Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»
учебно-методический материал

Лещева Варвара Геннадьевна

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.

«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.

«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
  • уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
  • совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

Культура речи педагога

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Требования к речи педагога ДОУ

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

  1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует,  прежде всего,  разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
  5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать  интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
  9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех  случаях общения с детьми.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Скорость речи не должна быть слишком большой (примерно 120 слов в минуту).

4. Важно уметь пользоваться логическими и психологическими паузами для достижения большей выразительности речи. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. На эмоциональное самочувствие воспитанников сильно влияет мелодичность голоса педагога, которая носит индивидуальную окраску. Она может воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика опирается на гласные звуки.

Невербальное общение – это неречевая форма, которая передаёт образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

1) Мимика.

2) Выразительность пластики тела.

Итак, назову самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

  1. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  2. Нечеткое артикулирование звуков в процессе речи
  3. Монотонная речь при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  4. ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  5. многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  6. использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  7. копирование речи малышей, «сюсюканье»;

8. Употребление в речи лишних слов, слов - «паразитов» («ну», «вот», «значит», «это»).

Как же бороться со словами-паразитами?

  • Читайте вслух литературные произведения. Это не только поможет вам расширить ваш словарный запас и избавиться от вредных слов, но и позволит развить дикцию, артикуляцию, избавиться от грубых слов.
  • Существует ещё один действенный способ избавиться от употребления слов-паразитов — штраф за их наличие в речи. У вас должен быть помощник, который при каждом употреблении вами лишнего слова получает вознаграждение (какую-то оговоренную сумму денег), а вы, соответственно, штраф.

9. Неуместное использование звукоподражательных слов («вау»).

10. Речевые ошибки, неправильное ударение в словах («ложить» вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «позвОним» вместо «позвонИм» и др.).

Игры на повышение культуры речи педагогов:

Задание 1.

1-я команда

2-я команда

Заменить слово «ПРИКОЛЬНО»

словами-синонимами.

(Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)

Заменить слово «БЕСИТЬ»

словами-синонимами.

(Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.)

Задание 2.Произнести фразу с разными интонациями.

1-я команда

2-я команда

«Здравствуйте!»

Официально

С восторгом

«Это я!»

Таинственно

Виновато

«Умница! Молодец!»

Иронично

Огорченно

«Вы поняли меня?»

С угрозой

Сухо

«До встречи!»

Нежно

Кокетливо

Задание 3. Поставьте правильно ударения:

тОрты, ходАтайство, СлИвовый, каталОг, баловАть, красИвее, облегчИть, звонИм, баловАть, досУг, докумЕнт, Искра, комбАйнер, облегчИть, предложИть, стАтуя.

     квартАл, щавЕль, красИвее, коклЮш, пЕтля, столЯр, месяцАми, алфавИт,      

     киломЕтр.

 Задание 4.

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.

Список - длинный

Звезда - яркая

Кругозор - узкий

Лекция - интересная

Дом - высокий

Воззвание - громкое

Действие – необоснованное

Критика - справедливая

Книга - интересная

Закон - административный

Счастье - короткое

Пища - полезная

Дефицит - бюджетный

Шрифт - крупный

Интерес - определенный

Библиотека - публичная

Страна - доброжелательная

Собака - породистая

Жизнь - нелегкая

Физика - ядерная

Город – маленький

Убеждение – острое

Задание 5.

Прочитать четверостишие в заданном эмоциональном состоянии (грустно  раскачиваясь, весело прыгая, плаксивым голосом, громко смеясь, грубым голосом, «писклявым» голосом, испуганно, со злостью).

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

Закончить свою консультацию я хочу словами Мегеля де Сервантеса «Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности

Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности....

Культура речи педагога

В статье описываются основные компоненты культуры речи педагога:1. Грамотность построения фраз.2. Простота и ясность изложения.3. Выразительность:а) интонация и тональность;б) темп речи, паузы;в) дина...

презентация и мастер -класс по для учителей-логопедов по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики

раскрывается значение воспитания звуковой культуры речи, способы использования в работе фонетической ритмики...

Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"

quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...

Мастер -класс Культура речи педагога

Разминка перед педсоветом...

"Культура речи педагога - пример для воспитанников" - обмен опытом

Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития детей....