ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
статья

Ляйсан Рустамовна Мусина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_delovyh_imitatsionnyh_igr.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.851

Мусина Л.Р.1, Солощенко М.Ю.2

1Магистрант; 2кандидат педагогических наук, доцент.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования деловых имитационных игр в процессе обучения студентов – будущих учителей математики. В таких играх моделируется реальный учебно-воспитательный процесс, а их участники учатся самостоятельно принимать и осуществлять решения в сымитированных педагогических ситуациях. Приводятся примеры проводимых автором деловых игр в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: дидактическая игра, имитационная игра, деловая игра, подготовка педагогов

Keywords: didactic game, simulation game, business game, teacher training

Подготовка будущего специалиста должна строиться на основе практического опыта, а не только теоретических знаний. Ведь достаточно часто встречается ситуация, когда выпускник с хорошим уровнем знаний и высокими оценками в дипломе неуверенно себя чувствует в трудовой деятельности. При этом следует учитывать, что если в некоторых сферах имеется период, когда более опытные сотрудники помогают «вчерашнему» студенту адаптироваться к рабочему месту, то в других – молодой специалист сразу ведет самостоятельную деятельность.

Например, учитель практически с первого рабочего дня должен проявить себя. Ведь действительно, у него не будет второй возможности произвести первое впечатление. Отношения с учащимися во многом будут обусловлены тем, как пройдет их знакомство с учителем. Следовательно, практическую деятельность будущего педагога нужно обеспечить во время учебы. Как нам кажется, эффективным инструментом для решения этой проблемы являются имитационные деловые игры.

В статье Д.Р. Мурзалиевой приводится следующее определение: имитационные игры – это специально организованная образовательная среда, основанная «на реальных событиях ситуацию, в которой люди принимают на себя различные роли и проигрывают её в зависимости от поставленных перед ними задач» [5, c. 99].

Технология имитационной игры способствует более эффективному формированию таких качеств, которые будут значимы в будущей специальности. По сути, имитационные игры, воспроизводя реальную деятельность, служат полигоном, на котором обучающиеся имеют возможность отработать профессиональные навыки и умения. Использование имитационных игр позволяет рассмотреть типовые ошибки и проблемные ситуации, кроме того, можно выявить ошибки, свойственные участникам игры. Такой подход помогает будущим специалистам избегать таких ситуаций в профессиональной деятельности или находить оптимальные и рациональные решения, в результате чего сокращается срока адаптации выпускника. «Имитационная технология в форме деловой игры», как замечают некоторые авторы, «используется для решения комплексных задач, усвоения нового и закрепления уже изученного материала, развития творческих способностей, формирования практических навыков и умений» [6, c. 82]. 

Однако необходимо помнить, что участники игры не являются средством моделирования изучаемого процесса, строго выполняя свою роль, но должны быть активными участниками, иметь возможность высказывать свою точку зрения и демонстрировать навыки анализа, принимая ситуативные решения.

Вместе с тем, в литературе указывается и на тот факт, что имитационное моделирование «включает в себя имитацию не полного производственного процесса или задачи, а отдельных его элементов». Следовательно, с помощью такого обучение акцентировать внимание обучаемого на определенный аспект, понятие или категорию, а также обеспечить возможность сформировать конкретные навыки производственного процесса в творческой обстановке [2, c. 89].

Имитационное упражнение имеет как ряд определенных преимуществ, так и недостатков при сравнении с классической формой обучения:

1. Преимущества имитационных игр состоят в развитии и совершенствовании стиля жизни и деятельности благодаря:

– инвариантности по отношению к предметной области: имитационные упражнения и игры могут применяться по любому предмету школьной, вузовской, послевузовской программы;

– универсального назначения: имитационные упражнения и игры используются для обучения новому, для закрепления информации, для проверки знаний;

– различного темпа и ритма имитационных упражнений и игр: игры и упражнения можно использовать отдельно, либо в качестве модуля блока упражнений и игр.

2. Недостатки имитационного упражнения обусловлены непрофессионализмом игротехника и отсутствием четко проработанной концепции игры, тем самым:

– игра не позволяет преподавателю ориентировать группу на выбор оптимальной стратегии.

– существует риск возникновения неконструктивных дискуссий, негативного общения и т.п.;

– происходит затягивание игры, снижению динамики, потери интереса со стороны обучающегося [1, c. 32].

Использование имитационных технологий в профессиональном образовании является эффективным за счет того, что изменяется содержание изучаемых дисциплин (усиливается практическая составляющая) и подача информации. В результате этого решаются следующие задачи учебного процесса:

– внедряются инновационные формы проведения занятий и способы подачи информации и т.д.;

– развивается практическое и теоретическое мышление обучающихся;

– повышается мотивация студентов к изучению учебных дисциплин;

– развиваются коммуникативные навыки;

– приобретается опыт самостоятельной и групповой работы [3, c. 141].

Еще в 2005 году использование имитационных игр при подготовке педагогов рассматривала Н.А. Ложникова. Она указывала на эффективность имитационных педагогических игр для формирования качеств и навыков, необходимых учителю. При этом имитационная педагогическая игра определялась как модель ситуации или фрагмента педагогического процесса [4, c. 97].

Заметим, что педагогический процесс более широкое понятие, чем процесс обучения, так как учитель должен взаимодействовать не только с учащимися, но и с их родителями, другими учителями, должен заниматься не только обучением, но и самообучением. Деятельность учителя не ограничивается только рамками урока или школы, а имитационные игры позволяют осветить различные стороны учебного процесса.

Например, на занятии можно смоделировать ситуацию объяснения нового материала. Студент может провести урок математики (алгебры, геометрии), объясняя конкретную тему остальной группе – условному классу. Студент, выступая в роли учителя, осознает важность планирования урока, учится ориентироваться во времени, сохранять темп урока. При этом он, сталкивается с необходимостью удерживать внимание «учащихся». Аналогично можно провести урок закрепления знаний, урок – контроля (самостоятельная или контрольная работа, примеры и задачи должны быть подготовлены «учителем»). Кроме того, не обязательно проводить урок целиком, можно сымитировать отдельные этапы урока.

Так как вся группа студентов, скорее всего, знакома с темой урока и имеет необходимые знания, то маловероятно, что будут вопросы по теме урока, с другой стороны, «учащиеся» будут чаще отвлекаться, заниматься посторонними делами. В некоторых случаях вопросы учащихся можно включить в игру, предложив соответствующие задания некоторым из студентов. Можно разыграть ситуацию «Слабый ученик», когда один из студентов не понимает материал, не может справиться с решением задачи у доски, отказывается отвечать на вопросы и пр. Такие ситуации возникают на практике и не всегда учителя находят оптимальный выход.

Кроме того, можно разыграть игру «Дотошный ученик», когда кто-то из студентов постоянно отвлекает учителя, задавая вопросы по теме, предлагая свои методы (иногда и неправильные) решения задачи, доказывая ошибку учителя и пр.

Помимо ситуаций, связанных с процессом обучения, следует разыграть и другие ситуации, например, поздравление учителя, ссора между учащимися, проведение классного часа. С помощью имитационных технологий следует познакомить студентов с особенностями взаимодействия с учителями (игра «Педсовет»), с родителями (игра «Родительское собрание»). Например, очень интересна игра «Родительское собрание по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ)», где студенты могут высказать свое мнение по поводу такой формой аттестации, поделиться своими идеями по подготовке школьников.

При подготовке к игре мы руководствовались рекомендациями Н.А. Чернеева, который выделяет конкретные этапы проведения имитационной игры:

– этап «Знакомство участников», когда ведущий рассказывает содержание рассматриваемой ситуации, выделяет цели и задачи игры;

– этап «Распределение ролей», где студенты, получив роль (характеристику персонажа, описание действий, текст реплики с указанием интонации и жестов), могут уточнить какие-то моменты. Студенты, не получившие роль, выступают в роли экспертов. Необходимо предоставить определенное количество времени для обдумывания роли, ситуации, образа;

– этап «Проигрывание ситуации», во время которого разыгрывается запланированная ситуация. Ведущий повторяет содержание ситуации и предоставляет слово исполнителям, которые сначала разыгрывают роль по предложенному сценарию, а затем развивают и завершают ситуацию. Ведущий может корректировать ход игры, но в основном выступает наблюдателем;

– этап «Обсуждение ситуации», который начинается после завершения ситуации. Эксперты высказывают свое мнение, анализируют действия участников, обсуждают развитие ситуации и предлагают свои решения. Для большей эффективности желательно вести запись основного этапа игры, которую можно будет воспроизвести при обсуждении. Желательно, чтоб все присутствующие участвовали в обсуждении тем или иным образом;

– этап «Заключение занятия», когда ведущий подводит итоги и формулирует выводы, сделанные во время обсуждения [7, c. 255].

По предложенной схеме можно провести любую имитационную игру, важно лишь продумать исходную ситуацию и прописать начальный сценарий. Остальная игра представляет импровизацию ее участников. При этом важно регулировать ход игры, не допуская замедление темпа, ухода от рассматриваемой ситуации, следя за корректностью высказываний экспертов.

Таким образом, имитационная игра может использоваться в любом образовательном учреждении, на любом этапе обучения. Она позволяет формировать условия для регулярной практической деятельности студентов, более эффективно их подготовить к работе в школе. Сценарий имитационной игры может воссоздавать конкретное событие или ситуацию полностью, либо лишь отдельные элементы. Регулярное использование имитационных технологий в процессе подготовки учителей служит средством их адаптации к профессиональной деятельности, обеспечивая психологическую готовность взаимодействовать со школьниками и их родителями, а также с другими педагогами в школе.

Список используемой литературы

  1. Клименко И.С. Деловые игры, имитационные упражнения, кейсы: учебник. М.: Добросвет, 2019. 128 c.
  2. Корчинская О.В., Иванова И.П., Щукина Н.В., Мендзив М.В. Деловая игра как имитационная модель будущей профессиональной деятельности // Человек и общество в нестабильном мире: сб. матер. межд. науч.-практ. конф. Омск: Сибирский юридический университет, 2020. С. 87-92.
  3. Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Максимова К.А. Имитационные технологии в профессиональном образовании // БГЖ. 2020. №3. С. 140-142. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0031
  4. Ложникова Н.А. Имитационная педагогическая игра как способ и средство формирования профессиональных умений // Ползуновский вестник. 2005. № 3. С. 96-99.
  5. Мурзалиева Д.Р. Развитие профессиональной рефлексии студентов будущих педагогов-психологов посредством имитационной игры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №3-2. С. 98-102.
  6. Титова Е.С., Костылев Д.Н. Применение имитационных технологий интерактивного обучения в педагогическом процессе // Пожарная и аварийная безопасность. 2019. №4. С. 80-84.
  7. Чернеев Н.А. Имитационные игры в процессе обучения // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: сб. матер. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2020. С. 252-257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки с использованием игровой имитационной технологии

Цель урока: сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах. Педагог  руководствовался «Программой по музыке для учащихся 1 - 4 классов» под ред. Критской Е...

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

Консультация для педагогов «Использование интернет ресурсов при подготовке к аттестации».

Материал консультации представляет собой небольшой анализ некоторых популярных сайтов  работников образования  и возможности их использования при подготовке к аттестации....

Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде....

Деловая игра "Как повысить мотивацию педагогов к введению технологии ИСУД"

Данная игра была проведена на семинаре завучей. Цель игры: выявление затруднений при введении новых технологий, поиск способов их решения....

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»...