РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Основы русской словесности» ДЛЯ 7В КЛАССА НА 2019-2020 УЧ.Г.
элективный курс по русскому языку (7 класс)

Богачева Агафья Николаевна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № _____

от ___  ___________2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 42  ________Н.В.  Зарипова

___  ___________2019 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Основы русской словесности»

ДЛЯ    КЛАССА

НА 2019-2020 УЧ.Г.

Составитель:

Богачева А.Н.,

учитель русского языка и литературы,

I категория

2019

Пояснительная записка

На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка: почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств.  

         

В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к родному языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительно-изобразительные  средства основному замыслу.

Основной дидактической единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст художественный, анализ которого помогает ученику ощутить своеобразие эстетической функции языка. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности. Именно этим объясняется актуальность факультативного курса «Основы словесности».

Факультативный курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ).

Предлагаемый факультативный курс дает возможность через анализ художественного текста показать ученикам 7-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Продолжая такую работу в старших классах,

учитель-словесник может больше внимания уделять языковому анализу отдельных произведений художественной литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного творчества.

В центре факультативного курса «Основы словесности» - текст как речевое произведение. Это художественные тексты, в которых наиболее ярко, отчетливо прослеживаются изобразительно-выразительные свойства рассматриваемых грамматических категорий. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами.

Цель данного факультативного курса заключается в обучении учащихся использованию языковых средств  в процессе коммуникации для выражения замысла своей речи, а также точному и адекватному пониманию чужих высказываний на основе анализа речевых средств выразительности.

 

Задачи  факультативного курса:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных уровней и единиц языка; об изобразительных возможностях разных языковых уровней;
  • формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст как явление искусства слова;
  • овладение навыками лингвистического анализа художественного текста;
  • развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения как к части русской национальной культуры;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;
  • воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;
  • подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Программа факультатива «Основы словесности» составлена на основе  программы спецкурса «Уроки словесности»  Львовой С.И. (Львова С. И. Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2016г.) и рассчитана на 17- часовое изучение (0,5 часа в неделю) учащимися 7-х классов согласно плану работы школы на 2019-2020 учебный год.

   

Объектом анализа последовательно являются все уровни языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический. Используемый на занятиях анализ теста как основной вид работы должен обеспечить понимание художественного произведения. И чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию.

В ходе занятий ученики знакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами, использующими те удивительные возможности, которые представляют разные уровни языка: фонетическая система, графическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая. Постепенно школьники овладевают комплексным анализом художественного текста.

Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом:

  • тема текста;
  • основные образы;
  • идея;
  • особенности композиции;
  • фонетико-интонационные особенности текста;
  • особенности графического, орфографического, пунктуационного оформления текста;
  • анализ экспрессивных средств словообразования;
  • лексические образные средства;
  • грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста.

Особенностью данного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность, преемственность и перспективность.

Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Так как работа с каждым из уровней лингвостилистического анализа проводится на материале художественного произведения, то одним из обязательных условий является знание анализируемого текста. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшой фрагмент анализа текста, применив полученные знания.

После изучения факультативного курса «Основы словесности»  учащиеся должны:

- знать основные сведения о языке как развивающемся явлении и как части духовной культуры русского народа;

- понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя;

- знать определения языковых понятий, предусмотренных программой, изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней и способы их создания;

- уметь правильно находить верный стиль, форму, манеру высказывания, средства выразительности в зависимости от речевых ситуаций;

- создавать собственный текст с опорой на анализируемые тексты.

Содержание программы факультативного курса

“Основы словесности ”:

Текст (2 часа)

Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста. Тема текста. Основная мысль (идея) текста.

Типы речи: повествование, рассуждение, описание.

Разговорный и книжные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Звуковые образные средства русского языка (3 часа)

Звуковая     организация художественного текста. Аллитерация. Ассонанс. Смысловая функция звукописи. Приём звукоподражания.

Смысловая   функция ударения.

Стихотворный размер. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Основные    элементы интонации и их  смыслоразличительная роль. Изобразительные возможности интонации.

Изобразительные ресурсы словообразования (1 час)

Русское словообразование. Морфема и её значение. Паронимы. Приём паронимического противопоставления.

Изобразительные ресурсы лексики (4 часа)

Слово  как  основная единица языка. Прямое и переносное значение слова. Типы переноса значения: по сходству, по смежности, по функции.

Основные виды тропов: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха.

Омонимы и похожие на них языковые явления: омофоны, омоформы, омографы.

Экспрессивное использование омонимов в тексте.

Синонимы и антонимы.

Устаревшие слова и их виды. Роль в художественной речи.

Морфологические средства выразительности русской речи (3 часа)

Использование имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте. Стилистическое использование грамматической категории падежа имени существительного. Приём «говорящих» фамилий.

Использование прилагательных в создании эпитетов. Роль прилагательных в создании цветовых образов. Краткие и полные прилагательные в художественном тексте.

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Грамматическая категория времени как источник выразительности речи. Использование глаголов в создании олицетворений.

Стилистические особенности употребления причастий и деепричастий.

Синтаксическое богатство русского языка (4 часов)

Экспрессивное использование предложений разного типа.

Стилистические фигуры речи: анаколуф, анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипс, эпифора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

№ п\п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Текст (2 часа)

1.

Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста.

1 ч.

2.

Типы и стили речи.

1 ч.

Звуковые образные средства русского языка (3 часа)

3.

Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания.

1 ч.

4.

Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер.

Двусложные размеры стиха. Трёхсложные размеры стиха.

1 ч.

5.

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации.

1 ч.

Изобразительные ресурсы словообразования (1 час)

6.

Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки. Паронимы и паронимическое противопоставление.

1 ч.

Изобразительные ресурсы лексики (4 часа)

7.

Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды.

1 ч.

8.

Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов.

1 ч.

9.

Омонимы и похожие на них языковые явления

1 ч.

10.

Синонимы и антонимы. Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи.

1 ч.

Морфологические средства выразительности русской речи (3 часа)

11.

Употребление имен существительных  в речи.

1 ч.

12.

Употребление имен прилагательных  в речи.

1 ч.

13.

Употребление глаголов, причастий и деепричастий  в речи.

1 ч.

Синтаксическое богатство русского языка (4 часа)

14.

Экспрессивное использование предложений разного типа

1 ч.

15.

Стилистические фигуры речи.

1 ч.

16.

Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар”

1 ч.

17.

Итоговое занятие.

1 ч.

Литература для учителя

1. Вишневская Л., Старикова И. Паронимия // Русский язык и литература для школьников. – 2017 - № 2. – С.18 - 22

2.  Волков С. Стихи: читаем и считаем // Литература. – 2003. - №24. – С. 5-10

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2015. – 207с.

4. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 248 с.

5. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 255с.

6. Клипина Л.М. Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка // Русский язык. – 2004. - № 25-26. – С.2- 8

7. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 112с.

8. Литература. Школьный справочник /Сост. Т.Г.Кучина, Е.М.Болдырева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 320 с.

9. Львова С. И. Уроки словесности.5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001. – 416 с. – (Библиотека учителя).

10. Матвеев Б.И. Омофоны и работа над ними на уроках русского языка  // Русский язык . – 2002. - № 47. – С.1-9

11. Муравенко Е.В. Морфемика // Русский язык. - 2003. - №39. – С.2- 4

12. Нурбахтина Р.Р. Выразительные возможности односоставных предложений // Русский язык в школе. – 2009. - № 8. – С.20 -23

13. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э.Розенталь, И. Б.Голуб. – 7-е изд. -  М: АЙРИС-пресс, 2007. – 208 с.

14. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О.А.Хорт, Г.С.Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.

Литература для учащихся

1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн.для внекл. чтения учащихся ст.классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.

2. Александрова И. Акростих, месостих, телестих и другие игры с графикой // Русский язык и литература для школьников. - 2004. - № 1.

3. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении. Учебник для 8 класса средней школы. – М.: ЦГО,1996. – 414 с. – (Гуманитарное образование в России).

4. Бирюков С. Моностих.// Литература. - 1998. -- № 17. – С.3

5.Бороздунова Л.В. – Оля Раева. Синонимы в художественной речи. Реферат // Русский язык.- 2004.- № 32. – С.28-29

6. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993. – 143 с.

7. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы /  Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с.

8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: Кн.для внеклас. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.: ил.- (Мир знаний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....