«Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетентности»
опыты и эксперименты

Канаева Любовь Леонидовна

С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием инновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формы проведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным,  понятным  и результативным.

Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevernutyy_klass.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.1.1

«Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции»

Представление опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Михайловская СОШ»

Канаевой Любови Леонидовны

 Бугурусланского района

Оренбургской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области

Представление опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Михайловская СОШ»

Канаевой Любови Леонидовны

 Бугурусланского района

Оренбургской области

«Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции»


Обобщение опыта учителя русского языка и литературы по теме

«Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции»

Описание педагогического опыта

Канаевой Любови Леонидовны, учителя русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа

Бугурусланского района Оренбургской области

 

Тема педагогического опыта: Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции.

Направление педагогического опыта: инновационные образовательные технологии.

С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием инновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формы проведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным,  понятным  и результативным.

Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном.

 Пандемия COVID-19 и карантин в школах привели к тому, что около 1,3 млрд. школьников в разных странах мира были вынуждены учиться дистанционно или в различных гибридных и смешанных форматах.

С точки зрения образовательных технологий произошел тектонический сдвиг: форматы, которые были экзотикой, стали нормой жизни для миллионов учителей и школьников, а также их родителей. Чаще всего это были не тщательно продуманные и спланированные форматы, но стихийно возникшие формы учебной деятельности. Многие учителя вели уроки прямо из дома, ученики также учились дома.

В этой ситуации нормой образовательного процесса стало смешанное онлайн-обучение. «Смешанное обучение — это формальная образовательная программа, в которой ученик учится:

  • по крайней мере, частично через онлайн-обучение, с некоторыми элементами контроля учащихся над временем, местом, путем и/или темпом;
  • по крайней мере, частично в контролируемом традиционном формате не дома;
  • условия обучения каждого ученика в рамках курса или предмета связаны между собой для обеспечения интегрированного учебного опыта» [5].

        Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений, что делает задачу развития самообразовательной компетенции актуальной.

Основная идея инновационного педагогического опыта заключается в применении модели перевёрнутого обучения как метода формирования самообразовательной компетенции учащихся МБОУ «Михайловская СОШ».

Методологическая основа педагогического опыта.

В практике педагогических технологий все большую популярность приобретают активные методы обучения, обеспечивающие осмысленное участие каждого ученика в учебном процессе. В отличие от традиционных методов педагогики, которые в большей степени фокусируется на передаче знаний, активные методы сосредоточены, в основном, на умении решать проблемы и на навыках совместной работы. Одним из таких подходов «новой» педагогики является перевёрнутое обучение, в котором целью образования является формирование способности к самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность, проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которой выступает обновление интеллектуального потенциала.

В результате анализа исследований А. В. Хуторского, Е. С. Чеботаревой, А. Д. Иванова самообразовательная компетентность была определена как личностное качество, характеризующее субъекта, способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование [6].

Выделяют следующие структурные компоненты самообразовательной компетентности:

•        мотивационно-смысловой;

•        когнитивный;

•        организационно-деятельностный;

•        оценочно-рефлексивный.  

Мотивационно-смысловой компонент предполагает потребность в самообразовании, определяет позитивное отношение и интерес к самообразовательной деятельности, обеспечивает наличие самомотивации. Когнитивный компонент подразумевает наличие системы знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, готовности и способности к непрерывному самообразованию. Организационно-деятельностный компонент представляет собой владение знаниями и умениями планировать, организовывать и регулировать самообразовательный процесс, использовать современные методы познания, применять результаты самообразовательной деятельности в конкретных ситуациях. Рефлексивный компонент заключается в способности самоанализа и самооценки готовности к самообразованию, адекватной оценке результатов своей самообразовательной деятельности.

Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности.

Следуя логике развития самообразовательной компетентности, в процессе ее формирования можно выделить следующие этапы:

1. адаптационный этап;

2. этап накопления личностного опыта в самообразовательной  деятельности;

3. этап овладения самообразовательной компетенцией.

Наивысшей степенью развития самообразовательной компетентности является удовлетворение познавательных интересов в учебной деятельности, формирование устойчивой тенденции к дальнейшему развитию самостоятельности, выработка собственной системы самообразовательной деятельности и включение ее (системы) в образ жизни. Таким образом, вырабатывается критическое осмысление собственной жизненной позиции, адекватная оценка своих личностных достижений.

Проведение «перевернутых» уроков в полной мере способствует прохождению всех перечисленных этапов становления самообразовательной компетентности. Именно «перевернутые» уроки, проведенные по модели перевернутого обучения, дают возможность учителю погрузить учащихся в изучение учебного материала, вызвать желание в познании нового и стимулировать к интеллектуальной активности.

Теоретико-методические основы применения «Перевёрнутого класса» заложили американские учителя-химики Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Идею они позаимствовали у С. Хана [7].

Аналитик страховой компании Салман Хан родился в США, хотя его отец — выходец из Бангладеш, а мать — из Индии. Все изменилось, когда Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сначала использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе мини-лекции, сопровождая их закадровым комментарием.

Аарон Самс и Джонатан Бергманн, чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, они стали записывать свои видеолекции. Сегодня эта модель применяется во всем мире и считается одной из самых перспективных новаций в области образования.

Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Перевёрнутое обучение является моделью смешанного обучения, где «перевернутым» становится сам процесс обучения. Переход к модели перевёрнутого обучения является переходом от главенства учителя к главенству ученика. Простое определение данной модели можно дать так: это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение. Модель перевёрнутого обучения базируется на идее более эффективного использования времени в классе и индивидуализации обучения. Ученики при перевёрнутом обучении, по сравнению с традиционным классом, большее количество времени являются активными обучающимися, нежели пассивными. Они больше вовлечены в процессы более высокого когнитивного уровня, где они применяют, анализируют и используют знания, чем просто запоминают. Более того, меняется роль ученика, теперь он должен быть более самостоятелен и ответственен за своё обучение. Учитель в такой модели является организатором и драйвером работы, индивидуальным помощником каждого ученика.

Успешность образования заключается уже не в овладении определённым объемом знаний, а в расширении этих знаний и получении навыков их применения в новых ситуациях. Любой школьный урок – место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания, управлять собой и работать в команде. Проще говоря, мир больше не поощряет людей за владение знаниями  –  поисковые машины знают всё  –  важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему.

Таким образом, особенно актуальным в смешанном обучении становятся умение учиться и формирование этого умения учителем. Фактически учитель готовит учащихся к реализации самонаправленного и саморегулируемого обучения и дает такую возможность в смешанном обучении, что готовит учащихся к обучению на протяжении всей жизни.

Умение учиться предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, развитую саморегуляцию и личную ответственность за результаты учебной деятельности. Кроме того, передача ответственности ученику предполагает развитие учебной самостоятельности и саморегуляции и как следствие развитие умения самостоятельного целеполагания, планирования и рефлексии.

Все это приводит к реальному развитию личности ученика и дает учителю возможность творческой самореализации.

Так как перевёрнутое обучение относится к активному обучению, можно выделить три ключевых элемента — фундамент для построения продуктивного и интересного учебного процесса.

Инновационные сценарии. На уроке учащиеся должны быть активно вовлечены в учебную работу. И на уроке должно быть как можно больше возможностей для их активной познавательной работы. Именно для этого нужно разрабатывать инновационный сценарий, но не для педагога, а для учащихся. Таким сценарием является рабочий лист. Это  заранее  спланированная  деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии. Главная задача рабочего  листа  –  обучать  ученика,  учить  его  учиться,  показывать,  что  процесс обучения может быть увлекательным, что, если ученик приложит  некоторые усилия,  он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов. Весь рабочий лист должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению.  Рабочий лист имеет свои особенности:  

  • развитие  самостоятельности  и  возможность  научить  учащихся  процессу учения:  не каждый  ребенок  может  и  готов  работать  самостоятельно.  Дома  могут помочь  родители,  в  школе  можно  списать  или  отсидеться.  Рабочий  лист  –  это уникальный  инструмент,  благодаря  которому  каждый  ребенок  вовлечен  в  процесс обучения;
  • возможность  передать  ответственность  за  процесс  и  результат обучения ребенку: на данных уроках меняется роль учителя. Мы отходим от функции «говорящей головы», передаем все лавры ребенку.  Сообщаем ему при этом, что сегодня у него есть все инструменты для того, чтобы  успешно разобраться с новой темой;      
  • индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет возможность получить обратную связь не от учителя, а из рабочего листа, двигаться в собственном темпе и определять цель своей деятельности; -  возможность использовать осознано цифровые девайсы;
  • учитель может уделять время учащимся, которые в этом нуждаются.

Пример рабочего листа по теме «Правописание суффиксов –ущ/-ющ, -ащ/-ящ»

Новые инструменты. Цифровые инструменты и ресурсы могут обеспечить качественное обучение способами, которые ранее были недоступны. Их можно использовать для различных учебных ситуаций и условий. Например, для создания учебных материалов для самопроверки и самостоятельного изучения, онлайн- и офлайн-обучения, можно использовать как инструмент для проведения викторин, которые проверяют понимание, а не память; использовать как инструмент формирующего оценивания. Обратная связь  - важный компонент процесса обучения и учения. Однако мы знаем, что на проверку работ и предоставление обратной связи учащимся у учителя уходит достаточно большое количество времени. Цифровой учебный материал может быть создан для поддержки какой-то конкретной деятельности (например, единичное задание) или целостным и самостоятельным материалом (например, учебный объект), который не предполагает использование каких-то других дополнительных материалов.

Полезные цифровые инструменты:

  • помогают создать учебные материалы, поддерживающие процесс учения и обучения;
  • цифровые инструменты позволяют автоматизировать процесс предоставления и получения обратной связи  и заметно сэкономить время проверки;
  • более того, их регулярное использование развивает у учащихся самостоятельность и чувство ответственности за свое обучение.

Система поддержки ученика. Оценивание для обучения (формирующее оценивание) и оценивание как обучение являются одними из основных инструментов формирования мотивации и развития умения учиться. Формирующее оценивание - это процесс, в ходе которого учителя используют различные инструменты и стратегии, чтобы определить, что ученики знают, обнаружить пробелы в их понимании и выбирать дальнейшие методы обучения, которые способствуют учению учащихся. Таким образом, формирующее оценивание является механизмом сбора информации об учебном процессе, которую учитель использует для того, чтобы оценить (не отметку выставить, а получить представление) важные качества учащихся и в соответствии с результатом менять методы работы под особенности учащихся. Итоговое оценивание направлено на оценку приобретенных знаний, навыков и компетенций. Если итоговое оценивание опирается на заранее выработанные критерии оценивания, у учащихся появляется инструмент, с помощью которого они могут отслеживать свое продвижение при изучении учебного материала. Комбинация формирующего, критериального итогового оценивания позволяет управлять процессом обучения и поддерживать мотивацию у учащихся в перевёрнутом обучении. «Оценивание как обучение основано на исследовании того, как происходит обучение, и характеризуется тем, что учащиеся размышляют о собственном обучении и вносят коррективы для достижения более глубокого понимания» [2]. При этом меняется роль педагога: он фокусируется на развитии навыков самооценивания, самоконтроля и критического мышления у учащихся. Так, суть образования сегодня заключается в развитии креативности, критического мышления, умения общаться и сотрудничать; в актуальности знаний, понимании и способности использовать потенциал новых технологий; и последнее, но немаловажное   – в личных качествах, благодаря которым люди могут самореализоваться и работать бок о бок для устойчивого развития человечества. Актуальным становится формирование компетентности критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации (4К) – навыков XXI века.

3. Результативные параметры.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

2024-2025

Общая успеваемость %

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная  успеваемость %

русский язык

80

84

89

90

95

Качественная  успеваемость %

литература

81

83

87

95

98


Рейтинг успешности участников научных конференций.

Учебный год

Название

творческой работы

Название мероприятия, на котором представлена работа

Уровень

Результатив-ность

 участия

2020-21

уч. год

Исследовательская работа «Грамматические и речевые ошибки в текстах песен современных авторов»

(Курмаева Алина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом победителя

2021-22

уч. год

Проект «Мои ровесники в литературных произведениях»

(Салова Дарина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом призера

2021-22

уч. год

Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночь перед Рождеством»

(Миронова Екатерина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом победителя

2022-23

уч. год

«Музеи, посвященные членам семьи Аксаковых»

(Долгова Ангелина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом призера

2022-23

уч. год

Изобразительно-выразительные средства языка при создании слоганов современной телевизионной рекламы (на примере рекламных слоганов телеканала «Первый»)

(Иванова Кристина)

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева

2

Диплом призера

2023-24

уч. год

Акцентологические нормы и задания по орфоэпии в ЕГЭ по русскому языку

(Киселева Дарья)

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

3

Диплом победителя

2023-24

уч. год

Слова с цветовой семантикой в лирике С.А. Есенина (психолингвистическое исследование)

(Овчинникова Кристина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом призера

2024-25

уч. год

Лингвистический анализ надписей на посуде

(Долгова Ангелина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом победителя

2024-25

уч. год

Проект «Городские вывески, или Шок – это по-нашему»

(Киселева Дарья)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом победителя

Участие обучающихся в олимпиадах и  конкурсах

3.2. Распространение педагогического опыта.

С 2022 года в рамках работы над темой самообразования «Технология «Перевёрнутый класс» как компонент смешанного обучения» принимала активное  участие в мероприятиях разного уровня:

  • в 2025 году в рамках проведения районного методического семинара провела мастер-класс по теме «Перевёрнутый класс. Инновационные сценарии»;
  • в рамках XV Областного педагогического марафона  «Мастерская профессионала» провела мастер-класс «Функциональное чтение и перевёрнутый класс»;  
  • в рамках Региональной площадки методического объединения  молодых педагогов  провела семинар на муниципальном уровне по теме: «Ознакомление с моделью обучения «Перевёрнутый класс»;
  • на региональном уровне в процессе реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации провела мастер-классы «Разработка заданий для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе», «Педагогический детектив (Модель перевёрнутого класса)» (2024).

3.3. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

наименование мероприятия

год

класс

этап

Результат

ФИО участника мероприятия

Подтверждающий документ

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2023

9

Региональный

Призер

Киселева Дарья Александровна

Грамота

Всероссийская олимпиада «Первые шаги в науку»

2024

10

Всероссийский

Победитель

Киселева Дарья Александровна

Грамота

Всероссийская олимпиада «ФГОС онлайн» по русскому языку

2024

8

Всероссийский

Победитель

Карпушкина Софья Константиновна

Грамота

Всероссийская олимпиада «ФГОС онлайн» по литературе

2024

9

Всероссийский

Призер

Марчук Глеб Николаевич

Грамота

Всероссийская олимпиада «ФГОС онлайн» по литературе

2024

8

Всероссийский

Призер

Аксенова Светлана Дмитриевна

Грамота

Всероссийская олимпиада «ФГОС онлайн» по литературе

2024

8

Всероссийский

Призер

Листкова Софья Константиновна

Грамота

Всероссийская олимпиада «Лига интеллектов»

2024

10

Всероссийский

Победитель

Киселева Дарья Александровна

Грамота

Всероссийская олимпиада «Солнечный свет» по литературе

2024

8

Всероссийский

Победитель

Кузнецова Кристина Игоревна

Грамота

Всероссийская олимпиада «ФГОС онлайн» по русскому языку

2024

8

Всероссийский

Призер

Листкова Софья Константиновна

Грамота

Всероссийская олимпиада «ФГОС онлайн» по русскому языку

2024

8

Всероссийский

Победитель

Галустов Сарат Гарикович

Грамота

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2025

11

Региональный

Призер

Киселева Дарья Александровна

Грамота

Всероссийский образовательный портал

2025

10

Всероссийский

Победитель

Салова Дарина Олеговна

Грамота

3.4. Подготовка победителей и призеров конкурсных мероприятий, проводимых Министерством просвещения Российской Федерации и министерством образования Оренбургской области:

наименование мероприятия

год

класс

этап

Результат

ФИО участника мероприятия

Подтверждающий документ

Региональный конкурс творческих работ «Моя история – история России»

2012

5

Региональный

Победитель

Канаева Екатерина Эдуардовна

Грамота

Всероссийский конкурс сочинений

2015

7

Региональный

Победитель

Канаева Екатерина Эдуардовна

Грамота

Диплом финалиста Всероссийского конкурса сочинений

2015

7

Всероссийский

Победитель

Канаева Екатерина Эдуардовна

Грамота

Международный конкурс для детей и молодежи «Начало»

2021

7

Международный

Победитель

Шахмеева Диана Искандеровна

Грамота

Всероссийский конкурс сочинений

2022

9

Региональный

Призер

Долгова Ангелина Юрьевна

Грамота

Всероссийский конкурс «Солнечный свет» по русскому языку

2024

9

Всероссийский

Победитель

Кузнецова Кристина Игоревна

Грамота

Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта.

Обобщение опыта работы на школьном и муниципальном уровне в Бугурусланском районе способствовало увеличению количества педагогов-последователей. Так, после мастера класса по теме «Перевёрнутый класс. Инновационные сценарии» 90% присутствовавших отметили, что узнали много нового для себя, узнали о новых формах работы.

Директор:        Т.В. Домнина

             

            М.П.


Приложение

Список литературы

  1. Алькова Л. А. Научно-педагогические основы формирования самообразовательной компетенции обучающихся в системе высшего образования. Монография. Горно-Алтайск, 2016.
  2. Андреева Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения. Электронный журнал «Современная зарубежная психология» №3 2020, с.8-20.
  3. Мастерская Марины Курвитс http://marinakurvits.com/ .
  4. Методический кабинет Тихоновецкой И. П. https://metkab2015.blogspot.com/ .
  5. Смешанное обучение в России http://blendedlearning.pro/ .
  6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
  7. Электронный ресурс:  код доступа https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/909/ 

Канаева Любовь Леонидовна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

 Бугурусланского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....

Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку

В статье  рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....

Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным уче...

Формирование самообразовательной компетентности учащихся 9-ых классов на уроках математики

Качество образования –  понятие многогранное. В него входят и уровень обученности  учащихся, твердость их знаний и практических умений и навыков, сформированность познавательных интересов, л...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...

Туризм в физическом воспитании как активный метод формирования ЗОЖ учащихся.

Определяющими понятиями обозначенной темы являются "здоровый образ жизни" и "туризм"....