Презентация "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"
материал

Новикова Ольга Ивановна

Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiyafg._novikova_o.i.pptx155.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения Подготовила: з аместитель директора по учебно-воспитательной работе Новикова О.И.

Слайд 2

Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора , Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219).

Слайд 3

Мы часто путаем понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты

Слайд 4

ФГ во ФГОС В новых образовательных стандартах понятие функциональная грамотность появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 34.2 ФГОС2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО) . Еще термин встречается в новых стандартах в качестве результата системно- деятельностного подхода (п. 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО)

Слайд 5

Какие подгруппы соответствуют познавательным, коммуникативным и регулятивным УУД Познавательные: Базовые логические действия Базовые исследовательские действия Работа с информацией Коммуникативные: Общение Совместная деятельность Регулятивные : Самореализация Самоконтроль Эмоциональный интеллект Принятие себя и других

Слайд 6

ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов : 1) читательская грамотность; 2) математическая грамотность; 3) естественно-научная грамотность; 4) финансовая грамотность; 5) креативное мышление; 6) глобальные компетенции.

Слайд 7

В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД. Для каждого направления универсальных учебных действий выделили подгруппы (п. 42 ФГОС-2021 НОО). А в характеристику метапредметных результатов во ФГОС-2021 на уровне ООО добавили описание навыков работы с информацией . Также раскрыли термин « межпредметные понятия ». Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии . По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников.

Слайд 8

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 ООО Метапредметные результаты Познавательные УУД Базовые логические действия Умения : – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); – устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий Базовые исследовательские действия Умения: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; – формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное ; – формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; – проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно следственных связей и зависимостей объектов между собой Компонент ФГ Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность

Слайд 9

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 ООО Познавательные УУД Работа с информацией Умения : – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в р азличных информационных источниках Коммуникативные УУД Общение Умения : – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения ; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры Компонент ФГ Читательская грамотность Глобальные компетенции

Слайд 10

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 ООО Метапредметные результаты Совместная деятельность Умения : – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи ; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы Регулятивные УУД Самоорганизация Умения : – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений Компонент ФГ Читательская грамотность Креативное мышление Креативное мышление Глобальные компетенции Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность

Слайд 11

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 ООО Метапредметные результаты Регулятивные УУД Самоконтроль Умения: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения ; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения ( недостижения ) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект Умения : – различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого ; – регулировать способ выражения эмоций Принятие себя и других Умения : - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; – признавать свое право на ошибку и такое же право другого; – принимать себя и других, не осуждая ; – открытость себе и другим Компонент ФГ Креативное мышление Глобальные компетенции Финансовая грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции Креативное мышление Глобальные компетенции

Слайд 12

Условия для формирования функциональной грамотности учеников Шаг 1. Корректировка рабочих программ. Шаг 2. Определение форм работы. Шаг 3. Разработка программ курсов внеурочной деятельности. Шаг 4. Возможность индивидуализации обучения. Шаг 5. Анализ реализации плана развития функциональной грамотности школьников. Шаг 6. Выявление затруднения педагогов. Шаг 7. Разработка плана мероприятий на следующий учебный год .

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Слайд 14

Интернет ресурсы https://img3.goodfon.ru/original/1920x1408/0/ff/tekstura-material-linii-belyy-1336.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f7312cc30488783b338934fc1378781d-l&ref=rim&n=13&w=1000&h=967 https://e7.pngegg.com/pngimages/340/57/png-clipart-assorted-color-notebook-paper-office-supplies-stationery-file-folders-stationary-miscellaneous-service.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий педагогического совета Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы

Сценарий педагогического совета "Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы" может быть полезен для начинающего заместителя директора, классных рук...

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Сценарий педагогического совета "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"

Цель педагогического совета:совершенствовать профессиональное мастерство  учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся  на всех уровнях обученияЗадачи:Задачи:раскрыть ...

«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».

Протокол №5 заседания МОформа проведения заседания МО :круглый столВопросы формирования функциональной грамотности на уроках МИФДоклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспит...

Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников

Презентация выступления по вопросу организации содержания образования в контексте  развития функциональной грамотности школьников.  Определение основных требований ФГОС к формированию ФГ шко...

Тема педагогического совета: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения».

Сценарий педагогического совета, основная цель педагогического совета - повышение профессиональной компетентности педагогов в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях о...