Формирование функциональной грамотности на уроках технологии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
материал по технологии

Татьяна Васильевна Архипова

Предварительный просмотр:

МКОУ Вознесенская школа- интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад

«Формирование

функциональной грамотности на уроках технологии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

(из опыта работы)

Учитель швейного дела:

Архипова Т.В.

2023год

Что такое «функциональная грамотность»? Это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В нашем случае, формирование компетенций одно из составляющих функциональной грамотности на уроках трудового обучения. Хочу сразу отметить, наш цивилизованный век, где мы все привыкли ко всему готовому нас и наших детей разрушает, и, не считайте меня за консерватора, вокруг заготовки, полуфабрикаты, скорость приводят нас, грубо говоря, к безрукости. Объясняю – дети не умеют работать ножницами, часто не могут обводить шаблоны - заготовки различных форм можно купить, выписать в наборах, быстренько наклеить куда будет нужно и готово! И, успели! И на конкурс!  А потому как для детей с интеллектуальными нарушениями, выбор профессий невелик, рассчитан в основном на занятия отдельным ремеслом и узкий профиль, - развитие рук, моторики очень важно («мозг – продолжение рук»). Лично я хочу, - так и делаю, чтобы детьми было прочувствовано то, что и зачем они это делают. Чтобы дети прошли определённые развивающие трудности (естественно с учётом возрастных и психофизических возможностей), которые в дальнейшем и подведут к необходимым компетенциям и функциональной грамотности, постепенно нарабатывая опыт.

     И так цель учителя технологии - развить ребёнка

-Развить мышление из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, развить память и внимание, фантазию и воображение

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Словом, как вы заметили, формировать БУД, базовые учебные действия.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.

Условия достижения данной цели:

1.Обучение носит деятельностный характер.

Развитие активности познавательного интереса предшествует всем этапам формирования компетенций и функциональной грамотности. Отсюда следует применение современных методов и приёмов, способствующих повышению мотивации к обучению.

В своей работе, на уроках швейного дела, я отдаю приоритет проектной деятельности. Следуя запланированной теме, - заранее, зная свой контингент обучающихся (6 класс), отрабатываю приём импровизации подведения детского видения к проблеме, а поставить цель и решать проблему – это уже совместно. Затем отслеживаю успехи. Личностно ориентированный подход – это мой сопровождающий метод в обучении. Отчётливо знаю, если у ребёнка будут неоднократно повторяться ошибки – ни о какой активности и развитии, не может быть и речи. Использую шаговую инструкцию, а самое главное не довожу до эмоциональных негативных вспышек. Как правило, предлагаю взаимовыручку, что способствует формированию коммуникативной компетенции. Применяю как групповой метод проектов, например, пошив рабочих рукавиц; косынок для учащихся, которые солят капусту; полотенец, для уроков СБО, - так и индивидуальный: изготовление игольниц; пошив сумок; фартуков для работы на уроках и т.д. Очень важно создать проблему, которая бы подняла мотив и стремление идти к результату, решая поставленные задачи.  

Познавательная активность проявляется и повышается при использовании ИКТ, мои обучающиеся участвовали в «Культурном марафоне-2022», старались друг другу помогать, переживали за неудачу, старались запомнить увиденное, а по прохождению и результатам – гордились своими знаниями. В ПроеКТОрии, для швейного направления был только один видео урок, после моего пожелания, мне на электронную почту прислали учебный фильм «Модный приговор». С большим интересом и увлечённостью ученицы смотрели и обсуждали увиденное.

 К сожалению, с учащимися 7ого класса (8человек) нам сложно просматривать учебные материалы электронного характера по ноутбуку.  

2. Учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности. Элементы самостоятельности в шестом классе на уроках швейного дела, зачастую заканчиваются неудачей. Требуется ещё немало труда со стороны учителя до результата.

В седьмом классе учащиеся, такие как Стас, Денис, Саша способны к самостоятельной практической работе с проявлением функциональной грамотности. Отработаны навыки в работе по уходу за животными. С ответственностью выполняют работу и с удовлетворением. С целью повышения интереса к предмету, закреплению навыков в уходе за животными ребятам можно отправить домой по кролику, с напутственными словами «мы в ответе за тех, кого приручили».

Также девочки при обмолоте семян цветов, проявляли желание посадить и ухаживать, выращивать дома. Я обязательно им дам семян и задание на лето.                                                                

3. Представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели. Наиболее эффективный - исследовательский метод. Необходим для ознакомления и изучения устройств швейных машин, а также для определения свойств тканей. Применяя современные технологии, не исключаю традиционные, педагогу необходимо варьировать и включать в работу с учётом активности и стремлению учащихся добиваться результата в деятельности. Чтобы приобрести опыт, учащиеся должны неоднократно выполнить определённую работу. Поэтому обучение и строится с повторением и усложнением. Если взять пример из уроков сельхоз труда, теоретические знания отстают от практических умений. Но тем не менее осуществляя взаимосвязь приёмов обучения и дифференцированного подхода удаётся получать результаты в обучении таких слабых учеников, как Козлов Рома, Котова Полина.

4.Правила оценивания понятны всем участникам учебного процесса (оценка сопровождается комментарием, может использоваться несколько раз за урок – накопительная и т.д.) Применяю стимулирующие оценки.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в своей деятельности в первую очередь я стараюсь сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда.

К чему же мы должны стремиться на уроках технологии для успешного формирования функциональной грамотности и какие необходимые условия требует эта задача: 

1. Профессиональная компетентность учителя.

2. Системно-деятельностный подход.

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке.

4. Межпредметная интеграция.

5. Образовательные технологии.

6. Исследовательские и проблемные стратегии.

7. Работа с технической документацией.

8. Учебно-практические задания.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

 В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение детей с ОВЗ создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)

Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...