МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
статья

Ляйсан Рустамовна Мусина

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.851

Мусина Л.Р.1, Солощенко М.Ю.2

1Магистрант; 2кандидат педагогических наук, доцент.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Повышение эффективности обучения требует инновационных методов, к числу которых относят и деловые игры. В статье рассмотрены как преимущества использования деловых игр, так и те сложности, с которыми сталкивается учитель при их организации. Даны рекомендации по решению некоторых из возможных трудностей, а также обращается внимание на необходимость оценки результатов использования этого метода.

Ключевые слова: методы обучения, деловая игра, сценарий, элементы деловой игры, учебная деятельность, математика, практические задачи

Keywords: teaching methods, business game, scenario, elements of business game, educational activity, mathematics, practical tasks.

Потребности современного общество обусловили необходимость расширения традиционной системы обучения за счет включения новых методов и средств. Одним из таких методов является метод деловой игры, который пришел из менеджмента, где служил инструментом обучения персонала.

Деловая игра позволяет воссоздать определенную ситуацию, рассмотреть различные варианты выхода из нее и найти наиболее оптимальное решение. Учебная деловая игра направлена на решение образовательных задач, т.е. на укрепление знаний по учебному предмету и на развитие различных качеств личности.

Определить деловую игру можно как форму «воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого» [3]. Исходя из данного определения можем отметить, что деловые игры можно широко использовать в учебной деятельности для осуществления профориентационной работы с обучающимися. Особое место такие игры должны занять в системе профильной и предпрофильной подготовки обучающихся, о которой достаточно подробно раскрывается в работе [5] одного из авторов данной статьи.

Заметим, что в деловой игре выделяют следующие значимые элементы:

– игровой замысел – это образовательная цель игровой деятельности и основной способ ее достижения;

– имитационная модель игры: сценарий игры, описание игровой ситуации, условия, в которых проходит игра;

– игровые действия – это действия участников игры согласно взятой на себя роли [2].

Тот факт, что деловая игра относится к инновационным методам обучения, объясняет сложности ее использования в обучении школьников – на данный момент отсутствует единая методика разработки и применения в школе. Кроме того, учитель, желающий разнообразить учебную деятельность, сталкивается с небольшим выбором готовых сценарий, требующих доработок. Самостоятельная разработка также требует серьезной подготовки от учителя, знания специфики трудовой деятельности в той или иной сфере, выбор математических заданий, подготовку сценария.

В связи с этим можно рекомендовать рассматривать бытовые ситуации: проведение ремонта, составление маршрута путешествий, поиск оптимального вложения финансов и т.д. На основе такого сценария можно провести пробную игру и проверить заинтересованность учащихся в дальнейших играх. Оценив активность участников, можно будет разработать комплект из 6-10 игр, чтобы регулярно проводить их в течение учебного года.

Проспект деловой игры включает в себя «название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры». Основным требованием к содержанию деловой игры является имитация «наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности». Чтобы соответствовать этому требованию, необходимо учитывать специфику и условия конкретной деятельности или конкретного предприятия [1].

В качестве источников создания проблемных ситуация можно использовать практические задачи по различным разделам математике. В старших классах можно использовать задания из основной школы, чтобы создать условия для повторения материала и подготовки к экзамену.

Учитель может провести игру либо в виде разыгрывании ролей, когда каждый участник действуют в рамках своей роли, согласно которой взаимодействует с остальными; либо в виде игрового проектирования, когда участники решают конкретную задачу и разрабатывают определенный проект.

При решении практической задачи можно провести мини-игру, включив ее в состав урока. Например, учитель может предварить задачу словами: «Представьте, что вы артиллерист. Вам нужно отправить снаряд на определенное расстояние. Известна траектория полета y=f(x). Под каким углом вы должны запустить снаряд?». Другая практическая задача может звучать следующим образом: «Вы лаборант. Чтоб оценить качество вещества, вам необходимо знать скорость реакции через определенное время. То есть вы должны определить, соответствует ли скорость реакции эталонным значениям. Количество вещества, вступившего во взаимодействие, определяется зависимостью P=p(t)».

В таком случае нужно будет оценивать не только правильность решения, но и соответствие роли, насколько выводы отвечают практической задаче, заданным условиям. Такие мини-игры можно проводить более часто, чем полноценные деловые игры, так как они требуют меньшей подготовки.

Проведение полноценной игры с распределением ролей, определением жюри, участием приглашенных гостей, требует выделение специального времени. Проводить их в качестве отдельного урока нерационально, так как учащиеся отстраняются от традиционной модели обучения и потом с трудом возвращаются к ней. Если деловая игра проходит в рамках урока математики, то желательно, чтоб следующим уроком был урок, позволяющий творчество или активность (физкультура, литература, обществознания), не требующий от учащихся сильной сосредоточенности и внимания.

Особенность деловых игр состоит в том, что во время игры можно рассмотреть различные задания, не останавливаясь на одной теме или разделе. Например, во время игры «Ветеринары», участники решают задачу по теории вероятности (вероятность приобретения иммунитета после вакцинации), по математическому анализу (определение оптимальной дозы лекарства с помощью производной), и т.д.

Следует помнить о том, что именно «эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация» способствует лучшему усвоению информации, благодаря чему учащиеся воспринимают больший объем информации, углубляют и систематизируют ее. Эмоции, получаемые во время игры, пробуждают интерес к обучению и активируют познавательные процессы у школьников [2].

С целью воздействовать на познавательную активность учащихся, повысить их мотивацию к обучению можно посоветовать игру «Школа», где ряд школьников выступает в роли педагогов. В такой игре задействуются межпредметные связи, так как одну и ту же тему должны объяснить «учителя» по разным учебным предметам. Отдельной группой выступают «учащиеся». В данной игре соревнуются две команды – команда «учащихся», цель которых задать каверзный вопрос, вызвать замешательство у учителя. Цель учителя – донести материал и ответить на все вопросы учащихся.

В ходе игры школьники на себе ощущают трудности, возникающие при объяснении материала другим, осознают сложность профессии «учитель», меняют свое отношение к обучению.

Во время игры участники должны хорошо разобраться в поставленной проблеме, а для ее решения должны свободно ориентироваться в предложенной теме. Тем самым игра развивает сразу несколько различных качеств обучаемых. К тому же игры помогают «выявить предрасположенность школьников к тем или иным профессиям». Следовательно, учебную деловую игру можно отнести к эффективным методам обучения, среди тех, что используются в школе, так как они помогают «сократить время на приобретение и обогащение тех или иных знаний, навыков и опыта в области математики» [4].

Тем самым можно выделить два основных направления, в котором использование деловых игр воздействует на обучающихся. Первое направление – это прямое, т.е. улучшение качества знаний. Второе – косвенное, влияние на качества личности и отношение к предмету.

Проведя опрос среди школьников, можно определить изменение отношения к математике. Например, в начале и в конце учебного года учащимся нужно проставить оценку по следующим критериям:

– значимость математики в обычной жизни;

– необходимость математических знаний для поступления по выбранной специальности;

– значимость математических знаний в будущей специальности;

– роль математики в развитии личности; и т.д.

Для получения объективной оценки опрос должен быть анонимным, чтобы школьники высказывали свое мнение, а не то мнение, которое на их взгляд хочет услышать учитель. Общая оценка должна учитывать наблюдение за учащимися, в ходе которого следует обратить внимание на эмоциональный фон в классе, активность на уроке и в игре, изменение мотивации и т.д.

Результаты прямого воздействия оценить проще, достаточно проанализировать результаты проверочных работ в динамике и в сравнении с теми классами, где деловые игры не используются. При этом оценку следует проводить регулярно, чтобы своевременно вносить изменения в содержание игры и методику ее использования.

Подводя итоги, следует заметить, что деловые игры – это сложный, но интересный метод организации учебной деятельности. Включение деловых игр в образовательный процесс влечет за собой ряд позитивных изменений, влияя на качество знаний и на отношение к предмету. С другой стороны, от учителя требуется больших затрат сил и времени для разработки комплекта игр и их проведение. В любом случае, можно рекомендовать любому учителю попробовать провести деловую игру, особенно в старших классах, когда перед школьниками встает вопрос выбора дальнейшего пути. Пробные игры можно проводить на основе готовых сценариев, с учетом опыта других педагогов.  

Список используемой литературы

1. Борлукова М.Н., Гроголь Н.В. Деловая игра как один из видов игровой технологии // Открытый урок: Первое сентября. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/510870 (дата обращения: 10.05.2022).

2. Бычкова О.И., Чернышова А.А. Деловые игры как средство стимулирования познавательной активности школьников на уроках математики // Математика и проблемы обучения математике в общем и профессиональном образовании: сб. матер. науч.-практ. конф. – Иркутск: ИГУ, 2021. – С. 45-53.

3. Далингер В.А. Формирование профессиональных компетенций посредством интерактивных форм обучения высшей математике / В.А. Далингер, О.В. Корчинская, И.П. Иванова, Н.В. Щукина, М.В. Мендзив // Методика преподавания математических и естественно-научных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: сб. матер. науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2021. – С. 12-17.

4. Магомедова С.К., Халатян К.А. Учебная деловая игра в процессе обучения математике // Вопросы педагогики. – 2022. – №1-2. – С. 205-208.

5. Солощенко М.Ю. Профильная и предпрофильная подготовка учащихся. – Уфа: БашГУ, 2012. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по организации домашнего обучения

рекомендации предназначены для заместителя директора курирующего домашнее обучение и для учителей ведущих данное обучение...

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала.

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала в виед экскурсионной деятельности. КАРСТОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ИХ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРС...

Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся

Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения ...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИИ»

Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ.Целью методического пособия является формирование у обучающихся  практическ...