Психологические особенностями организации урока доктора психологических наук Шингаева Сергея Михайловича
статья

Курманбакиева Любовь Алексеевна

От того как педагог относится к обучающимся, зависит успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие обучающихся в процессе обучения.

Урок — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность педагога и обучающихся. Чтобы эта совместная деятельность проходила с наибольшей пользой и для педагогов, и для обучающихся — каждый урок планируется, представляется, анализируется. 

Урок является ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учителя, именно на уроке учитель целостно выражает требования образования и воспитания. На основе психологического анализа урока можно довольно точно прогнозировать психическое развитие школьников.

Мне хотелось бы познакомить вас с психологическими особенностями организации урока доктора психологических наук Сергея Михайловича Шингаева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенностями организации урока доктора психологических наук Шингаева Сергея Михайловича

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями организации урока доктора психологических наук Шингаева Сергея Михайловича.

От того как педагог относится к обучающимся, зависит успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие обучающихся в процессе обучения.

Урок — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность педагога и обучающихся. Чтобы эта совместная деятельность проходила с наибольшей пользой и для педагогов, и для обучающихся — каждый урок планируется, представляется, анализируется. 

Урок является ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учителя, именно на уроке учитель целостно выражает требования образования и воспитания. На основе психологического анализа урока можно довольно точно прогнозировать психическое развитие школьников.

Мне хотелось бы познакомить вас с психологическими особенностями организации урока доктора психологических наук Сергея Михайловича Шингаева.

Важно помнить, что урок проводится не ради самого занятия, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ребенка; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности ребёнка. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ребенка, но и в психическое развитие его личности в целом.

Говоря о психологической организации урока, нужно учитывать психологические закономерности человека.

Первая закономерность – 2 минуты. Не более чем на две минуты человек имеет право задержаться. И даже в школе будь то учитель, будь то ученик. Конечно, мы все знаем, что урок должен начинаться вовремя по звонку, но в жизни может всякое случиться и нельзя забывать, что все мы своего рода всего лишь биомасса. Наказывать ученика если он опоздал на эти две минуты, ставить его у порога, выясняя, где он был, не стоит.

Вторая закономерность – 5 минут. Стоя, ребёнок воспринимает информацию только пять минут, затем он начинает переминаться с ноги на ногу, ёрзать, крутиться. В этом плане удержать дисциплину труднее всего учителям физической культуры.

Третья закономерность – 20 минут. Сидя, ребёнок воспринимает информацию только двадцать минут. Поэтому здесь важно не забывать о физминутках. Физминутки являются не только обязательным этапом любого урока, это важный психологический фактор организации урока. В следующие двадцать минут важно запустить такой психологический момент как «Ага!». Важно сделать так чтоб ребёнок понял «Ага, вот где мне это понадобится!», «Ага, вот как я смогу это использовать!», «Ага, вот для чего мне это нужно!». И здесь очень важен такой момент как эмоции. Нужны положительные эмоции, и тогда произойдёт у ребёнка такой психологический эффект, назовём его «навеяло». В совокупности «Ага» и «Навеяло» даст колоссальный эффект от урока.

Четвертая закономерность – 40 минут. Через сорок минут наступает монотомия. Бывает мы чего-то не успели сказать, сделать опрос, и самая частая ошибка – выдать домашнее задание. Через сорок минут, как бы вы старательно не пытались объяснить суть домашнего задания, больше половины класса выполнит его неверно или с ошибками.

Пятая закономерность – паузы (перемены). В перемену нужно двигаться, разогнать кровь тем самым дать организму перегрузиться и завести мозговые функции. Если в начальной школе с этим легче, то в старшей школе с современными детьми этот этап проходит сложнее. Часто дети выходят, устраиваются на диванах или пуфиках и утыкаются в экраны своих гаджетов. Исследования московских школ показали, в школах, где убрали пуфики и скамейки с коридоров, работоспособность детей на уроке становится выше. Нужно заставлять детей двигаться, походить, постоять размяться, но ни в коем случае не сидеть в классе.  

И последняя закономерность – эмоциональный интеллект. Очень важно, ставить эмоциональный интеллект человека на первое место, а не умственный. Людей с высоким интеллектом рождается не так много. Это закономерность природы. А воспитать эмоциональный интеллект в человеке можно. Не обязательно все должны учиться на одни четверки и пятерки. Конечно, мы должны стремиться к этому, но этого недостаточно, важно ещё развивать эмоциональный интеллект. Троечники и двоечники не должны становиться изгоями или объектами позора и нарекания. Не все отличники и хорошисты станут хорошими людьми. Бывшие отличники встречаются и среди преступников, плохих соседей, неверных супругов, плохих родителей и т.д. Поэтому развитие эмоционального интеллекта важнее. Сюда входит воспитание, духовность, нравственность. Развитие эмоционального интеллекта должно проходить на всех этапах урока. Учителю необходимо в ходе урока следить за движением мысли и чувства каждого ученика. В случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащихся, учитель должен уметь объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность, привести дополнительный припер, вернуться назад. Это помогает учащимся не только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем.

Дисгармония взаимоотношений учителя и учащихся на уроке может стать серьезным препятствием к взаимопониманию и сделать безрезультатными все попытки учителя воздействовать на учеников. Обязательным условием высокой контактности является педагогический такт. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует. К. Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт педагогический…».

Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

· не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

· не противопоставлять сильных слабым;

· не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

· замечать даже небольшие успехи слабых, но не подчеркивать это резко;

· воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

· формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Да, чрезвычайно важной стороной урока является организация познавательной деятельности учащихся, т.е. создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач. Но необходимо также поддержание состояния бодрости, сосредоточенности внимания, внутренней готовности к восприятию и принятию учебного материала.

Курманбакиева Л. А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности организации урока доктора психологических наук С . М. Шингаева Курманбакиева Л. А., учитель английского языка МКОУ Панаевская школа-интернат с. Панаевск, 2020

Слайд 3

Урок проводится: не ради самого занятия, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ребенка; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности ребёнка.

Слайд 4

Важно!!! Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ребенка, но и в психическое развитие его личности в целом . Убеждение Внушение

Слайд 5

Психологические закономерности 2 ’ 5’ 20’ 40’ Пауза Стоя Сидя «Ага!» + Монотомия Движение Физминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации урока в условиях модернизации образования

"Особенности организации урока в условиях модернизации образования"-презентация к выступлению на районном методсовете...

Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

Как учить ребенка, который не может усидеть на месте, удержать ручку и смотреть на доску?...

Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе...

Особенности организации урока географии с использованием заданий разного типа для формирования познавательных УУД обучающихся

В последнее время, в связи с обилием источников информации, интерес к предмету география в школе немного угас. Да и востребован...

Особенности организации уроков по футболу на уроке физической культуры

Статья посвящена урокам, на которых дети овладевают навыками игры в футбол, так как эта командная игра популярна среди обучающихся 5-9 классов....