Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
методическая разработка по русскому языку по теме

Волкова Наталья Сергеевна

 

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход)» (СПб., 1994) и «Инновационные технологии  в обучении» (СПб., 1995).

Особенностью спецкурса является то, что он может применяться на любом этапе изучения русского языка с 1 по 9 класс. Стоит отметить, что особенно эффективно данный курс работает при систематическом применении в течение нескольких лет работы с классом, например, с 5 по 9 кл. Однако опытным путем установлено, что применение данного курса (и в этом его особенность) является эффективным на каждом этапе изучения русского языка, включение в систему курса возможно в любом классе с 1 по 9 класс с незначительной корректировкой структуры программы (не в ущерб содержанию).

В основе данного курса лежит принцип наглядности и игровой принцип, способствующие переводу вербально-теоретического знания в творческую сферу, что ведет к лучшему освоению материала, его творческому осмыслению и переосмыслению.

В качестве иллюстрации к данной программе можно привести слова О.В. Канарской: «Поиски привели автора данной книги к рождению идеи многолетнего «космического путешествия» по «вселенной» русского языка. В результате были созданы своеобразные карты лингвистических просторов, названные Лингвистическим атласом, включающие самостоятельные планеты: Лексиконию (лексика), Фо-Гра (фонетика и графика), планету Морфемики и Словообразования; Морфологическую и Синтаксическую галактики; Орфографическую и Пунктуационную туманности; Млечный путь стилистики; Интонационные облака. Все эти объекты обрамляются Короной культуры речи.

Связь и соединение, встречи и общение жителей «вселенной» русского языка и речи осуществляются с помощью межпланетной станции Логос-текстум.

Карты атласа лингвистических просторов и карта станции Логос-текстум позволяют в течение всего курса изучения русского языка проводить отдельные уроки в форме дидактической игры». (Канарская, с. 12).

Разработчики данной программы в течение 5 лет проводили апробацию системы на 5 – 9-х классах и прошли к положительным результатам. Было решено создать  подобный курс для 5 — 7 классов с целью повторения и обобщения знаний о русском языке. Кроме того, одним из методов, применяемых в курсе, является метод опережающего обучения (касается синтаксиса). Раннее закрепление элементарных основ синтаксиса и пунктуации повышает грамотность, позволяет уже на этапе 5 — 7 класса формировать у учащихся целостное представление о системе русского языка и с легкостью осваивать основной курс синтаксиса в 8 — 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_speckurs.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Введение.

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход)» (СПб., 1994) и «Инновационные технологии  в обучении» (СПб., 1995).

Особенностью спецкурса является то, что он может применяться на любом этапе изучения русского языка с 1 по 9 класс. Стоит отметить, что особенно эффективно данный курс работает при систематическом применении в течение нескольких лет работы с классом, например, с 5 по 9 кл. Однако опытным путем установлено, что применение данного курса (и в этом его особенность) является эффективным на каждом этапе изучения русского языка, включение в систему курса возможно в любом классе с 1 по 9 класс с незначительной корректировкой структуры программы (не в ущерб содержанию).

В основе данного курса лежит принцип наглядности и игровой принцип, способствующие переводу вербально-теоретического знания в творческую сферу, что ведет к лучшему освоению материала, его творческому осмыслению и переосмыслению.

В качестве иллюстрации к данной программе можно привести слова О.В. Канарской: «Поиски привели автора данной книги к рождению идеи многолетнего «космического путешествия» по «вселенной» русского языка. В результате были созданы своеобразные карты лингвистических просторов, названные Лингвистическим атласом, включающие самостоятельные планеты: Лексиконию (лексика), Фо-Гра (фонетика и графика), планету Морфемики и Словообразования; Морфологическую и Синтаксическую галактики; Орфографическую и Пунктуационную туманности; Млечный путь стилистики; Интонационные облака. Все эти объекты обрамляются Короной культуры речи.

Связь и соединение, встречи и общение жителей «вселенной» русского языка и речи осуществляются с помощью межпланетной станции Логос-текстум.

Карты атласа лингвистических просторов и карта станции Логос-текстум позволяют в течение всего курса изучения русского языка проводить отдельные уроки в форме дидактической игры». (Канарская, с. 12).

Разработчики данной программы в течение 5 лет проводили апробацию системы на 5 – 9-х классах и прошли к положительным результатам. Было решено создать  подобный курс для 5 — 7 классов с целью повторения и обобщения знаний о русском языке. Кроме того, одним из методов, применяемых в курсе, является метод опережающего обучения (касается синтаксиса). Раннее закрепление элементарных основ синтаксиса и пунктуации повышает грамотность, позволяет уже на этапе 5 — 7 класса формировать у учащихся целостное представление о системе русского языка и с легкостью осваивать основной курс синтаксиса в 8 — 9 классе.

учебно-тематический план

(34 часа)

5 класс

№ п.п

Название разделов и тем

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

1.

Модуль Логос-Текстум отправляется в путь: обустройство на космической станции

Фонетика и графика

- «Вселенная русского языка и речи». Урок-лекция с элементами практикума

- В столице планеты ФоГра

- картография ФоГры

- в столице букв

- в столице звуков

- Звуки против Букв (Урок-диспут)

- В гостях у королевы Орфоэпии

- Отправка зонда к Короне Речи

1





8






3

1











1


1






5





1


1

1

1

1

2.

Лексика и фразеология

- Жильцы типового дома Лексиконии (Урок повторения

изученного материала)

- «Районы… кварталы…» (Урок картографии)

- Экскурсия в словариум

- Встреча зонда с Короны Речи, обработка данных в лаборатории космического модуля

- Лексиконии грозит беда!!! С планеты на модуль поступает сигнал SOS (торсионные сдвиги).

- Спасательная операция на планете

- Творческий зачет

13

3

2







1

10





2



1


2





2





2


1

3.

Словообразование

(морфемика)

- Формирование железнодорожного состава для путешествия на планете Словообразования

- Станции пути следования состава (Уроки  картографии)

- Паровозик заблудился: стычка в лесу Словообразовательных ошибок

- Депо Образования слов

- С космического модуля осуществлен запуск второго Зонда к Короне речи

- Турнир на космическом модуле (урок-зачет по теме)

12

3


1






1








1

9


1






2



2





1


1




2

всего

34

10

24

6 класс

(34 часа)

4.


























































































Всего:



Морфология

- Космический модуль достиг предела Морфологической галактики

Имя существительное. 

- Посещение учебного домика существительных

- Новостройки на планете имен существительных

- Раскопки на планете

- Внимание! Обнаружен древний артефакт!

- Исследование артефакта научной комиссией на космической станции

Имя прилагательное

- Путешествие по Прилагандии

- На Прилагандии идет жестокая война. Экипаж космического модуля берет на себя миротворческую миссию

 Имя числительное 

- Рубка Модуля. Совещание капитанов корабля о месте высадки на планету Числительных

- Города из цифр (Урок картографии)

- Опасности планеты Числительных: команда Альфа попала в беду

- Спасательная миссия: команде Бета предстоит устранить ошибки и спасти первую группу

- Речевой зачет в модуле «Логос-текстум»)

Местоимение

- Затмение на планете Местоимений

-Заполнение контурной карты местоименных провинций (лабораторная работа)

- Путешествие по местоименным провинциям

- Зонд-2 передал на модуль информацию о Короне речи

Глагол

 -Научная экспедиция на Глаголию

- Что нужно знать, отправляясь в научную лингвистическую экспедицию?

- Сенсационные открытия экспедиции


1






8

















5
















9




































7










        
















4


















34


1






2




1








1





2


1


1








3


1















2








2

1












1        




2

1



1








12








6

1



2



1


1



1





3


1


2








6


1






1



1






1





2



5

1



1






2



1




2









2



22

7 класс

(34 часа)

Номер п.п

Название разделов и тем

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

5.












































































6.

















7.












Всего

Морфология

Причастие

- Космический модуль попал в зону пояса астероидов

- Экспедиция на астероид П.

- Внимание! Пойман срочный сигнал с планеты Словообразования. Идет расшифровка

Деепричастие

- Экспедиция на астероид Д.

- Один из астероидов пробил обшивку Модуля. Чиним Модуль

Наречие

- К тетушке Настежь на признаковую орбиту

- Составление карты планеты Наречий

- Внимание! Получен сигнал из Орфографической туманности! Ученые расшифровывают сообщение

Предлог

- С планеты Предлогов получен сигнал бедствия. Срочно высылаем спасательную экспедицию

- Спасательная экспедиция в СЛуЧР за Соней Лентяевой

Союз

- На корабле «Союз» к союзам в гости

- Планета встретила первопроходцев враждебно. Чтобы оттуда выбраться,  предстоит решить, какие союзы заключают союзы?

Частица

- Театральная премьера «Новоселье на планете Частиц»

Театральная премьера «Новоселье на планете Частиц

- Турнир на площади Слова межпланетного модуля Логос-текстум (Урок обобщающего повторения раздела.)

Синтаксис и пунктуация

- «Их разыскивает… грамматика…» (Урок обобщающего повторения темы).

- Составление лингвистического каталога (Урок картографии).

- Война и мир: Синтаксис объявляет войну Пунктуации (Урок-диспут)

Орфография

- Лингвистическая разминка в Орфографической туманности (Урок картографии)

- Пикник на планете Морфемики и Словообразования

Модуль возвращается


6












6







6















5












4












2

















3

















2












34


2

1




1







2

1


1




2

1







1







2

1







1





1


1

















0

























0


























0


















9


4





2


2





4

2


2




4

1




2



1







3

1







2




3

1



2








2

1








1








3


1






1




1





2

1





1






25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

План проведения предметной Недели "Адыгейский язык наш родной язык, а русский - второй родной"

Данный план предназначен для учителей родного языка и для учителей русского языка. Разработан руководителем ШМО учителей филологического цикла Емиж С.Дж.В мероприятиях могут участвовать учащиеся 5-9(1...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Внеурочное мероприятие по русскому языку "Вселенная в алфавитном порядке" (с приложением в отдельной публикации)

Данное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов, проводится в игровой форме после изучения темы "Лексикология"...