Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподавателя, учителя, педагога. Методические материалы содержат информацию о типичных ошибках устной речи педагогов, методах преодоления затруднений с культурой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_kultura_rechi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА»

«Наш язык − это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело…» − писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность и словарный запас. Недостаточно развитая речевая культура снижает социальный статус любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из важнейших в обществе. Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, в первую очередь, стилистических норм в области произношения и словоупотребления, но и этических норм.

Чистота речи предполагает стилистически оправданное употребление литературных языковых единиц: иноязычных слов и выражений, речевых штампов, а также слов и выражений, не несущих никакой смысловой нагрузки в речи и в силу этого превращающихся в сорняки. Слова-сорняки, или слова-паразиты, засоряют речь. В роли слов-паразитов могут быть обычные вводные слова. частицы, местоимения, междометия, служащие для выражения разнообразных оттенков смысла высказывания.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой.

Слова-паразиты – языковое явление, которое выражается в употреблении лишних слов для данного контекста. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, заполняют ими паузы. 

Согласно общепринятому мнению носитель этих слов – человек, употребляющий их от бедности словарного запаса. И во многих случаях так оно и есть. Тем не менее, есть несколько причин, побуждающих людей к их употреблению. Одна из них − логофобия, боязнь выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Она присуща людям с низкой самооценкой, которые не уверены в себе и опасаются негативной реакции окружающих на свои слова. Слова-паразиты помогают им выиграть время, чтобы обдумать следующую фразу. К употреблению таких слов прибегают и люди с низкой скоростью мышления. Порой употребление популярного слова-паразита, аналога матерному, носит прагматический характер. Например, вставляя слово «блин», человек намеренно с его помощью создает атмосферу близости среди присутствующих – «своих людей», в компании которых можно это себе позволить.

Слова-паразиты «как бы» и «типа» часто употребляются тогда, когда говорящий хочет смягчить смысл произносимой им фразы. Порой вместо «типа» собеседник говорит «типо», тем самым подчеркивая несерьезное отношение к тому, что он сейчас произнесет. Психологи считают, что с их помощью можно даже узнать характер человека. К примеру, «кстати» любят говорить интроверты, «так сказать» – любители поболтать, у которых речь опережает мысли. Слово «вот» вставляют тогда, когда разговор хочется продолжить, но подходящая тема не найдена. Получается, что «в умелых руках» слова-паразиты играют определенную роль. 

К современный словам-паразитам у детей школьного возраста относятся: «ща», «как бы», «чё», «реально», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «блин», «прикинь» и другие.

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово, поэтому многие слова-паразиты у педагогов («вроде», «как бы») произносятся по причине, что нужное в этот момент слово в голову не приходит. Очень часто данные слова используются как слова-связки. Иногда человек хочет протянуть время. Он не может ответить на заданный вопрос, поэтому произносит: «Видите ли», «ну как вам сказать», «понимаете» и другие слова-паразиты, выигрывая для себя время.

Бывают случаи, когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается неосознанно.

Есть и другая причина появления этих слов в речи. На эти слова возникает мода. Например, слово «чёткий», очень популярно в речи молодёжи. Поэтому «словами-паразитами» могут пользоваться и люди, которые не имеют проблем с речью.

К словам-паразитам можно отнести и англицизмы. Англицизм – заимствование слов из английского языка в какой-либо другой язык. К наиболее популярным можно отнести: «кринж», «дедлайн», «треш» и другие. Не все англицизмы портят русскую речь. Существуют слова, без которых мы уже не можем представить себе обычную речь, слова − заимствования, например, джинсы, спорт, шорты и другие.

Педагог должен следить за культурой своей речи и за культурой речи своих учащихся.

Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи: «блин», «капец». Другие слова служат для замещения пауз: «ну», «вот»Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: «короче», «так сказать». Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: «типа», «типа того», «как бы», «вроде как».

Таблица 1. Лингвистическая классификация слов-паразитов

Лингвистическая группа

Слова-паразиты

1

Звуки.

«А-а-а», «э-э-э», «м-м-м»

2

Частицы.

«Ну», «вот», «так», «просто», «прямо», «как бы»

3

Вводные слова

«В общем-то», «в принципе», «допустим», «значит», «короче», «например», «понимаешь», «собственно говоря», «слушай», «стало быть», «так сказать».

4

Местоимения, наречия

 «Откуда», «этот», «такой», «тот», «зачем», «там», «здесь».

5

Экспрессивная лексика

«Блин», «черт», «капец», «класс», «кайф».

6

Модальные слова

«Конечно», «наверное», «вероятно», «кажется», «разумеется», «возможно», «по-видимому», «значит», «правда», «действительно».

ПРАВИЛА БОРЬБЫ СО СЛОВАМИ-ПАРАЗИТАМИ

  • Необходимо усилить контроль за своей и чужой речью.
  • Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
  • Как только захотите сказать «эээм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-паразиты.
  • Зачитайте доклад своему другу, он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли «слова-паразиты». Тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  • Научитесь делать паузы в речи, делайте ее размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы, в конце предложения – долгие.
  • Психологи рекомендуют при употреблении слов-паразитов наказать себя «рублем», ввести денежные штрафы за использование этих слов или ввести некоторые ограничения, например, запретить себе просмотр сериала, любимой передачи, отказаться от десерта.
  • На формирование грамотной красивой речи значительное влияние оказывает чтение классической литературы прошлых веков и нашего времени.
  • На устную речь каждого конкретного человека очень сильно влияет разговорная речь его ближайшего окружения. Если вы грамотный человек и не употребляете в своей речи слова-паразиты, но ваше окружение действует противоположно, то, возможно, что под их натиском вы начнете говорить так же. Это правило может работать и в обратную сторону.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Фоменко, Ю. В. Типы речевых ошибок: учебное пособие / Ю. В. Фоменко. – Новосибирск: НГПУ, 1994. – 60 с.

2. Михальская, А. К. Риторика: учебник / А. К. Михальская. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 480 с.

3. Бекжанова Ж. Е. Молодежный дискурс: сущность, функции, форматы: монография / Ж. Е. Бекжанова. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2018. – 280 с.

4. Сковородников, А. П. Экология русского языка. Словарь лингвоэкологических терминов: справочная литература / А. П. Сковородников. – 2-е изд., стер. – Москва: ФИЛИНТА, 2018. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Культура речи педагога

В статье описываются основные компоненты культуры речи педагога:1. Грамотность построения фраз.2. Простота и ясность изложения.3. Выразительность:а) интонация и тональность;б) темп речи, паузы;в) дина...

Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"

quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...

Мастер -класс Культура речи педагога

Разминка перед педсоветом...

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...

"Культура речи педагога - пример для воспитанников" - обмен опытом

Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития детей....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...