Упражнения для развития беглости чтения
учебно-методический материал

Дудукалова Ольга Валентиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_roditelyam_kopiya1.docx362.12 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для беглости чтенния.

(помощь родителям)

      «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» - писал В. А.Сухомлинский.

Представьте, как читает ваш ребёнок. Читает по слогам, медленно, иногда путаясь, устаёт уже после двух предложений. Нарушение чтения может отрицательно влиять, как на успешность в обучении, так и на формирование личности ребёнка в целом.

Техника быстрого чтения в наше время приобрела особую популярность, так как позволяет нам не только сэкономить время, но и развить нашу память, внимание, также не только быстро читать, но и качественно понимать. Происходит процесс подтягивания скорости чтения до реальной скорости мышления (эти процессы связаны воедино!).

Цель статьи – с одной стороны, помочь родителям в обучении быстрому чтению своих детей через специальные увлекательные задания, а с другой, дать поверить ребёнку в свои силы. В статье собраны и систематизированы материалы из разных источников, которые помогут ребёнку с интересом, а главное без проблем научиться быстро читать. Простые легкодоступные упражнения за непродолжительный промежуток времени дадут возможность освоить данную технику.

Работа должна проходить систематически и плавно : сначала на уровне буквы, потом слога, слова, предложения и текста.

  1. Упражнения на уровне буквы

 Угадай буковки.

        Рис.1

 Подчеркни каждую третью букву и угадаешь названия животных.

лесюэуэйссолдуиьекдлбадецуголеэхмдуоьвтяцмбуажы

ньагдсуэусиктмабнмежвлдркьвагувепеодригбьалокюд

мдебмунемедглвпуерчдржьыукюаебонаегжмулорпкуь

 Зачеркни каждую четвёртую букву.

поиомшеоэыуоипнзйщптмбйлёхегсьбыдукогпбужп

шкьмжыьыжуьыжптьпарслпьполпбитленбпюыжз

йбёюдвъэючтпроваладрлпрбблибрлдрбрдрбдлдрда

 Вычеркни в каждой группе выделенные слева буквы.

Р

АПРИТЕОЩОЩОЕИШРОКОРЕОРЕЕШ

В

РОИЫВМДВАИУОАВОМОПРИЩШВТВ

Д

РЕПФОДРЕОАРЛПДЦЛЛДПЛРОКМЛА

Прочитай,  по первым буквам изображений. Напечатай эти буквы под картинкой.

        Рис.2

Записать буквы из правой таблицы в порядке, на который указывают цифры левой таблицы, и получи три слова.

8

3

6

К

С

О

1

5

11

Л

В

Я

12

9

4

Ц

З

А

10

2

7

А

И

Л

Задание 7: напечатай слова, совместив цифры с буквами.

А

Ш

У

К

7

3

11

4

О

Ь

А

Ё

15

9

5

1

Р

М

Щ

С

6

16

10

14

К

Р

А

С

12

2

13

8

2. Упражнения на уровне слога

1. Прочитай слоги слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх и по диагонали. Работать с таблицами в данном порядке.

БА

БО

БИ

БЕ

БУ

БЫ

БЯ

ВО

ВА

ВЕ

ВЫ

ВУ

ВЯ

ВИ

ГЕ

ГА

ГО

ГЫ

ГИ

ГУ

ГЯ

РЯ

РУ

РА

РО

РЫ

РЕ

РИ

СА

СО

СИ

СЕ

СУ

СЫ

СЯ

ЛЕ

ЛИ

ЛА

ЛУ

ЛЮ

ЛЫ

ЛО

ЗЕ

ЗИ

ЗУ

ЗА

ЗО

ЗЫ

ЗЯ

ЛАК

МАГ

НАГ

ПАР

НОР

ПОЛ

РОД

ФАС

ХАР

ЦАП

ЧАШ

ГУС

ДУШ

ЗУБ

БЕЗ

ВЕС

ГЕР

ДЕЛ

НЕТ

ПУР

РУК

ПЕЧ

РЕЧ

НЕЗ

МЕЧ

МУХ

ВУЗ

ЛОМ

БИД

ВИЗ

ГИТ

ДИВ

БОЧ

ПИЛ

НИК

ЛИС

МИР

ЩАМ

ЧАД

ВЯР

РЫК

ЩУП

ЧОК

ХАЩ

ТЮБ

НЕР

ТАБ

ДИЗ

ЧУХ

ШИН

ШИТ

ЗЫС

ЛЫБ

ХЮЖ

РИС

ЩЕП

ЧАН

ЧАЧ

ХИЩ

ТЮР

БЫК

ЦЕЛ

ТЯЖ

ЧАС

ЧАР

ЧОП

ЩЕЛ

ФОР

КАК

ЛЕС

БАК

ВАР

ГАЗ

ДАР

ВОД

ГОД

ДОГ

ЧЕР

ЧИК

КИТ

ЧУШ

ШАП

ШЕС

ШИФ

КЛЯ

ПЛИ

СТО

ЧРЕ

ЦВЕ

ХЛЮ

ФРА

ЖВА

СЛЕ

ЗНА

ЧРЕ

ПРО

ГРУ

МНО

ПЛА

ЦВИ

КНУ

ЖДУ

ВРЯ

КЛЮ

КРЕ

ШТЕ

ГНО

ТРЫ

СПО

2. Зачеркни в каждой группе выделенные слева слоги.

КЕ

ИРККЕЗТОДЬЗГЕРПИТМЬРУКЕТИШЬ

ИРООТПТИОКЕПШГЕЛЕПОРКГРНПЕК

КЕРПЕРЛХКЕОНШТПЕКБМПКЕБЛПО

РИ

ТМГРАИТМТПТРИЛЗООУОЬОРИЯЮЩ

ИМПАИРТОГЛПРИБМЛТТРИБРИБИР

ЧМАТИРЦОРИЩВБЛХХХИРРИЮБЬФ

ЯЦ

ТПЯЦБОГМИИЦЯЦЯЩДПББЬТИЯЦДО

МТЯЦОМТТШУГЕТБЛЯЦБМБЖДФУЦ

ТИОГЫЦЯЦЛОПБЬЯЦЖЬЯЦПРТЦЯШЩ

3. Упражнения на уровне слова

1. Двигаясь по стрелкам, собрать слово.

        Рис.3

 2.  Найти и зачеркнуть названия 15 лесных животных.

П

Р

Ю

Щ

Р

Ы

С

Ь

Э

Х

Л

Р

В

Б

О

Д

Л

Г

О

Ь

Р

К

А

Б

А

Н

Ж

И

Р

А

Л

Щ

Е

Л

Ы

П

Ч

И

Ь

Б

Ш

П

Д

О

Э

Э

Х

Ф

И

Г

Ш

Д

Е

С

Т

Ж

З

Р

Й

У

Т

Н

Г

С

И

Д

Б

О

Б

Ё

Р

Ж

А

Ц

Х

Х

Ъ

З

А

Я

Ц

Т

И

Ю

Ь

Х

З

Ф

У

Г

Г

Т

Ю

Щ

Ч

Р

Ц

Б

З

Х

Ъ

А

И

Ю

Я

Я

Б

А

Р

С

У

К

Ё

Ж

Ъ

Б

М

Ю

Ь

Т

Т

Ю

Й

Я

П

В

О

Л

К

Д

О

Л

Е

Н

Ь

Б

С

М

И

Г

Р

Л

К

Ю

Ж

Э

Х

Ъ

Ш

Я

И

Ю

Е

З

Т

С

Щ

А

К

П

Р

Л

Д

Е

М

С

Т

Д

А

Р

Д

Ы

Ч

Ж

К

У

Н

И

Ц

А

Б

Б

В

Щ

Ь

Л

О

С

Ь

Х

Ъ

А

И

Ю

Я

Ш

Ю

Е

Р

Ы

Р

Л

Ж

Э

П

Р

Л

Д

Э

М

Ж

С

Д

Я

Г

С

Щ

Э

С

О

Б

О

Л

Ь

Ю

Х

Ю

Ь

И

И

Д

Ы

Г

П

Е

Р

Ж

А

Ц

Х

Ю

Ъ

З

М

Ы

Ш

Ь

А

Х

Л

Р

В

Б

О

Ю

О

Т

С

Х

Ь

Э

У

Р

Л

Ь

Э

У

Р

Л

Ю

3. Расшифруй слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

П

Н

И

Л

Р

Т

С

Я

О

3537 ________________            43438 _______________

1392 ________________            49697 _______________

 4.  Замени цифры соответствующими буквами и запиши получившееся слово.

А  =  5

И  =  2

Ш  =  3

м 5 ш 2 н 5

н 5 д п 2 3 2

н 5 д у 3 2 т ь с я

м 5 3 2 н 2 с т

________________

________________

________________

________________

3 2 р 2 н 5

3 2 3 е ч к 5

с т 5 р 3 2 й

л 5 н д ы 3 2

________________

________________

________________

________________

 5. Составь слово из букв.

- в, й, о

- р, б, о, щ

- н, с, е, п, я

- м, ы, з, к, у, а

- ы, м, д

- у, р, б, я

- ё, о, ф, ш, р

- б, а, л, о, ь, м

- о, у, х

- к, ж, ё, и

- е, и, л, б, т

- т, л, б, о, о, о

- м, д, о

- т, т, р, о

- е, р, а, д, с

- о, г, п, д, о, а

6. Составь слово из слогов.

а)

ни- са

ны- мо- ли

ни- ку- ка-лы

пка- ша

бло- ко- я

бё- ре- же- нок

ты-шор

да- рин- ман

коль- ло- ко- чик

жка- кру

каль- зер- ный

рож- вне- ник- до

б)

хаму

росока

едицани

бразе

ругукен

тересноин

тыцве

кодилкро

пасжирскийса

кваклю

ковмоский

воклассникпер

4. Упражнения на уровне предложения

 1. Прочитай русскую народную пословицу.

- 4 строка 1 столбец (первая буква);

- 2право,1вверх,1влево,1вверх,1вправо,1вверх,2вправо,1вниз,1вправо,1вниз,

1вправо,1вниз,2вправо,1вверх,1влево,1вверх,1влево,1вверх,3вправо,1вниз,

1вправо,1вниз.

С

К

А

Н

Е

Р

И

З

П

Р

О

Д

П

У

Д

О

В

Ы

У

К

У

У

Д

А

О

Р

Т

И

У

Н

Е

Б

Ы

Л

А

Ю

Б

Е

З

Т

О

В

Ш

Ь

Р

О

М

М

2.  Прочитай русскую народную пословицу, двигаясь по стрелкам.

                Рис.4

5.Упражнения на уровне текста

1. Прочитать текст.

                 Рис.5

2. Прочитать этот текст со случайными символами.

                Рис.6

3. Почитать этот текст с переставленными буквами.

                Рис.7

4. Прочитать этот текст без пробелов.

        Рис.8

5. Прочитать этот текст в зеркальном отражении.

        Рис.9

6. Прочитать этот текст со скрытой нижней частью строки.

        Рис.10

7. Прочитать этот текст со скрытой верхней частью строки.

        Рис.11

В работе на пятом уровне тексты возможно менять, предварительно напечатав его в специальном окошке.

Источники иллюстраций

1. М. Беденко «Формируем навыки смыслового чтения». Реализация метапредметных результатов. Авторская методика: 1-ый класс. – М., 2014.

2. Г.В. Гераськина, М.А. Глазкова «Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране знаний»  – М: Издательство «Экзамен», 2011.

3. Г.М. Зегебарт «Чтение от буквы к слову» – М., 2015.

4. Сайт для умных родителей [«Развитие ребёнка»]: обучающий сайт – Режим доступа: https://ru.childdevelop.com.ua/worksheets/, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения...

Упражнения для развития сознательного чтения.

Упражнения для формирования правильности, беглости, выразительности чтения...

Приемы и упражнения для развития смыслового чтения

Выступление на МО учителей начальной школы "Приемы и упражнения для развития смыслового чтения"...

Упражнения для развития сознательного чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств рекомендую в своей использовать такие упражнения, которые включа...

Практические упражнения на развитие беглости речи

Развитие беглости речи на иностранном языке — едва ли не самая частая цель учеников. Какие задания использовать, чтобы помочь ученикам в её достижении...

Практические упражнения на развитие беглости речи

Развитие беглости речи на иностранном языке — едва ли не самая частая цель учеников. Какие задания использовать, чтобы помочь ученикам в её достижении...

Комплекс упражнений на развитие навыков чтения

Комплекс упражнений на развитие навыков чтения...