Статья на тему «Система подготовки -функциональная грамотность в 8-9 классах». Читательская грамотность
методическая разработка

Плотникова Татьяна Григорьевна
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Одна из компонентов ФГ это читательская грамотность, я считаю , что именно она самая важная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1731306861.0289.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Система подготовки -функциональная грамотность в 8-9 классах». Читательская грамотность

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одна из компонентов ФГ это читательская грамотность, я считаю , что именно она самая важная

ЧГ –  это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни.

Я хочу в своем выступлении рассказать о наработках, которые, как мне кажется, помогают поддерживать читательский интерес у учащихся. На уроках русского языка и литературы используется вся совокупность работы с текстом: чтение, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ произведения, истолкование. В формировании правильной читательской деятельности  комментированное чтение и диалог с автором через текст  играют также немаловажную роль.

     Расскажу о некоторых методических подходах, техниках, приемах, которые позволяют успешно формировать читательскую грамотность.

  • «Чтение с остановками» - данный приём проверяет умение учащихся находить и извлекать информацию из текста. Например, на этапе изучения нового материала прошу учащихся поработать с текстом: восстановить текст, используя слова для справок, озаглавить прочитанный текст, найти основную мысль текста, предугадать продолжение сюжетной линии. На каждой или некоторых остановках в чтении можно предложить сформулировать вопрос автору, найти в отрывке важную подтекстовую информацию. Данные задания предлагаю выполнять как индивидуально, так и в группах.
  • Приём «Опорный конспект»
    Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической
    информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками,  название таблиц, схем); понимать язык графики, схемы, диаграммы.
  • Прием Синквейн –слоган из пяти строк, в котором отражена основная информация. Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн – слоган, состоящий из пяти строк и построенный по особым правилам:
    1. Существительное (тема).
    2. Два прилагательных (описание).
    3. Три глагола (действие).
    4. Фраза из четырех слов (описание).
    5. Существительное (перефразировка темы).
  • Приём «Уголки»   Подразумевает составление характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
  •  Прием «Логические цепочки».  Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.
  •  Прием «Толстые  и тонкие  вопросы» Техника организации (взаимного) опроса, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (иногда это «да» или «нет»), а «толстый» требует поиска дополнительных знаний, анализа информации и развернутого ответа
  • Приём «Письмо с дырками (пробелами)». Для формирования читательского умения интегрировать и  интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в  качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
  • .Приём «Верите ли вы …»Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются
  • Прием «Составление кластера» Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в

определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

  • Прием «Письмо по кругу»Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.

(Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

  • Приём «Лови ошибку»Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное  количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

  • "Мозговой штурм"Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"Учитель записывает все называемые ассоциации.Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

  •  "Рассечение вопроса"Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

  •  "Чтение в кружок"Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна  копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

    В своей работе особое внимание уделяю  такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.

Например  даю такое задание

                 Прочитайте текст и выполните задания

(осмысление информации, интерпретация, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов).

   (Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда скажут слова благодарности тем, кто помог ему, и однажды он заговорил: «Моя красота ослепила вас, но вы, к сожалению, не поняли главного.  Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, с любовью растила, и благодаря ее заботе я расцвел. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей, поддержала в невзгоды. Не отнеслись с уважением к солнцу, которое день за днем со всей ответственностью грело и защищало меня от стужи. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».)

№ 1. Запишите цепочку ключевых слов.

№ 2. Определите основную мысль текста.

№ 3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что не поняли люди?»

№ 4. Какой ведущий изобразительный прием использует автор данного текста? Приведите примеры.

  • Также  часто работаю с притчами

1.Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

2.Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.

3.Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.

4.Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.

           5.Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог     прямой речью.

   Подобные задания готовят учеников  и  к успешному выполнению заданий ВПР.

 Формированию читательской грамотности наши ученики обучаются и по заданиям  тестов ОГЭ. Остановлюсь на отдельных заданиях.

-Задание 10 – анализ содержания текста (извлечение информации)

-Задания 11, 12 – найти средства выразительности и провести лексический анализ (анализ и интерпретация)

-Выполняя задания 13.1; 13.2; 13.3  ученики показывают более высокий уровень владения читательской грамотностью

     В каждом из этих заданий ученик должен показать своё умение читать текст, поскольку требуется приводить примеры, опираясь на прочитанный текст. А в задании 13.3 надо не только раскрыть значение нравственного понятия, ответить на вопрос, но и привести примеры из жизненного опыта.

 Осознание всего этого формирует оценку и критическое осмысление читательской грамотности.

         Таким образом, читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умению критически мыслить и анализировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....

Статья на тему: «Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникат...

Система работы МБОУ СОШ с. Романово по формированию читательской грамотности

Направления работы по формированию читательской грамотности1.     Предметные и межпредметные методические объединения, обеспечивающие внедрение систематической деятельности по форм...