Презентация "Работа с трудными детьми"
презентация к уроку

 Трудный ребенок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с трудными детьми Подготовила: Социальный педагог ГКОУ СКОШИ № 52 Шеремет И.И.

Слайд 2

Вот он сидит перед нами, взгляните Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли.. Нет!!! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. С.Давидович

Слайд 3

Трудный ребёнок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Слайд 4

Это проблемы: в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.

Слайд 5

Их проявлением может быть: нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

Слайд 6

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Слайд 7

Алгоритм работы классного руководителя: - выявление детей группы риска; - диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; - составление определенной программы профилактики или коррекции; - воплощение программы в жизнь; - подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Слайд 8

Этапы деятельности классного руководителя с «детьми группы риска» 1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива 2 этап - Выявление учащихся группы риска 3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем 4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска» 5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий 6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов

Слайд 9

1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива : - личные дела учащихся; - результаты медицинского обследования; - психолого-педагогические характеристики; - результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; - результаты диагностирования педагога-психолога; - жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; - в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).

Слайд 10

2 этап - Выявление учащихся группы риска - составляет карту класса по выявлению детей группы риска; - выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; - составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

Слайд 11

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем - выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Слайд 12

4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска» - классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).

Слайд 13

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: - перевод социальной ситуации в педагогическую; - воспитание нравственно-правовой убежденности; формирование адекватной самооценки; развитие эмоциональной сферы личности; - включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; - организация педагогического влияния на мнения окружающих; - предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); - обеспечение благоприятного социально-психологического климата; - способствование заполнению пробелов в знаниях.

Слайд 14

Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: -взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности; -организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); -помощь в преодолении учебных затруднений; -помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; -сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); -организацию и предоставление бесплатного питания в школе; -обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи.

Слайд 15

Каждый классный руководитель должен: - составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.; - вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями. Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет. Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

Слайд 16

5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий - классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с обучающимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени.

Слайд 17

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов - классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: - участие учащегося в общественной жизни класса; - приемлемые (позитивные) качества личности; - взаимоотношения со сверстниками; - досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); - каково влияние семьи; - имеют ли место конфликты в классе и их причины; - эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).

Слайд 18

Правила для классного руководителя Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. 2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» - важное средство психопрофилактики. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Слайд 19

Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть: - нарушение Устава школы; - систематическое невыполнение домашнего задания; - отказ от работы на уроке; - нарушение дисциплины на уроке; - прогулы учебных занятий; - драки, грубость, сквернословие; - курение; - употребление спиртных напитков; - совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции; - совершение преступления; - систематическая порча государственного и личного имущества; - издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися; - единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека; - совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

Слайд 20

3. Постановка на учет возможна: по заявлению классного руководителя; по заявлению администрации школы; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

Слайд 21

4. Предоставление документов для постановки на учет Заявление классного руководителя Характеристика на учащегося Акт посещения на дому Информация о профилактической работе с несовершеннолетним Выписка оценок за текущую четверть

Слайд 22

Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании. Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним. Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий. На учащегося заводится учетная карточка.

Слайд 23

5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей. Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района. Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения. Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в КДНиЗП.

Слайд 24

6. Снятие учащегося с ВШУ Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить: Заявление классного руководителя Характеристику на несовершеннолетнего Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата Выписку оценок из классного журнала

Слайд 25

Общие правила для классного руководителя Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по работе с трудными детьми

Рекомендации педагогам при работе с учащимися подросткового возраста в школе - интернате 8 вида....

Система работы с трудными детьми.

Сообщение на ШМО классных руководителей....

Работа с трудными детьми и семьями

В данной статье описываются основные направления работы классного руководителя с трудными детьми и их семьями...

Беседа с трудными детьми на тему: « Как не стать заложником проступков».

Всё, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову...В процессе обдумывания человек «пытается… предварительно мысленно «проиграть» различные варианты действий и прочувствова...

Проблемы общения с "трудными детьми".

Одним из негативных последствий социально-эконо­мических и политических изменений, начавшихся в Рос­сийской Федерации в 90-х годах XX века, стало увеличе­ние количества неблагополучных семей.В настоящ...

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...