«Ребёнок-инвалид: социальное партнёрство семьи и школы»
статья
Комплексная работа педагогов и родителей создает условия для раскрытия и развития личностного потенциала детей с инвалидностью и положительно влияет на их психологическое состояние, способствует успешной социализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребёнок-инвалид: социальное партнёрство семьи и школы»
Рассмотрим психолого-педагогические аспекты взаимодействия семьи и школы в обучении, воспитании детей-инвалидов, способы решения проблем личностного развития детей с ОВЗ. Для реализации этой задачи необходимо объединить усилия школы и семьи.
Появление ребёнка-инвалида в семье, а в последствии необходимость получения таким ребенком образования, ситуация, которая может оказаться травматичной по своим последствиям из-за неготовности к взаимодействию, разобщённости семьи и школы. Сегодня и здоровый ребёнок в образовательной среде не всегда себя ощущает психологически комфортно, а ребёнку с инвалидностью приходится ещё сложнее. Родители не всегда могут помочь ему вписаться в общество окружающих сверстников. Они не компетентны в вопросах выстраивания развивающе-гармоничных отношений ни с ребёнком, ни с социальными средами, с которыми он взаимодействует.
Перед школой на первый план выходит задача по формированию социально состоятельного человека, способного оптимальным образом интегрироваться в социум и стать счастливым. В нашем образовательном учреждении школьные специалисты всегда готовы помочь семье найти ответы на все вопросы. Семья (родители и другие родственники) может явиться фактором, повышающим результативность психолого-педагогической, специализированной помощи и поддержки развития детей-инвалидов. Но может явиться фактором, снижающим качество этого процесса по причине низкого уровня психолого-педагогической компетентности. При зачислении ребенка в школу, администрацией вместе с социальным педагогом, классным руководителем проводятся беседы, анкетирование с родителями (опекунами), школьный психолог организует тестирование ребенка, в результате чего зачастую обнаруживается, что у близких родственников ребёнка-инвалида наблюдаются хронический стресс, вызванный болезнью ребёнка, обстоятельствами его лечения и проблемами, связанными с этим, озабоченность, высокий уровень тревожности, консервативность мышления, слабость, хрупкость эмоциональных структур, социальная робость, подозрительность, а также, зачастую, завышенные ожидания. Тревога и раздражительность являются основными чувствами родителей детей-инвалидов. И это не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребёнка. Чувства, которые испытывают родители к ребёнку - базис его развития, социально-психологического благополучия и качества жизни. Одно из основных чувств - родительская любовь. Любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья. Ребёнок с дополнительными образовательными потребностями в большей степени, чем здоровый подвержен влиянию семьи, как ближайшего окружения.
Мы рассматриваем родителей, как важнейший ресурс оказания комплексной помощи детям в условиях психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограничениями здоровья. Насколько родители готовы к социальному партнёрству со специалистами, оптимальному выполнению функций родительства - зависит уровень субъектности ребёнка. «Социальное партнёрство - это социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении потребностей партнёров «на равных» с принятием ответственности за результаты во взаимодействии». Несомненно, механизмами реализации социального партнёрства семьи и школы являются: взаимодоверие, обмен информацией и открытость диалога, поиск и расширение зоны успешности ребёнка-инвалида.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Именно от личностей родителей, от их менталитета, социального иммунитета зависит развитие личности ребёнка. С целью установления эффективных контактов с родительской общественностью, осуществления профилактики возникновения деструктивных взаимоотношений в детском коллективе, реализации противоречий между запросами родителей и возможностями образовательной организации, установления полноценного социального партнёрства со специалистами, в школе постоянно проводятся родительские собрания, регулярные встречи, в личных беседах и через школьные чаты доводится вся необходимая родителям информация. Проводится диагностика родительских установок на предмет образования детей, иерархии ценностей в воспитании, детско-родительских отношениях. При возникновении непредвиденной ситуации к ее разрешению немедленно подключаются все школьные специалисты. В целях предотвращения таких проблемных ситуаций, администрацией, узкими специалистами, членами малого педколлектива проводится постоянный анализ по следующим направлениям:
- прогнозирование развития семьи, складывающегося уровня взаимоотношений со специалистами образовательной организации, то есть предвосхищение возникновения психологических барьеров, затруднений;
- проектирование психолого-педагогического сопровождения развития семьи с учётом полученной информации, минимизирующего потенциальные социально-психологические, медико-педагогические проблемы семьи в целом и ребёнка с ограничениями здоровья в частности;
- реализация проекта сопровождения;
- своевременная коррекция по результатам уточняющей и текущей диагностики, конкретных запросов членов семьи, непредвиденных обстоятельств.
Семья и школа - потенциальные союзники в воспитании детей. У большинства родителей есть потребность в общении с учителями. Со стороны нашей образовательной организации семьи детей-инвалидов своевременно получают квалифицированную психолого-педагогическую, социальную поддержку в поиске благоприятного сценария развития ребёнка с ОВЗ. Современная действительность ожидает от родителей высокой степени компетентности с глубоким чувством осознания ответственности за воспитание детей. Необходима систематическая работа с родительской общественностью, направленная на осознание проблем во взаимоотношениях, используя современные знания и технологии, опыт и наследие прошлого.
Многие родители ошибочно концентрируют внимание на физическом и психическом здоровье своего ребёнка. Свои силы и финансовые возможности затрачивают на лечение ребёнка, восстановление этих компонентов здоровья. При этом игнорируется другая существенная сторона жизни и жизнеобеспечения ребёнка - его социальное, духовно-нравственное здоровье, играющие значимую роль при определении качества жизни индивида. В атмосфере гиперопеки, созданных «тепличных условиях» у ребёнка не формируется жизнестойкость, культивируется опасная для его настоящего и будущего выученная беспомощность.
Родители должны помочь ребёнку с ограничениями здоровья стать социально состоятельным, способным оптимальным для себя образом и в данных условиях интегрироваться в социум. Но сегодня этому родителей никто не обучает. Заполнить брешь в этом может социальное партнёрство специалистов образовательных организаций и родителей. Поэтому существенным инструментом, эффективно обеспечивающим формирование у родителей психолого-педагогической компетентности, является целенаправленное взаимодействие с педагогами по прогнозированию, проектированию, реализации процессов развития, воспитания, оздоровления собственного ребёнка.
Практическая реализация данных положений показывают эффективность следующего алгоритма взаимодействия школы с семьёй:
1. Установление доверительного контакта между педагогом и родителем.
2. Оказание адресной психологической помощи и поддержки семье.
3. Обучение родителей прогнозированию развития детей на основе предоставления объективной информации по обучению в школе.
4. Поиск внутренних и внешних ресурсов для преодоления потенциальных препятствий.
5. Обучение родителей диагностике развития ребёнка.
Подводя итог, можем сказать, что родители, в семье которых есть ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ, должны взаимодействовать не только со школьным психологом, социальным педагогом и классным руководителем, они должны взаимодействовать со всеми педагогами и детским коллективом, в котором находится их ребенок. Кроме того, для успешной социализации своего ребенка они должны заниматься самообразованием.
Таким образом, комплексная работа педагогов и родителей создает условия для раскрытия и развития личностного потенциала детей с инвалидностью и положительно влияет на их психологическое состояние и способствует успешной социализации.
Литература.
- Голиков Н.А. Ребёнок-инвалид: обучение, оздоровление, развитие: монография. – Тюмень: Вектор Бук, 2006.
- Голиков Н.А. Социальное партнёрство в школе как фактор повышения качества жизни школьников: проблемы, опыт решения //Образование в современной школе. 2006. №3. С.47 –
- Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11.
- Пособие по способам реализации потенциала особого ребёнка и интеграции его в обществе: Справочник для родителей. М.: Издательство РГСУ, 2010.
- Психология и педагогика социальной работы с семьей. Л.В. Карцева. Учебное пособие для ВУЗов. ИТК «Дашков и К».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы
Педагогический совет.Педмарафон руководителей ОУ, заместителей руководителей ОУ....

Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы
В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все эта...

Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»
Практико-значимая работа«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»...
«Значение партнёрства семьи и школы в становлении личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Статья посвящена особенностям работы с родителями детей с ОВЗ. О трудностях работы, приоритетных направлениях, результатах работы МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" в данном направлении....
«Значение партнёрства семьи и школы в становлении личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Статья посвящена организации обучения детей с ОВЗ....

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...

Социальный проект "Семья и школа"
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжа...