«Формирование нравственно-эстетической культуры воспитанников через декоративно-прикладное и художественное творчество «Азбука нравственности»
рабочая программа
“Чтобы воспитать человека думающим и
чувствующим, его следует, прежде всего,
воспитать нравственно-эстетически”
Фридрих Шиллер
Нравственно-эстетическое воспитание – условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный и музыкальный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному и музыкальному творчеству, творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.
Формирование эстетического отношения к труду – необходимый аспект общего воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей, предметов. Вещь отражает степень мастерства её творца. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания вносят праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие воспитанника, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 153.1 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЬЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ № 4»
имени ТОКТОГОН АЛТЫБАСАРОВОЙ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР Директор ЦССВ № 4
____________С.С.Юдина ______________О.В.Галкина
«_____»__________2024г. «______»_____________2024г.
Воспитательная программа работы группы
«Формирование нравственно-эстетической культуры воспитанников
через декоративно-прикладное и художественное творчество
«Азбука нравственности»
Разработчик:
воспитатель
АНТОНОВА И.А.
Санкт-Петербург
2024
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………3-5
- Комплексная характеристика воспитательной группы
- Анализ контингента воспитанников ……………………………………...6
- Материально-техническое оснащение группы …………………………..7
- Рабочий персонал группы
1.3.1. График работы постоянного персонала ………………………………...8
1.3.2. Сведения о составе специалистов, работающих с воспитанниками
группы ……………………………………………………………………9
- Роль воспитателя в системе межведомственного взаимодействия и
социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
- Межведомственное взаимодействие воспитателя группы ……………….10
- Внутриведомственное взаимодействие воспитателя группы ……………..11
- Взаимодействие с добровольческим блоком ……………………………….11
- Взаимодействие с ближайшим окружением воспитанников ……………..12
- Комплексный годовой план работы воспитателей группы
- Актуальность программы …………………………………………………….13
- Цели и задачи работы воспитателя группы …………………………………14
- Планируемые результаты ……………………………………………………...14
- Мероприятия, проводимые воспитателем ……………………………………15-25
- Недельный план-график работы воспитателей ……………………………..26-30
- Заключение …………………………………………………………………………31
- Используемая литература, материалы и интернет ресурсы …………………….32
- Оценочные материалы ……………………………………………………………..33-35
- Диагностика нравственной самооценки
- Диагностика этики поведения
- Диагностика отношения к жизненным ценностям
- Диагностика нравственной мотивации
Введение
“Чтобы воспитать человека думающим и
чувствующим, его следует, прежде всего,
воспитать нравственно-эстетически”
Фридрих Шиллер
Нравственно-эстетическое воспитание – условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный и музыкальный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному и музыкальному творчеству, творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.
Формирование эстетического отношения к труду – необходимый аспект общего воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей, предметов. Вещь отражает степень мастерства её творца. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания вносят праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие воспитанника, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, танцы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, строит свои взаимоотношения с людьми. В образовании это длительный процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».
У ребенка необходимо воспитывать сознательное отношение к нормам и правилам морали, их понимание – от этого зависит самостоятельность ребенка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности, в способах разрешения конфликтных ситуаций. Осознанность нравственного выбора обеспечивает становление умения противостоять негативным воздействиям, т.е. фактически формирует нравственную устойчивость личности.
Общение со сверстниками – важная сфера развития эмоциональной жизни ребенка. Только в контактах со сверстниками дети учатся настоящему «языку общения», приобретают навыки коллективной жизни, именно в общении ребенка взрослеет, формируется его личность. Отсутствие или ограниченность общения приводит к обеднению багажа нравственных знаний в понимании качества личности, нравственных характеристик человека, мотивов его поступков.
Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением «эстетическое воспитание» подразумеваются чувства красоты, развития способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания.
Хороший вкус всегда стремится к жизненной правде, в то время как плохой способствует возникновению фальши. Вкус человека проявляется во всем: в отношении к жизни, к работе, в поведении с окружающими, в привычках, в речи, в тоне, одежде, в отношении к искусству, в том, какие он предпочитает книги, фильмы, какую музыку, как он обставляет свою квартиру, какие приобретает предметы потребления, как проводит свое свободное время, и даже в том, с кем он дружит.
По вкусу человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности.
Известно, что любому ребенку трудно адаптироваться к «взрослой» жизни по мере взросления. Этот период сопряжен с необходимостью решать множество подростковых проблем и сопровождается личностным кризисом. Представьте, насколько труднее проходит такой период адаптации у ребенка, лишенного родительской опеки, проведшего детство не в кругу семьи, а в Центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание нравственно-эстетического воспитания здесь имеет некоторые особенности. Поскольку вся жизнь детей вне школы сосредоточена в Центре, который заменяет детям семью, эта жизнь должна быть особенно полной, многогранной, осознаваться детьми как часть общей жизни страны и всемерно способствовать развитию общественных, умственных и художественных интересов, развитию творческих способностей детей. В Центре воспитываются и трудовые, и общественные, и организационные навыки детей. В выполнении этих задач большое значение имеет правильно поставленная работа по художественному воспитанию. Участвуя в различных художественных кружках, дети не только знакомятся с высокоидейными и прекрасными произведениями искусства – песнями и музыкой, пьесами, стихами, но и работают над их исполнением, овладевая необходимыми навыками и умениями, доступными им на данной ступени их развития.
Каждый из воспитанников удовлетворяет свои эстетические запросы, принимая участие в различных художественных кружках: одни поют в хоре, другие участвуют в театральном кружке, третьи – в кружках изобразительного искусства, в кружке танцев и т. д. Каждый из этих кружков, осуществляя определенные задачи художественного воспитания средствами одного искусства, в то же время выполняет и общие задачи нравственно-эстетического воспитания, определяемые его сущностью.
Сознавая это, педагоги Центра используют весь свой творческий потенциал и душевные силы, чтобы помочь воспитанникам обрести себя, избавиться от нарушений в нравственной сфере, восстановить гармоничную картину окружающего мира и вырасти полноценными гражданами своей страны. Мы должны не только обеспечить воспитанников всем необходимым, не только помочь им усвоить определенную сумму знаний, но и мобилизовать весь свой творческий и профессиональный потенциал на нравственно-эстетическое воспитание детей, какой бы трудной ни казалась эта задача. Ведь дети-сироты испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций, во взаимоотношениях с окружающими людьми, что обусловлено нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), иждивенчеством, привычкой жить по указке других, а не планировать свою деятельность самостоятельно. В отношениях со взрослыми у них часто появляются переживания своей ненужности, утрата самооценки и ценности другого человека, состояние беспомощности.
Программа «Нравственно-эстетическое воспитание детей» разработана с целью повышения качества воспитания и социализации воспитанников Центра.
1. Комплексная характеристика воспитательной группы
1.1. Анализ контингента воспитанников группы
Воспитательная группа сформирована по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер (Зинченко).
В группе всего 6 человек: 4 мальчика и 3 девочки.
Возрастной состав группы:
- 6 лет - 1чел.,
- 7 лет - 1 чел.,
- 11 лет – 1 чел.,
- 12 лет – 2 чел.,
- 17 лет – 1 чел.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. 4 воспитанника получают образование в соответствии с соматико-физическим и психическим состоянием здоровья, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а именно:
№ | Учебное заведение | Кол-во | Класс |
1 | Общеобразовательная школа № 97 | 2 | 3 |
2 | Школа 7-го вида № 487 | 2 | 5 |
3 | Колледж Метростроя | 1 | 1 курс |
4 | Дошкольники | 2 |
Все воспитанники имеют положительные оценки.
Согласно ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- К числу детей-сирот относятся:
- умерли оба или единственный родитель -1 чел.
- К числу детей, оставшихся без попечения родителей относятся:
- мать и отец лишены родительских прав – 2 чел.
- мать лишена родительских прав, отец – прочерк – 1 чел.
- К числу детей, не имеющих социальный статус:
- отец – прочерк, мать – дело в суде о лишении родительских прав – 2 чел.
- мать и отец – дело о лишении родительских прав в суде – 1 чел.
Для детей, попавших в Центр содействия семейному воспитанию, характерна нарастающая с возрастом высокая частота различных нарушений здоровья:
№ | Группа здоровья | Количество |
1 | II | 3 |
2 | III | 4 |
1.2. Материально-техническое оснащение группы
Большая роль в эффективности качества представления социальных услуг отводится материально – техническому обеспечению группы. Создана предметно – развивающая среда, которая соответствует возрастным, психофизическим особенностям получателей социальных услуг, эстетическим и гигиеническим требованиям.
Работа всего персонала группы направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата получателей социальных услуг. Материально – техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовать работу по сохранению и укреплению здоровья, созданию положительного психологического климата в детском коллективе.
Группа сформирована по принципу совместного проживания и пребывания прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей – членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье.
Группа расположена в левом крыле корпуса литер Д, имеет отдельный эвакуационный выход-балкон. Высота всех потолков в групповом блоке – 4,0 метра. В состав группы входят:
Групповая комната для игр и занятий, 48,4 м2, два трехстворчатых окна, одно – балконное. Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Имеется библиотечный уголок с учебной, художественной и методической литературой. В группе много картин, нарисованных детьми, комнатных цветов.
• Мебель: трехместный диван – 1; парта школьная – 7; стул школьный – 6; доска магнитная-1; стеллаж – 2; шкаф распашной – 2; гостиный гарнитур – 1; тумба-2; торшер – 1; стол письменный – 1; стол офисный – 1; кресло офисное – 1; ковер – 1.
• Оборудование: телевизор Haier – 1, доска гладильная – 1, кулер – 1, утюг электрический – 1.
Раздевалка – прихожая – 8,2м2, шкафы для детской одежды-8 ; скамейка – 2; шкаф распашной – 1; зеркало навесное – 1;
Буфетная – 2,38 м², в помещении имеется кухонный гарнитур, состоящий из 3 верхних и 2 нижних шкафов и столешницы. Буфетная оснащена раковиной, микроволновой печью и электрическим чайником.
Спальня 1 – 15,0 м²; трехстворчатое окно-1; кровать -3; шкаф двухстворчатый с антресолями-2;тумбочка-1; стол писменный-1; стул-1; зеркало настенное-1
Спальня 2 – 12,5м2; трехстворчатое окно-1; кровать-2; стол писменный-1; стул-1; тумбочка-1; шкаф двухстворчатый с антресолями-1
Спальня 3 - 15,8 м²; однострорчатые окна - 2-; 1 кровать-3; тумбочка-2; шкаф двухстворчатый-1; угловая полка-1; трюмо-1; стеллаж-1
Санитарная комната – 14,3 м²; трехстворчатое окно-1; раковины-3; душевая кабина-1; настенное зеркало-2; унитазы-3; комната оснащена стиральной машиной-1; полотенцесушителем-1; сушилкой для одежды-1; шкафом металлическим для хозинвентаря-2
1.3 Рабочий персонал группы
1.3.1. График работы постоянного персонала
- Воспитатели:
- Антонова И.А. – воспитатель - стаж работы в данном учреждении 12лет; имеет высшее образование; высшая квалификационная категория
- Смирнова И.П. -стаж работы в данном учреждении 15лет; имеет высшее образование ; высшая квалификационная категория
Время | ПН | ВТ | СТ | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
13.00-22.00 | Антонова И.А. | Антонова И.А. | |||||
09.00-22.00 | Антонова И.А. | ||||||
12.00-22.00 | Антонова И.А. | ||||||
14.00-22.00 | Смирнова И.П. | Смирнова И.П. | |||||
13.00-21.00 | Смирнова И.П. | ||||||
09.00-22.00 | Смирнова И.П. |
- Младшие воспитатели для ночного дежурства
- Чаплинская С.Ю. - стаж работы в данном учреждении 3года; среднее педагогическое образование – два через два
- Меншикова Н.Д. - стаж работы в данном учреждении 5 лет, высшее образование – один через три
- Сычева Н.Ю. - стаж работы в данном учреждении 3 месяца, среднее педагогическое образование – один через три
Время | ПН | ВТ | СТ | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
22.00-09.00 | Чаплинская С.Ю. | Чаплинская С.Ю. | Меншикова Н.Д. | Сычева Н.Ю. | Чаплинская С.Ю. | Чаплинская С.Ю. | Меншикова Н.Д. |
22.00-09.00 | Сычева Н.Ю. | Чаплинская С.Ю. | Чаплинская С.Ю. | Меншикова Н.Д. | Сычева Н.Ю. | Чаплинская С.Ю. | Чаплинская С.Ю. |
1.3.2. Сведения о составе специалистов, работающих с воспитанниками группы
Время | ПН | ВТ | СТ | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
13.10-14.00 | Синтез искусств - ПДО | ||||||
11.15-11.45 | |||||||
11.20-12.05 | студия «Мир танца» - ПДО | Народное творчество -ПДО | |||||
12.15-13.00 | |||||||
Театральная студия - ПДО | Синтез искусств - ПДО | ||||||
14.05-14.50 | Синтез искусств - ПДО | ||||||
14.30-15.30 | ОФП – инструктор по физкультуре | Народное творчество - ПДО | |||||
15.00-15.45 | Синтез искусств - ПДО | ||||||
16.00-16.40 | ОФП – инструктор по физкультуре | Дорога жизни - волонтеры | ОФП – инструктор по физкультуре | ||||
16.50-17.35 | Психолог | ||||||
16.50-17.30 | Вокал – ПДО | Футбол - ПДО | Футбол - ПДО | ||||
17.00-18.00 | Народное творчество - ПДО | Пристань – волонтеры | Психолог | ||||
17.45-18.30 | Батик - ПДО | Футбол - ПДО | Футбол - ПДО | ||||
Вокал - ПДО | Футбол | ||||||
18.35-19.20 | Народное творчество - ПДО | Батик - ПДО | Студия – батика - ПДО | Студия «Мир танца» - ПДО | Футбол - ПДО | ||
19.30-20.00 | Мир танца | Мир танца |
2. Роль воспитателя в системе межведомственного взаимодействия и
социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
- Межведомственное взаимодействие воспитателя группы
Ведущая функция в организации межведомственного взаимодействия воспитателям Центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Система взаимодействия с воспитателями направлена на:
- обмен информацией по реализации процесса обучения ребенка;
- оказание воспитателям необходимой помощи по вопросам семейного воспитания и организации личностно ориентированного и индивидуальному подходу к ребенку,
- преодоление ребенком возможных трудностей в обучении;
- эффективную социализацию и социальную адаптацию ребенка;
- осуществлять взаимодействие по выявлению интересов и склонностей детей и привлечению их к занятиям по соответствующим творческим направлениям;
- оказывать помощь в выборе будущей профессии;
- организовывать свободное время детей, формировать здоровый образ жизни;
- организация и функционирование лекториев и других форм занятий с воспитателями по формированию у них элементов медико-психологической культуры и умений и навыков психогигиены общения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с учетом специфики их предшествующего формирования и развития;
- диспансеризация воспитанников;
- санаторно-курортное лечение воспитанников;
- сопровождение воспитанников, проведение профилактических мероприятий асоциального поведения воспитанников. Участие в заседаниях КДН и ЗП;
- сопровождение воспитанников. Участие в диагностики уровня психического, психофизического, психосоциального развития и отклонений в поведении воспитанников;
- Сопровождение воспитанников, профилактика правонарушений. участие в спортивных мероприятиях.
- Внутриведомственное взаимодействие воспитателя группы
- Взаимодействие с добровольческим блоком
“Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по
воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации” (п.58 Постановления правительства РФ № 481 от 24.05.2014).
Опыт работы в Центре показывает, что участие волонтеров в жизни детей и подростков, живущих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также и молодых взрослых – выпускников таких учреждений, приводит к следующим положительным изменениям:
• Повышение общего эмоционального благополучия
• Расширение запаса знаний и навыков
• Повышение активности и самостоятельности
• Улучшение навыков социального взаимодействия
• Повышение шансов на получение образования и трудоустройство
• Повышение шансов на семейное устройство или успешное создание собственной семьи
Задача волонтеров – дать детям опыт такого общения со взрослыми, которое, насколько это возможно, компенсирует отсутствие близких взрослых в их жизни.
- Благотворительная общественная организация «Пристань»: помощь воспитанникам в освоении бытовых навыков, находить дело по душе, вести здоровый образ жизни. Обучение ребят общаться с внешним миром, помощь в нахождении первой работы и стать самостоятельными, т.е. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ.
- Детская миссия: Сопровождение и непосредственное участие в экскурсиях и выставках в музеях. Планирование мероприятий в соответствии с планом работы группы. Сопровождение и непосредственное участие в экскурсиях.
- Сбербанк: занятия по воспитанию финансовой грамотности воспитанников.
- СПб ГАООРДИ: временное трудоустройство воспитанников от 14 до 18 лет.
- Благотворительная общественная организация «Мята» - экологическое воспитание.
2.4. Взаимодействие с ближайшим окружением воспитанников
3. Комплексный годовой план работы воспитателей группы № 2
3.1. Актуальность программы
Для успешного развития общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры, уровень эстетических понятий, представлений, эстетических потребностей и интересов.
Эстетическая и нравственная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Нравственно-эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу воспитанников, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения людей.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту во внешнем виде, в поступках и поведении.
Для детей, у которых сложились всевозможные психологические проблемы в семье, особенно важно, чтобы «уличная» культура не давила на неокрепшую психику. Для этого необходимо вовлечь детей в любую другую деятельность, которая будет оказывать положительное влияние. Одним из направлений является нравственно-эстетическое. Оно разбудит в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению, разовьет художественный вкус и коммуникативные навыки. А в целом поможет формированию целостной творчески развитой личности.
В основе организации системы нравственно-эстетического воспитания лежит ряд принципов:
- Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования – обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении;
- Принцип комплексного подхода ко всему делу воспитания;
- Принцип единства художественного и общего психического развития детей;
- Принцип учёта возрастных психолого-педагогических особенностей детей;
- Принцип социализации – взаимосвязи обучения и воспитания;
- Принцип положительного эмоционального фона обучения и воспитания.
3.2. Цели и задачи программы
Цели: Формирование нравственных качеств воспитанников. Развитие хорошего эстетического вкуса и культуры поведения. Воспитание человека гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи:
- Учить детей воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе, искусстве.
- Развивать хорошие манеры и эстетический вкус. Развивать наблюдательность и умение отличить хорошее от плохого в повседневной жизни, в общении между людьми.
- Формировать у детей умение заниматься самовоспитанием и развитием в себе ценных человеческих качеств.
- Прививать детям желание быть полезным обществу, быть достойными гражданами государства.
- Научить социально-положительному опыту через общение, приобрести навыки культурного общения.
- Научить умению сопереживать, стремлению прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Научить воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе.
- Развивать эстетический вкус и культуру поведения.
- Формировать юридическую грамотность детей и способность противостоять внешним негативным влияниям.
- Развивать умение заниматься самовоспитанием.
- Расширять кругозор детей через познавательную активность.
- Прививать детям желание быть полезными обществу, быть достойными гражданами государства.
3.3. Прогнозируемые результаты
В результате занятий по данной программе будет:
- сформирована свободно ориентированная личность с развитыми нравственными качествами, умеющая ценить людей, разбираться в литературе, музыке, искусстве; активизирован интерес воспитанников к правилам поведения, культуре речи, к семейным праздникам, к развитию эстетического вкуса в одежде и косметике, в потребности правильно вести переписку с друзьями и родственниками;
- апробированы оптимальные формы работы по нравственно-эстетическому воспитанию на базе Центра;
- обеспечен оптимальный уровень, который зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений;
- обеспечена сформированность художественной культуры личности, способности к самовыражению в окружающем мире, ощущению себя частью этого мира;
- сформирова эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности, для создания жизненного пространства и быта.
- Мероприятия, проводимые воспитателем
№ | Наименование мероприятия | Периодичность | Цели и задачи мероприятия | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Мероприятия, направленные на подготовку воспитанника к возвращению в семью/ к жизни в приемной семье | ||||
1 | Создание в группе условий, приближенных к домашним | Август | Определить степень готовности ребенка к возвращению в биологическую семью, устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье; сформировать у ребенка позитивный образ семьи и семейных отношений; сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, особенностей быта, правил, традиций семьи и т.п.; развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом; способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной саморегуляции, формированию самоидентичности и самопринятия; учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, на всех этапах семейного жизнеустройства. | Снижение численности воспитанников детского дома за счет устройства в семьи. Увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью. Отсутствие возвратов из кровной семьи (вторичное сиротство). Сокращение периода проживания ребенка в условиях Центра. |
2 | Работа с личными делами воспитанников, анализ полученной информации для дальнейшего использования в работе. | Постоянно и при поступлении новых воспитанников | ||
3 | Составление социального паспорта группы | |||
4 | Определение эмоционального состояния и личностных особенностей ребенка, выявление эмоционального отношения ребенка к биологической семье, готовности ребенка к возврату в биологическую семью. | В т.г. | ||
5 | Организация телефонных переговоров с кровными родственниками и их обсуждение. | В т.г. | ||
6 | Проигрывание ситуаций в мини-тренингах: «Ты пишешь родителям письмо»; «Ты разговариваешь с родителями по телефону»; «Ты встречаешься с родителями» | В т.г. | ||
7 | Рисование по темам «Моя мама (папа)», «Я и мои родители», «Наш праздник», «Мы все вместе», «Мои родители и новая семья». | В т.г. | ||
8 | Временная передача воспитанников к родственникам и другим лицам на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней. | По желанию и при наличии необходимых документов | ||
9 | Составление книги жизни, семейного альбома, генеалогического древа и т.д. | В т.г. | Помочь осознать необходимость иметь дом. Привлечение интереса детей и родителей (приемных и кровных) к совместной творческой деятельности, формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков. | |
10 | Беседы - «Какие разные дома», «Дерево крепко корнями, а человек - родными», «Семья- колыбель личности» | В т.г. | Иметь представление о родственных отношениях. Знать информацию о своей семье, профессиях родителей и родственников. Владеть понятием «семья». | |
11 | Практическое занятие - «Я маме с папой помогаю» | В т.г. | ||
12 | Настольные, дидактические, подвижные игры для детей - «Если мама занята, мы играем сами» | В т.г. | ||
13 | Практическое занятие (повседневная уборка, стирка, дежурство по группе) - «Домашний очаг» | В т.г. | ||
2. Мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание | ||||
14 | Беседа «Себя в бою не пожалел, а родину сберег». | Сентябрь | Воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества. Формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Познакомить детей с разными видами войск российской армии. Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков. Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие. | У воспитанников будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству. |
15 | Неделя «Помним и скорбим» - экскурсия к памятнику летчикам в Сосновском парке, чтение стихов, книг, прослушивание песен, просмотр фильмов о ВОВ. Изготовление подарков. Встреча с участниками ВОВ | Май | ||
16 | Презентация «История символов государственной власти». | Октябрь | ||
17 | День призывника «Я служу России» | Ноябрь | ||
18 | День Конституции РФ «Наше государство — Российская Федерация». | Декабрь | ||
19 | День снятия блокады. «Город – герой Ленинград». | Январь | ||
20 | Игра «Наши защитники» | Февраль | ||
21 | «Этот день Победы» - участие в концерте | Май | ||
22 | Беседа «Дети войны, беженцы – ВОВ, войны в Чечне и других войн» | Апрель | ||
23 | Вечернее чтение романа в повестях Альберта Лиханова «Дети Победы». | В т.г. | ||
24 | Беседа «Что такое честь?»; «Они спасли мир – герои войны» | В т.г. | Раскрыть понятие слова «честь». Поговорить с детьми о роли чести в жизни человека. Гордиться за наших героев. | |
3. Мероприятия, направленные на формирование российской идентичности | ||||
25 | Игра «Ярмарка народной мудрости» | Сентябрь | Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России. Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории района, города, области. Формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. | У воспитанников развивается чувство патриотизма и гордости за свою страну, за свою малую Родину; положительное принятие своей этнической идентичности; межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, готовность противостоять насилию; позитивное восприятие мира, уважение ценностей коллектива; сформировано представление учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося. |
26 | Викторина «По русским народным сказкам» | Октябрь | ||
27 | Беседа «Пока в нас русский дух» | Ноябрь | ||
28 | Диспут «День конституции» | Декабрь | ||
29 | Игра-викторина «Обычаи и традиции русского народа | Январь | ||
30 | Выставка поделок декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая», посвящённая Дню народного единства. | Ноябрь | ||
31 | Беседа с применением компьютерных технологий «Первый в космосе» | Апрель | ||
32 | Беседа-диалог «Государственная символика» | В т.г. | ||
4. Мероприятия, направленные на духовное и нравственно-эстетическое воспитание детей | ||||
33 | Этическое занятие – «Если бы я был волшебником…» | Сентябрь | Научить социально-положительному опыту через общение, приобрести навыки культурного общения. Научить умению сопереживать, стремлению прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Научить воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе. Развивать эстетический вкус и культуру поведения. Формировать юридическую грамотность детей и способность противостоять внешним негативным влияниям. Развивать умение заниматься самовоспитанием. Расширять кругозор детей через познавательную активность в кружках и секция дополнительного образования. Прививать детям желание быть полезными обществу, быть достойными гражданами государства. Показать воспитанникам ценность нравственного воспитания. Привитие чувства гражданственности, патриотизма. Постоянно повторять все правила поведения человека. Формирование культуры общения, поведения детей; воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты. | Должны иметь представление о нравственных ценностях, этических представлениях и понятиях. Должны проявлять интерес к нравственным проблемам. Должны проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, поддерживать красоту; стремиться к добру и неприятию зла; не допускать дурных поступков; быть честными и правдивыми; бороться с вредными качествами и привычками личности; ленью, жадностью, безразличием, завистью, курением, сквернословием и др. |
34 | Акция вежливых слов – « Эхо» . День вежливости | Октябрь | ||
35 | Игра – «Хорошие манеры» | Ноябрь | ||
36 | Внешкольный этикет «Везде следуй правилам» (беседа) | Декабрь | ||
37 | Просмотр и обсуждение фильма Р.Быкова «Чучело»; И.Туманян «Когда я стану великаном»; Д.Асановой «Не болит голова у дятла» | В т.г. | ||
38 | Беседа – «Быть среди людей» | Январь | ||
39 | Конкурс рисунков – «Однажды в осеннем лесу…» | Октябрь | ||
40 | Беседа «Семейные нравственные нормы» | Февраль | ||
41 | Беседа «Что такое сквернословие?» | Март | ||
42 | Воспитательный час «Завтрашний характер в сегодняшнем поступке» | Апрель | ||
43 | Беседа-диалог «Доброта и щедрость» | Май | ||
44 | Неделя творчества «Новый год шагает по стране» (изготовление подарков, поздравительной газеты и открыток) | Декабрь | ||
45 | Урок мужества и нравственности: «Только сильная личность умеет прощать» | Май | ||
46 | Участие в образовательных программах секций дополнительного образования Центра «Народное творчество», «Батик», «Архитектурный дизайн», «Музыкальная шкатулка», «Театральные посиделки» | В т.г. | ||
47 | Беседа «Правила и нормы поведения; кодекс товарищества» | Апрель | ||
48 | Практическое занятие «Один день воспитанного человека» | Январь | ||
49 | Беседа «В мире прекрасного» | Октябрь | ||
50 | Анкетирование «Чему я научился?» | Май | ||
5. Мероприятия, направленные на приобщение детей к культурному наследию | ||||
51 | Конкурс рисунков - «Край родной на век любимый» | Сентябрь | Создание условий для формирования интеллектуально развитой, социально активной и духовно богатой личности через систематизацию и актуализацию процесса приобщения воспитанников к культурному наследию и традициям родного города. Обогащать опыт воспитанников о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего города, отечества. Воспитание уважение к героям твоего города. | Формирование устойчивого интереса у воспитанников к истории и культуре нашего города. Знание истории своего района, города, области, Отечества. |
52 | Игра-путешествие по родному краю – «С чего начинается Родина» | Октябрь | ||
53 | Воспитательный час с последующей уборкой территории – «Любить свой город – значит быть ему полезным» | Апрель | ||
54 | «Память» - вечер военной песни | Май | ||
55 | Беседа – «России верные сыны» | Февраль | ||
56 | Виртуальная экскурсия – «Выборгский район во время блокады» | Январь | ||
57 | «Ветеран» - изготовление поделок для подарков к Дню Победы. | Апрель | ||
58 | Беседа - «Во имя новой жизни России» | Декабрь | ||
59 | Экскурсия «Город будущего» | В т.г. | ||
60 | Беседа «Герои твоего города» | В т.г. | ||
6. Мероприятия, направленные на физическое воспитание и формирование ЗОЖ | ||||
61 | Беседа «Твой режим дня» | В т.д. | Способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ; обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; показать влияние телевизионных просмотров на психику ребёнка. | Уменьшение заболеваний среди воспитанников. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Проведение мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ. Сформированность у воспитанников потребности вести здоровый образ жизни. |
62 | Беседа «Правильно питание – залог здоровья и красоты» | В т.д. | ||
63 | Конкурс рисунков «Нет» вредным привычкам | В т.г. | ||
64 | Игры «Снежная олимпиада» | Февраль | ||
65 | Викторина «Олимпийцы, на старт!» | Февраль | ||
66 | Беседа-игра «Игры наших бабушек» | Апрель | ||
67 | Спортивный час «Поляна силачей» | Май | ||
68 | Презентация «О вреде табачного дыма» | Сентябрь | ||
69 | Конкурс рисунков «Спорт – это жизнь» | В т.г. | ||
70 | Беседа-презентация «Герои спорта» | В т.г. | ||
71 | Беседа «К каким последствиям могут привести полезные и вредные привычки» | В т.г. | ||
72 | Беседа-диалог «Телевизор в жизни ребёнка» | В т.г. | ||
7. Мероприятия, направленные на трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | ||||
73 | Беседа «Кем быть и каким быть?» | Сентябрь | Формировать у воспитанников способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. | Овладение подростками трудовыми навыками и умениями; осознание ценности и важности профессий; выявление интереса и склонности к определенным профессиям; расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий; осознание основных принципов построения профессиональной карьеры. |
74 | Беседа-диалог «Сто дорог – одна твоя» | Ноябрь | ||
75 | Конкурс рисунков «Я мечтаю стать…» | Январь | ||
76 | Беседа «В чём залог твоего успеха?» | Март | Определить причины удач и неудач в жизни. | |
77 | Беседа «Лестница на вершину», «Я и моё будущее» | Апрель | Обсудить и наметить с детьми планы на будущую жизнь. | |
78 | Беседа-диалог «Труд красит человека» | Май | Дать детям представления о значении труда в жизни общества. | |
8. Мероприятия, направленные на содействие в получении образования | ||||
79 | Оперативная связь с учителями (посещение школы, колледжей, электронный дневник, группы ВКонтакте): просмотр дневников, тетрадей, выявление воспитанников, требующих особого контроля, подхода, помощи; установка характера и причины недостатков в подготовке домашних заданий отдельных воспитанников. | Постоянно | Повышение качества образования. Создание условий для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, учебных умений и навыков, развитие всех видов мышления, внимания, памяти и воображения, познавательных интересов, потребности самообразования, умственных и творческих способностей. Повышение и формирование стабильного уровня школьной успеваемости | Правила организации учебного труда; самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов; повышение учебной мотивации; |
80 | Дополнительные занятия с детьми по ликвидации пробелов в знаниях. Индивидуальная работа при выполнении домашнего задания. Организация взаимопомощи. | Постоянно | ||
81 | Организация режима подготовки домашнего задания. | Постоянно | ||
82 | Мониторинг школьной успеваемости: выписывание оценок в общий табель, совместное подведение итогов успеваемости. Вывешивание листа успеха. | 1 раз/месяц | ||
83 | Беседа – «У книжной полки», « Как развивать свои способности», | В т.г. | Создание условий для развития творческой индивидуальности воспитанников на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, | Повышение учебной мотивации; развитие творческих способностей. Развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу . |
84 | Познавательная игра - «Без пословицы речь не молвится» | В т.г. | ||
85 | КТД – «Тайны вокруг нас» | В т.г. | ||
86 | Беседа с презентацией – «Классы разных лет» (по картинам русских художников: «В сельской школе». В. Маковский; «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского». Н. Богданов-Бельский; «1-е сентября». А. Волков; «Первое сентября». А. Кречетов; «Опять двойка». Ф. Решетников; «Экзамен». И. Тихий; «Герои в школе». О. Терентьев). | В т.г. | ||
87 | Беседа «Зачем всё время учиться?» | Сентябрь | Способствовать более успешному усвоению изучаемого материала, повысить интерес детей к учёбе. | |
88 | Посещение библиотеки Центра «Жить – с книгою дружить» | Март | Формирование у детей потребности регулярного чтения книг. Расширение кругозора детей. | |
9. Мероприятия, направленные на формирование социально-бытовых навыков и подготовку к самостоятельной жизни | ||||
89 | Беседы по темам: «Культура общения»; «Общение или одиночество?»; «Скажи кто твой друг?»; «Друзей не выбирают»; «Товарищество и «Дружба», что это такое?»; «Человек среди людей»; «Умей сказать «НЕТ» | В т.г. | Формирование и развитие личностной культуры. Воспитание эстетического вкуса, развитие чувств эмоций и мышления. Воспитание нравственных чувств. Стремление быт добрым и благородным. Научить умению сопереживать, стремлению прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учить детей ставить перед собой посильные цели и достигать их. Формировать у воспитанников активное и ответственное отношение к жизни. | Воспитанники должны уметь ладить с людьми (отдыхать в обществе, трудиться); выбирать друзей для себя; выходить из конфликтной ситуации; входить в ситуацию общения и находить темы для диалога; уметь сопереживать партнёрам по общению (стиль и тон общения с человеком в конкретной ситуации); грамотно строить предложения и ясно излагать свои мысли; уметь одеваться соответственно обстановки, |
90 | Воспитательные часы и практика по теме «Эстетика»: «Гости у нас дома»; «Разговор по телефону»; «Поведение дома»; «Культура быта»; «Об одежде и моде»; «Кому что дарить»; «Что и как едят»; «Красота внешнего облика» | В т.г. | ||
91 | Беседа «Умение работать. Как экономить время?» | В т.г. | ||
92 | Занятия по теме «Нравственность»: Искусство милосердия; Зачем всё время учиться? Умение управлять собой; В чём залог твоего успеха? Чувство времени; Твоя комната – твой характер; Как стать честным? | В т.г. | ||
93 | Беседа-диалог «Что в жизни зависит от меня?» | В т.г. | ||
10. Мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения | ||||
94 | Беседа «Знай закон смолоду» | Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. | Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям несовершеннолетних. Формирование нравственных качеств и представлений об общечеловеческих ценностях. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения и взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими. Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в любой жизненной ситуации. Повышение уровня правовой культуры воспитанников. | |
95 | Воспитательные часы: «Что можно и что нельзя делать в общественном месте»; «Моральные нормы общества»; «Наказание за нарушение правил поведения»; «Злобность – проявление слабости»; «Виды ответственности»; | В т.г. | ||
96 | День интернета - Всероссийский день безопасности школьников в сети Интернет. | Октябрь | ||
97 | Час делового разговора «Если бы я знал закон» | Декабрь | Расширение круга общения, знание законов, которые тебе помогут в жизни. | |
98 | Беседа-диалог «Правила поведения человека» | Январь | Развитие культуры поведения и эстетического вкуса. | |
99 | Беседа-диалог «Шалость или проступок» | Февраль | Донести до воспитанников, что злонамернный поступок или неудачная шалость могут привести к отрицательным последствиям. | |
100 | Беседа «Ваше поведение – это ваше всё» | Март | Определить разницу в поведении при нахождении в различных общественных местах; объяснить детям важность правильного общения с людьми. | |
101 | Игра «Банка глупостей» | Апрель | Формировать ценность знания; умение вести коллективный поиск истины. | |
11. Мероприятия, направленные на формирование коллектива группы | ||||
102 | Оформление группового стенда | Сентябрь | Воспитывать в детях силу воли, умение её преодолевать. Формирование характера. Формирование ответственности за другого человека. Уметь иметь друзей. Показать детям, из чего складывается понятие «нравственность». Развитие доброжелательности, отзывчивости, понимание других людей и сопереживание им. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих воспитанников. | Повышение уровня социальной активности и инициативы воспитанников. Создание единого благоприятного пространства, способствующего творческому развитию детского коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена. Формирование детского коллектива, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, края. |
103 | Празднование Дня именинника | В т.г. | ||
104 | Украшение группы к праздникам (Новый год, День учителя, 8 марта, 23 февраля и др.) | В т.г. | ||
105 | Чаепитие - «Посиделки» | В т.г. | ||
106 | Час общение – «Кого я могу назвать своим другом?» | Октябрь | ||
107 | Конкурс рисунков – «Когда мои друзья со мной» | Ноябрь | ||
108 | Вечер песен о дружбе («Вместе весело шагать» М. Матусовский , В. Шаинский; «Дорога добра» (из фильма "Маленький Мук", Ю.Энтин ,М. Минков; «Когда мои друзья со мной» М. Танич, Вл. Шаинский; «Ты да я, да мы с тобой» М. Пляцковский В. Иванов) | Декабрь | ||
109 | Совместный труд по созданию уюта в группе | Постоянно | ||
110 | Неделя творчества «Новый год шагает по стране» (изготовление подарков, поздравительной газеты и открыток) | Декабрь | ||
111 | Групповые собрания по итогам обучения за четверть, полугодие, год | В т.г. | ||
112 | Беседа «Может ли быть общение по обязанности?» | В т.г. | ||
113 | Беседа-диалог «Умей понять другого» | В т.г. | ||
- Недельный план-график работы воспитателей группы № 2
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей является строгое соблюдение распорядка дня в Центре. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность. Принцип дифференцированного подхода к воспитанникам обязателен для воспитательной работы, связанной с выполнением распорядка дня в Центре.
Организация режима нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных воспитанников. В связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки в течении всего дня.
Время | ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
09.00-09.05 | Прием детей у младшего воспитателя. Подъем детей. ЦЕЛЬ: Учить детей организованному подъему, спокойно без криков пробуждаться. | ||||||
09.05-09.15 | Утренняя зарядка. ЦЕЛЬ: Продолжать укреплять физическое здоровье детей, закаливать организм. | ||||||
09.15-09.25 | Заправка постелей. Уборка спален. ЦЕЛЬ: Учить детей самообслуживанию. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда. Развивать у детей желание помогать друг другу. | ||||||
09.25-09.35 | Утренний туалет. ЦЕЛЬ: Формирование санитарно – гигиенических навыков. | ||||||
09.35-09.40 | Завтрак. ЦЕЛЬ: Формировать культурно гигиенические навыки. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи. | ||||||
09.40-10.40 | Прогулка и отдых на свежем воздухе. ЦЕЛЬ: Воспитание у детей аккуратности, опрятности. Формировать двигательные навыки. | ||||||
10.40-12.00 | Самоподготовка. ЦЕЛЬ: Закрепление материала урока, воспитывать умение работать самостоятельно. Развитие устойчивой активности и интереса к учебной деятельности; воспитание умения не мешать другим. | ||||||
12.15-13.00 | Танцевальная студия | Архитектурный дизайн | |||||
12.00-13.00 | Воспитательский час по плану работы. ЦЕЛЬ: Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка | ||||||
13.00-13.30 | Взаимодействие с учителями в школе, классным руководителем, сопровождение детей в Центр, беседы с воспитанниками ЦЕЛЬ: контроль посещаемости и успеваемости; повышение учебной мотивации и предупреждение неуспеваемости | Обед. ЦЕЛЬ: Продолжить работу по совершенствованию навыков аккуратного приёма пищи. Воспитывать положительное отношение, к труду поваров и работников кухни. | |||||
13.30-14.00 | Обед ЦЕЛЬ: развитие самостоятельности при накрывании и уборке со стола; коррекция поведения; воспитание аккуратности. Обратить внимание на аппетит детей. Напомнить детям о соблюдении осанки. | ||||||
13.30-14.00 | Прогулка и отдых на свежем воздухе. ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей потребность в укреплении своего здоровья через подвижные игры на свежем воздухе; | ||||||
14.00-15.00 | Занятие по интересам в пределах группы. ЦЕЛЬ: Формировать и закреплять умения, навыки поведения детей вне занятий. Выработка умения занять себя интересным, полезным делом. Воспитание самостоятельности, организованности. Профилактика межличностных взаимоотношений. | ||||||
14.00-15.30 | Прогулка на свежем воздухе ЦЕЛЬ: оздоровление детского организма; воспитание здорового образа жизни. Развивать и корригировать наблюдательность, память и мышление, воспитывать интерес к окружающему. | ||||||
14.30-15.30 | Народное творчество | ||||||
15.00-15.30 | Сборы в школу, проверка портфелей, подготовка формы. ЦЕЛЬ: Воспитывать в детях чистоплотность, трудолюбие, ответственность. | ||||||
15.30-17.00 | Самоподготовка, проверка портфелей, подготовка формы ЦЕЛЬ: Формирование и закрепление навыков по организации самоподготовки, самоорганизации и распределению времени. Стимуляция школьной мотивации, усидчивости, творческого мышления. Воспитывать в детях чистоплотность, трудолюбие, ответственность, закрепление знаний. | ||||||
16.00-16.40 | Народное творчество | Батик | Дорога жизни | ОФП | |||
16.00-16.15 | Полдник ЦЕЛЬ: Формировать и закреплять умения, навыки поведения во время приёма пищи. Воспитание культуры поведения при приёме пищи. Развитие навыков самообслуживания. Формирование уважительного отношения к людям. | ||||||
16.50-17.30 | Танцевальная студия | Занятия с психологом | Финансовая грамотность | ||||
Вокал | |||||||
17.00-18.00 | Вторая прогулка. Занятие по интересам в пределах группы. ЦЕЛЬ: Формировать и закреплять умения, навыки поведения детей вне занятий. Выработка умения занять себя интересным, полезным делом. Воспитание самостоятельности, организованности. Профилактика межличностных взаимоотношений. Оздоровление детского организма. Создание условий для формирования нравственного поведения; способствовать развитию и коррекции внимания, связной речи, мелкой моторики рук с помощью игр; воспитывать доброжелательность, взаимопомощь. | Занятия с психологом | |||||
«Пристань» | |||||||
17.30-18.15 | Футбол | Танцевальная студия | Футбол | Танцевальная студия | |||
Вокал | Футбол | ||||||
18.00-18.30 | Подготовка к ужину. Ужин. ЦЕЛЬ: учить детей санитарно-гигиеническим навыкам. Учить правилам поведения в умывальнике. Продолжить работу по воспитанию культурного поведения в столовой. Формирование, закрепление умений, навыков поведения во время приёма пищи. Обучать правильным приёмам пользования столовыми приборами, посудой. Развитие навыков самообслуживания. Повышение информированности о рационе правильного питания | ||||||
18.30-19.30 | Футбол | Футбол | Футбол | ||||
Батик | |||||||
18.40-19.00 | Уборка группы, стирка личного белья. ЦЕЛЬ: Поддержание порядка и чистоты в жилых помещениях группы. Формирование трудовых навыков. Формирование ответственности, обязательности. | ||||||
19.00-19.30 | Пятиминутка с воспитанниками. ЦЕЛЬ: Подведение итогов за день. Развивать чувство ответственности, обязательности.. Профилактика правонарушений. Повышение компетентности в межличностных отношениях. | ||||||
19.30-20.00 | Вечерний туалет. (водные процедуры) ЦЕЛЬ: Формировать санитарно гигиенические навыки. Вырабатывать у детей привычку последовательно готовиться ко сну. | ||||||
20.00-20.30 | Второй ужин. ЦЕЛЬ: Формирование и закрепление навыков поведения во время приёма пищи. | ||||||
20.30-20.45 | Вечерний туалет, подготовка ко сну . ЦЕЛЬ: Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни, личной гигиены. Воспитывать в детях чистоплотность, необходимость соблюдения элементарных гигиенических навыков; коррекция навыков самообслуживания ; воспитание бережливости. Наблюдение за приемом процедур, подготовкой школьной формы и постелей, | ||||||
20.45-21.00 | Отбой. ЦЕЛЬ: Психологический настрой на ночной отдых. Обучение выполнению различных упражнений, способствующих переходу от бодрствования ко сну, развитие самоконтроля, формирование положительного отношения к правильному режиму дня. | ||||||
21.00-21.45 | Подведение документальных итогов. Фиксирование результатов. | ||||||
21.45-22.00 | Передача сведений о воспитанниках помощнику воспитателя. | ||||||
4. Заключение
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальна. В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не полностью реализуются, виноваты только мы, взрослые: педагоги, все кто окружает ребёнка. Именно, нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Проблема нравственно-эстетического воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Диагностические данные воспитанников центров показывают, что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм и правил поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойным нравственному выбору. Поэтому воспитателям предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
5. Литература и интернет ресурсы
- https://detdom-stanica.ucoz.ru/index/programma_khudozhestvenno_ehsteticheskogo_razvitija/0-108
- https://urok.1sept.ru/articles/314994
- https://proshkolu.ru/user/EKiseleva50/file/3469356/
- https://www.culture.ru/materials/131500/shkolnyi-vernisazh
- сайт журнала «Этическое воспитание» www.ethos.narod.ru
- https://www.uchmet.ru/library/material/149322/129373/
- С.Шацкий, "Сохраним то, что есть в детях", М., издательство «Карапуз», 2011
6.Оценочные и диагностические материалы
Диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Воспитатель обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Воспитатель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
- - низкий уровень.
Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов:
1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование технологической культуры учащихся средствами декоративно - прикладного творчества.
В данной статье автор делится своими приёмами и средствами, которые он использует в своей работе по формированию технологической культуры учащихся....

Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества
Текст на районную конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В основе любого созидания лежит труд, чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...

Статья "Формирование личности и патриота своей страны через декоративно-прикладное творчество"
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у молодежи ценностного отношения к своему отечеству, развитие устойчивого желания способствовать развитию общества, процветанию страны...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».
В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для при...

Воспитательная программа работы группы № 2 «Формирование нравственно-эстетической культуры воспитанников через декоративно-прикладное и художественное творчество «Азбука нравственности»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЬЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ № 4» СОГЛАСОВАНО ...












































