«Ребёнок-инвалид: социальное партнёрство семьи и школы»
статья

Комплексная работа педагогов и родителей создает условия для раскрытия  и развития личностного потенциала детей с инвалидностью и положительно влияет на их психологическое состояние, способствует успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ребёнок-инвалид: социальное партнёрство семьи и школы»

Рассмотрим психолого-педагогические аспекты взаимодействия семьи и школы в обучении, воспитании детей-инвалидов, способы решения проблем личностного развития детей с ОВЗ. Для реализации этой задачи необходимо объединить усилия школы и семьи.

Появление ребёнка-инвалида в семье, а в последствии необходимость получения таким ребенком образования, ситуация, которая может оказаться травматичной по своим последствиям из-за неготовности к взаимодействию, разобщённости семьи и школы. Сегодня и здоровый ребёнок в образовательной среде не всегда себя ощущает психологически комфортно, а ребёнку с инвалидностью приходится ещё сложнее. Родители не всегда могут помочь ему вписаться в общество окружающих сверстников. Они не компетентны в вопросах выстраивания   развивающе-гармоничных отношений ни с ребёнком, ни с социальными средами, с которыми он взаимодействует.

Перед школой на первый план выходит задача по формированию социально состоятельного человека, способного оптимальным образом интегрироваться в социум и стать счастливым. В нашем образовательном учреждении школьные специалисты всегда готовы помочь семье найти ответы на все вопросы. Семья (родители и другие родственники) может явиться фактором, повышающим результативность психолого-педагогической, специализированной помощи и поддержки развития детей-инвалидов. Но может явиться фактором, снижающим качество этого процесса по причине низкого уровня психолого-педагогической компетентности. При зачислении ребенка в школу, администрацией вместе с социальным педагогом, классным руководителем проводятся беседы, анкетирование с родителями (опекунами), школьный психолог организует тестирование ребенка, в результате чего зачастую обнаруживается, что у близких родственников ребёнка-инвалида наблюдаются хронический стресс, вызванный болезнью ребёнка, обстоятельствами его лечения и проблемами, связанными с этим, озабоченность, высокий уровень тревожности, консервативность мышления, слабость, хрупкость эмоциональных структур, социальная робость, подозрительность, а также, зачастую, завышенные ожидания.  Тревога и раздражительность являются основными чувствами родителей детей-инвалидов. И это не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребёнка. Чувства, которые испытывают родители к ребёнку - базис его развития, социально-психологического благополучия и качества жизни.  Одно из основных чувств - родительская любовь. Любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья. Ребёнок с дополнительными образовательными потребностями в большей степени, чем здоровый подвержен влиянию семьи, как ближайшего окружения.

Мы рассматриваем родителей, как важнейший ресурс оказания комплексной помощи детям в условиях психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограничениями здоровья. Насколько родители готовы к социальному партнёрству со специалистами, оптимальному выполнению функций родительства - зависит уровень субъектности ребёнка. «Социальное партнёрство - это социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении потребностей партнёров «на равных» с принятием ответственности за результаты во взаимодействии». Несомненно, механизмами реализации социального партнёрства семьи и школы являются: взаимодоверие, обмен информацией и открытость диалога, поиск и расширение зоны успешности ребёнка-инвалида.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Именно от личностей родителей, от их менталитета, социального иммунитета зависит развитие личности ребёнка. С целью установления эффективных контактов с родительской общественностью, осуществления профилактики возникновения деструктивных взаимоотношений в детском коллективе, реализации противоречий между запросами родителей и возможностями образовательной организации, установления полноценного социального партнёрства со специалистами, в школе постоянно проводятся родительские собрания, регулярные встречи, в личных беседах и  через школьные чаты доводится вся необходимая родителям информация. Проводится диагностика родительских установок на предмет образования детей, иерархии ценностей в воспитании, детско-родительских отношениях. При возникновении непредвиденной ситуации к ее разрешению немедленно подключаются все школьные специалисты. В целях предотвращения таких проблемных ситуаций, администрацией, узкими специалистами, членами малого педколлектива проводится постоянный анализ по следующим направлениям:

  • прогнозирование развития семьи, складывающегося уровня взаимоотношений со специалистами образовательной организации, то есть предвосхищение возникновения психологических барьеров, затруднений;
  • проектирование психолого-педагогического сопровождения развития семьи с учётом полученной информации, минимизирующего потенциальные социально-психологические, медико-педагогические проблемы семьи в целом и ребёнка с ограничениями здоровья в частности;
  • реализация проекта сопровождения;
  • своевременная коррекция по результатам уточняющей и текущей диагностики, конкретных запросов членов семьи, непредвиденных обстоятельств.

Семья и школа -  потенциальные союзники в воспитании детей. У большинства родителей есть потребность в общении с учителями.  Со стороны нашей образовательной организации семьи детей-инвалидов своевременно получают квалифицированную психолого-педагогическую, социальную поддержку в поиске благоприятного сценария развития ребёнка с ОВЗ. Современная действительность ожидает от родителей высокой степени  компетентности с глубоким чувством осознания ответственности за воспитание детей. Необходима систематическая работа с родительской общественностью, направленная на осознание проблем во взаимоотношениях, используя современные знания и технологии, опыт и наследие прошлого.

Многие родители ошибочно концентрируют внимание на физическом и психическом здоровье своего ребёнка. Свои силы и финансовые возможности затрачивают на лечение ребёнка, восстановление этих компонентов здоровья. При этом игнорируется другая существенная сторона жизни и жизнеобеспечения ребёнка - его социальное, духовно-нравственное здоровье, играющие значимую роль при определении качества жизни индивида. В атмосфере гиперопеки, созданных «тепличных условиях» у ребёнка не формируется жизнестойкость, культивируется опасная для его настоящего и будущего выученная беспомощность.    

Родители должны помочь ребёнку с ограничениями здоровья стать социально состоятельным, способным оптимальным для себя образом и в данных условиях интегрироваться в социум. Но сегодня этому родителей никто не обучает. Заполнить брешь в этом может социальное партнёрство специалистов образовательных организаций и родителей.  Поэтому существенным инструментом, эффективно обеспечивающим формирование у родителей психолого-педагогической компетентности, является целенаправленное взаимодействие  с педагогами по прогнозированию, проектированию, реализации процессов развития, воспитания, оздоровления собственного ребёнка.

Практическая реализация данных положений показывают эффективность следующего алгоритма взаимодействия школы с семьёй:

1.  Установление доверительного контакта между педагогом и родителем.

2. Оказание адресной психологической помощи и поддержки семье.

3. Обучение родителей прогнозированию развития детей на основе предоставления объективной информации по обучению в школе.

4. Поиск внутренних и внешних ресурсов для преодоления потенциальных препятствий.

5. Обучение родителей диагностике развития ребёнка.

Подводя итог, можем сказать, что родители, в семье которых есть ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ, должны взаимодействовать не только со школьным психологом, социальным педагогом и классным руководителем, они должны взаимодействовать со всеми педагогами и детским коллективом, в котором находится их ребенок. Кроме того, для успешной социализации своего ребенка они должны заниматься самообразованием.

Таким образом, комплексная работа педагогов и родителей создает условия для раскрытия  и развития личностного потенциала детей с инвалидностью и положительно влияет на их психологическое состояние и способствует успешной социализации.

Литература.

  1. Голиков Н.А. Ребёнок-инвалид: обучение, оздоровление, развитие: монография. – Тюмень: Вектор Бук, 2006.
  2. Голиков Н.А. Социальное партнёрство в школе как фактор повышения качества жизни школьников: проблемы, опыт решения //Образование в современной школе. 2006. №3. С.47 –
  3. Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. - 2001.- №11.
  4. Пособие по способам реализации потенциала особого ребёнка и интеграции его в обществе: Справочник для родителей. М.: Издательство РГСУ, 2010.
  5. Психология и педагогика социальной работы с семьей. Л.В. Карцева. Учебное пособие для ВУЗов. ИТК «Дашков и К».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы

Педагогический совет.Педмарафон руководителей ОУ, заместителей руководителей ОУ....

Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все эта...

Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»

Практико-значимая работа«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»...

«Значение партнёрства семьи и школы в становлении личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Статья посвящена особенностям работы с родителями детей с ОВЗ. О трудностях работы, приоритетных направлениях, результатах работы МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" в данном направлении....

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...

Социальный проект "Семья и школа"

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжа...