Развитие памяти на уроках математики у обучающихся с интеллектуальным нарушением
методическая разработка

Рыжкова Наталья Васильевна

Выступление на МО учителей математики начальных классов 16.01.24г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти на уроках математики у обучающихся с интеллектуальным нарушением

                                                                Выступление на МО учителей математики начальных классов

                                                                                                                                                        16.01.24

Большую общественную тревогу вызывает сегодня крайне неблагоприятное положение в школе детей, которые, едва переступив школьный порог, попадают в категорию отстающих. Отставание детей в учении уже на начальном этапе их обучения оказывается одной из главных причин низкой педагогической, социальной и экономической эффективности школьного воспитания. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого ребёнка. Создание таких условий, учитывающих индивидуальные особенности - важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Этот возраст является продуктивным и в развитии памяти. 

  Память детей с нарушением интеллекта формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что было отмечено в ранних исследованиях как зарубежных, так и советских психологов. 

Разработаны многие дидактически ценные принципы, позволяющие повысить качество усвоения нового учебного материала, к их числу относится исследованный и разработанный Х.С. Замским принцип разнообразия при повторении учебного материала.

Основные, пользуясь термином Л.С. Выготского, «ядерные свойства памяти» умственно отсталых детей, а именно замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения - отчетливо видны педагогам.

    Учителю необходимо активно и умело вести работу по формированию приёмов запоминания у учащихся с нарушением интеллекта. 

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Память многолика. Она бывает долговременная и кратковременная. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д. 

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта должна вестись в следующих направлениях:

 

 -  осуществлять индивидуальный подход к детям;
-  предотвращать наступление утомления;
-  использовать те методы, с помощью  которых  можно максимально активизировать    

   познавательную деятельность детей;
- проявлять особый педагогический такт (важно подмечать и   поощрять успехи детей, помогать  

   каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности);
-  использовать развивающие игры, упражнения с конкретными  примерами

На уроках математики занимательный материал (игра, загадка, персонажи сказок, работа с геометрическим или другим материалом) оказывает влияние на развитие  не только речи, но и памяти.

Работая над развитием памяти детей с нарушением интеллекта, на уроках математики можно использовать различные задания, которые дети выполняют  с интересом и желанием.

                     Упражнения для развития памяти на уроках математики

Математические слова

Учитель называет несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится – прости обучающихся запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют.

 2. Цепочка слов

Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют обучающиеся.

3.Повтори-ка!

Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутал их порядок, выбывает из игры.

4.Память на числа

Учитель показывает на 5-10 секунд строчку с 4-5 цифрами (или числами до 20), затем предлагает записать в тетрадь и повторить эти числа. Строки меняются несколько раз. Для чередования тренировки зрительной и слуховой памяти, записанный ряд чисел учитель произносит (не торопясь и только один раз).

5.Цепкая память

Один из учеников, записав в своей тетради 4 однозначных числа, говорит их быстро, после чего остальные их записывают. Тот, кто читал числа, проверяет. Его сосед диктует тоже 4 цифры и проверяет записи остальных. Следующие трое диктуют по 5 цифр, а затем двое по 6 цифр. Со временем можно перейти к двузначным числам, сначала по 3 числа, затем по четыре. Можно поочередно то диктовать, то показывать числа, записанные на передвижной доске.

Так же:

- рисуем по памяти узоры;
- запомни и воспроизведи рисунки;
- зрительные диктанты;
- слуховые диктанты;
- графические диктанты с получением рисунка;
- «Волшебный мешочек с геометрическими фигурками» и другие задания.

Проблема развития памяти младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность, память необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Таким образом, для развития памяти детей с нарушением интеллекта учителю необходимо использовать на уроках различные методы работы, чтобы помочь ребёнку успешно усвоить и запомнить нужный материал, который впоследствии он мог бы воспроизвести самостоятельно.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти на уроке математике

В психологии выделяются 3 основных вида памяти: зрительная (визуалы), слуховая (аудиалы), тактильная (кинестетики).В данном 5 в классе было проведено тестирование школьным  психологом в рез...

Статья "Развитие памяти на уроках математики"

Использование опорных схеми конспектов ....

Развитие памяти на уроках математики.

Статья о том, как можно развивать память у учащихся с использованием разных приемов....

Методическая разработка урока математики для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Представлен конспект урока по математике для 5 класса по теме "Линии, отрезок", для учащихся с интеллектуальными нарушениями, обучающихся на индивидуальном обучении....

5-9 КЛАССЫ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Контрольно-измерительные материалы предназначены для отслеживания результативности усвоения образовательной программы детьми с нарушением интеллекта. Контрольные работы составлены с учетом программных...