Упражнения для развития беглости чтения
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Упражнения для беглости чтенния.
(помощь родителям)
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» - писал В. А.Сухомлинский.
Представьте, как читает ваш ребёнок. Читает по слогам, медленно, иногда путаясь, устаёт уже после двух предложений. Нарушение чтения может отрицательно влиять, как на успешность в обучении, так и на формирование личности ребёнка в целом.
Техника быстрого чтения в наше время приобрела особую популярность, так как позволяет нам не только сэкономить время, но и развить нашу память, внимание, также не только быстро читать, но и качественно понимать. Происходит процесс подтягивания скорости чтения до реальной скорости мышления (эти процессы связаны воедино!).
Цель статьи – с одной стороны, помочь родителям в обучении быстрому чтению своих детей через специальные увлекательные задания, а с другой, дать поверить ребёнку в свои силы. В статье собраны и систематизированы материалы из разных источников, которые помогут ребёнку с интересом, а главное без проблем научиться быстро читать. Простые легкодоступные упражнения за непродолжительный промежуток времени дадут возможность освоить данную технику.
Работа должна проходить систематически и плавно : сначала на уровне буквы, потом слога, слова, предложения и текста.
- Упражнения на уровне буквы
Угадай буковки.
Рис.1
Подчеркни каждую третью букву и угадаешь названия животных.
лесюэуэйссолдуиьекдлбадецуголеэхмдуоьвтяцмбуажы
ньагдсуэусиктмабнмежвлдркьвагувепеодригбьалокюд
мдебмунемедглвпуерчдржьыукюаебонаегжмулорпкуь
Зачеркни каждую четвёртую букву.
поиомшеоэыуоипнзйщптмбйлёхегсьбыдукогпбужп
шкьмжыьыжуьыжптьпарслпьполпбитленбпюыжз
йбёюдвъэючтпроваладрлпрбблибрлдрбрдрбдлдрда
Вычеркни в каждой группе выделенные слева буквы.
Р | АПРИТЕОЩОЩОЕИШРОКОРЕОРЕЕШ |
В | РОИЫВМДВАИУОАВОМОПРИЩШВТВ |
Д | РЕПФОДРЕОАРЛПДЦЛЛДПЛРОКМЛА |
Прочитай, по первым буквам изображений. Напечатай эти буквы под картинкой.
Рис.2
Записать буквы из правой таблицы в порядке, на который указывают цифры левой таблицы, и получи три слова.
8 | 3 | 6 | К | С | О | |
1 | 5 | 11 | Л | В | Я | |
12 | 9 | 4 | Ц | З | А | |
10 | 2 | 7 | А | И | Л |
Задание 7: напечатай слова, совместив цифры с буквами.
А | Ш | У | К | 7 | 3 | 11 | 4 | |
О | Ь | А | Ё | 15 | 9 | 5 | 1 | |
Р | М | Щ | С | 6 | 16 | 10 | 14 | |
К | Р | А | С | 12 | 2 | 13 | 8 |
2. Упражнения на уровне слога
1. Прочитай слоги слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх и по диагонали. Работать с таблицами в данном порядке.
БА | БО | БИ | БЕ | БУ | БЫ | БЯ |
ВО | ВА | ВЕ | ВЫ | ВУ | ВЯ | ВИ |
ГЕ | ГА | ГО | ГЫ | ГИ | ГУ | ГЯ |
РЯ | РУ | РА | РО | РЫ | РЕ | РИ |
СА | СО | СИ | СЕ | СУ | СЫ | СЯ |
ЛЕ | ЛИ | ЛА | ЛУ | ЛЮ | ЛЫ | ЛО |
ЗЕ | ЗИ | ЗУ | ЗА | ЗО | ЗЫ | ЗЯ |
ЛАК | МАГ | НАГ | ПАР | НОР | ПОЛ | РОД |
ФАС | ХАР | ЦАП | ЧАШ | ГУС | ДУШ | ЗУБ |
БЕЗ | ВЕС | ГЕР | ДЕЛ | НЕТ | ПУР | РУК |
ПЕЧ | РЕЧ | НЕЗ | МЕЧ | МУХ | ВУЗ | ЛОМ |
БИД | ВИЗ | ГИТ | ДИВ | БОЧ | ПИЛ | НИК |
ЛИС | МИР | ЩАМ | ЧАД | ВЯР | РЫК | ЩУП |
ЧОК | ХАЩ | ТЮБ | НЕР | ТАБ | ДИЗ | ЧУХ |
ШИН | ШИТ | ЗЫС | ЛЫБ | ХЮЖ | РИС | ЩЕП |
ЧАН | ЧАЧ | ХИЩ | ТЮР | БЫК | ЦЕЛ | ТЯЖ |
ЧАС | ЧАР | ЧОП | ЩЕЛ | ФОР | КАК | ЛЕС |
БАК | ВАР | ГАЗ | ДАР | ВОД | ГОД | ДОГ |
ЧЕР | ЧИК | КИТ | ЧУШ | ШАП | ШЕС | ШИФ |
КЛЯ | ПЛИ | СТО | ЧРЕ | ЦВЕ |
ХЛЮ | ФРА | ЖВА | СЛЕ | ЗНА |
ЧРЕ | ПРО | ГРУ | МНО | ПЛА |
ЦВИ | КНУ | ЖДУ | ВРЯ | КЛЮ |
КРЕ | ШТЕ | ГНО | ТРЫ | СПО |
2. Зачеркни в каждой группе выделенные слева слоги.
КЕ | ИРККЕЗТОДЬЗГЕРПИТМЬРУКЕТИШЬ |
ИРООТПТИОКЕПШГЕЛЕПОРКГРНПЕК | |
КЕРПЕРЛХКЕОНШТПЕКБМПКЕБЛПО | |
РИ | ТМГРАИТМТПТРИЛЗООУОЬОРИЯЮЩ |
ИМПАИРТОГЛПРИБМЛТТРИБРИБИР | |
ЧМАТИРЦОРИЩВБЛХХХИРРИЮБЬФ | |
ЯЦ | ТПЯЦБОГМИИЦЯЦЯЩДПББЬТИЯЦДО |
МТЯЦОМТТШУГЕТБЛЯЦБМБЖДФУЦ | |
ТИОГЫЦЯЦЛОПБЬЯЦЖЬЯЦПРТЦЯШЩ |
3. Упражнения на уровне слова
1. Двигаясь по стрелкам, собрать слово.
Рис.3
2. Найти и зачеркнуть названия 15 лесных животных.
П | Р | Ю | Щ | Р | Ы | С | Ь | Э | Х | Л | Р | В | Б | О |
Д | Л | Г | О | Ь | Р | К | А | Б | А | Н | Ж | И | Р | А |
Л | Щ | Е | Л | Ы | П | Ч | И | Ь | Б | Ш | П | Д | О | Э |
Э | Х | Ф | И | Г | Ш | Д | Е | С | Т | Ж | З | Р | Й | У |
Т | Н | Г | С | И | Д | Б | О | Б | Ё | Р | Ж | А | Ц | Х |
Х | Ъ | З | А | Я | Ц | Т | И | Ю | Ь | Х | З | Ф | У | Г |
Г | Т | Ю | Щ | Ч | Р | Ц | Б | З | Х | Ъ | А | И | Ю | Я |
Я | Б | А | Р | С | У | К | Ё | Ж | Ъ | Б | М | Ю | Ь | Т |
Т | Ю | Й | Я | П | В | О | Л | К | Д | О | Л | Е | Н | Ь |
Б | С | М | И | Г | Р | Л | К | Ю | Ж | Э | Х | Ъ | Ш | Я |
И | Ю | Е | З | Т | С | Щ | А | К | П | Р | Л | Д | Е | М |
С | Т | Д | А | Р | Д | Ы | Ч | Ж | К | У | Н | И | Ц | А |
Б | Б | В | Щ | Ь | Л | О | С | Ь | Х | Ъ | А | И | Ю | Я |
Ш | Ю | Е | Р | Ы | Р | Л | Ж | Э | П | Р | Л | Д | Э | М |
Ж | С | Д | Я | Г | С | Щ | Э | С | О | Б | О | Л | Ь | Ю |
Х | Ю | Ь | И | И | Д | Ы | Г | П | Е | Р | Ж | А | Ц | Х |
Ю | Ъ | З | М | Ы | Ш | Ь | А | Х | Л | Р | В | Б | О | Ю |
О | Т | С | Х | Ь | Э | У | Р | Л | Ь | Э | У | Р | Л | Ю |
3. Расшифруй слова.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
П | Н | И | Л | Р | Т | С | Я | О |
3537 ________________ 43438 _______________
1392 ________________ 49697 _______________
4. Замени цифры соответствующими буквами и запиши получившееся слово.
А = 5 | И = 2 | Ш = 3 |
м 5 ш 2 н 5 н 5 д п 2 3 2 н 5 д у 3 2 т ь с я м 5 3 2 н 2 с т | ________________ ________________ ________________ ________________ | 3 2 р 2 н 5 3 2 3 е ч к 5 с т 5 р 3 2 й л 5 н д ы 3 2 | ________________ ________________ ________________ ________________ |
5. Составь слово из букв.
- в, й, о | - р, б, о, щ | - н, с, е, п, я | - м, ы, з, к, у, а |
- ы, м, д | - у, р, б, я | - ё, о, ф, ш, р | - б, а, л, о, ь, м |
- о, у, х | - к, ж, ё, и | - е, и, л, б, т | - т, л, б, о, о, о |
- м, д, о | - т, т, р, о | - е, р, а, д, с | - о, г, п, д, о, а |
6. Составь слово из слогов.
а) | ни- са | ны- мо- ли | ни- ку- ка-лы |
пка- ша | бло- ко- я | бё- ре- же- нок | |
ты-шор | да- рин- ман | коль- ло- ко- чик | |
жка- кру | каль- зер- ный | рож- вне- ник- до | |
б) | хаму | росока | едицани |
бразе | ругукен | тересноин | |
тыцве | кодилкро | пасжирскийса | |
кваклю | ковмоский | воклассникпер |
4. Упражнения на уровне предложения
1. Прочитай русскую народную пословицу.
- 4 строка 1 столбец (первая буква);
- 2право,1вверх,1влево,1вверх,1вправо,1вверх,2вправо,1вниз,1вправо,1вниз,
1вправо,1вниз,2вправо,1вверх,1влево,1вверх,1влево,1вверх,3вправо,1вниз,
1вправо,1вниз.
С | К | А | Н | Е | Р | И | З | П | Р | О | Д |
П | У | Д | О | В | Ы | У | К | У | У | Д | А |
О | Р | Т | И | У | Н | Е | Б | Ы | Л | А | Ю |
Б | Е | З | Т | О | В | Ш | Ь | Р | О | М | М |
2. Прочитай русскую народную пословицу, двигаясь по стрелкам.
Рис.4
5.Упражнения на уровне текста
1. Прочитать текст.
Рис.5
2. Прочитать этот текст со случайными символами.
Рис.6
3. Почитать этот текст с переставленными буквами.
Рис.7
4. Прочитать этот текст без пробелов.
Рис.8
5. Прочитать этот текст в зеркальном отражении.
Рис.9
6. Прочитать этот текст со скрытой нижней частью строки.
Рис.10
7. Прочитать этот текст со скрытой верхней частью строки.
Рис.11
В работе на пятом уровне тексты возможно менять, предварительно напечатав его в специальном окошке.
Источники иллюстраций
1. М. Беденко «Формируем навыки смыслового чтения». Реализация метапредметных результатов. Авторская методика: 1-ый класс. – М., 2014.
2. Г.В. Гераськина, М.А. Глазкова «Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране знаний» – М: Издательство «Экзамен», 2011.
3. Г.М. Зегебарт «Чтение от буквы к слову» – М., 2015.
4. Сайт для умных родителей [«Развитие ребёнка»]: обучающий сайт – Режим доступа: https://ru.childdevelop.com.ua/worksheets/, свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития сознательного чтения.
Упражнения для формирования правильности, беглости, выразительности чтения...

Приемы и упражнения для развития смыслового чтения
Выступление на МО учителей начальной школы "Приемы и упражнения для развития смыслового чтения"...

Упражнения для развития сознательного чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств рекомендую в своей использовать такие упражнения, которые включа...

Практические упражнения на развитие беглости речи
Развитие беглости речи на иностранном языке — едва ли не самая частая цель учеников. Какие задания использовать, чтобы помочь ученикам в её достижении...

Практические упражнения на развитие беглости речи
Развитие беглости речи на иностранном языке — едва ли не самая частая цель учеников. Какие задания использовать, чтобы помочь ученикам в её достижении...
- Мне нравится (2)













