.

Эффективность дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Кроме того, выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было рассматривать как эффективное:

  • дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов;
  • ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения – интерактивность. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также давать возможность группового обучения;
  • обратная связь должна быть оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
  • важнейший элемент любого курса – мотивация, которую необходимо поддерживать;
  • структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня обученности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.

Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.

Литература:

1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Телекоммуникации для образования.- СПб.: БХВ-Петербург, 1136 с.

2. Куклев, В. А. Методология мобильного обучения. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 254 с.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: / федеральный закон № 273-ФЗ от (с изм. и доп.)// СПС «Гарант», 2018. URL: - (дата обращения: ).

4. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения, ВФ ГОУ МГИУ, 2017. - № 8. С. 26-27.

  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999г.
  2. Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Мат-лы I региональной научно-практической конференции. – СПб 2016г.
  3. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение 2017г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

ДОКЛАД "РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Я работаю учителем математики 28 лет. У многих  школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов.  Поэтому я считаю, что главна...

Методические рекомендации: Виды, формы и методы контроля.

Виды, формы и методы контроля.Алгоритм составления справок на основе анализа по различным направлениям деятельности школы и педагогического коллектива....

Доклад "Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы"

Доклад _Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы...

Доклад "Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы"

Доклад "Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы"...

Формы и методы дистанционного обучения

В данной статье раскрываются особенности  дистанционного обучения....