Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы
материал по теме

Етоева Татьяна Тимофеевна

Педагогический совет.

Педмарафон руководителей ОУ, заместителей руководителей ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmarafon.rar109.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Аёвская средняя общеобразовательная школа»

Етоева Т.Т., заместитель директора по ВР.

Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы

 в организации толерантного взаимодействия.

Актуальность

       Переход от одних форм социального взаимодействия к другим неукоснительно  ведёт к проблеме осознания и принятия норм социального взаимодействия, которые будут регулировать            поведение и деятельность людей в новых социальных отношениях.

       Очевидно, что во все времена нормы морали, толерантности и этикета остаются основой человеческого взаимодействия. Вместе с тем, изменения социально-политических, социально-экономических отношений повлекли за собой социально-психологические изменения в межличностных отношениях.

      Выше названные противоречия породили проблемы и во взаимоотношениях семьи и школы. Изменились и сами образовательные учреждения и общая ментальная составляющая семьи. Произошла резкая дифференциация семей по экономическому критерию, по социальному статусу, по предъявляемым требованиям к образовательному учреждению. Традиционно характер взаимодействия семьи и школы описывался как консультирующе - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. Сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился: это и вопросы успеваемости и воспитания детей, вопросы профессионального определения и профильной подготовки, вопросы помощи школе и вопросы управления школой через государственно-общественную структуру.

       Таким образом, налицо ряд противоречий, требующих решения:

 - между новыми требованиями семьи с учётом их дифференциации к образовательному учреждению и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов;

- между проблемой в воспитании коммуникативной, толерантной, самостоятельной личности школьника и её успешной социализации и недостаточной интеграцией семьи и школы;

- между потребностью в укреплении и развитии института семьи и слабым технологическим и теоретическим потенциалом образовательного учреждения.

    Необходимость заявленных противоречий обусловила выбор темы педагогического проекта.

    Проблема исследования состоит в поиске механизмов, форм, средств, содержания организации взаимодействия семьи и школы для совместного воспитания толерантной, самостоятельной, активной личности ребёнка, организации толерантного взаимодействия на основе партнёрских взаимоотношений.

     Цель исследовательского проекта: выявить и обосновать организационно-педагогические условия социально-педагогического партнёрства семьи и школы в развитии толерантного взаимодействия.

     Объект: социально-педагогическое партнёрство семьи и школы.

     Предмет: толерантное взаимодействие родителей и педагогов на основе социально-педагогического партнёрства семьи и школы.

     Гипотеза исследовательского проекта: организация толерантного взаимодействия родителей и педагогов возможна, если оно будет строиться на основе социально-педагогического партнёрства, а именно:

- будут изменены целевые установки деятельности школы с семьёй, как с социальным партнёром;

- возобновится организация социально-педагогического просвещения семей;

- педагоги школы реализуют в работе с семьёй форму социально-педагогического партнёрства, то есть семья как равный партнёр в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач;

- совместная деятельность родителей, детей и учителей организована на основе событийности.

Задачи

Осуществить анализ проблемы социально-педагогического партнёрства в теории и практики педагогики.

Изучить социальный портрет семей и характер микросоциума образовательного учреждения.

Выявить организационно-педагогические условия социально-педагогического партнёрства с учётом специфики проблем семьи и школы.

Осуществить апробацию предлагаемых условий и проверить их эффективность.

Методологическим основанием исследования являются:

- интегративный, социокультурный, личностно-деятельностный подходы к реализации замысла исследования;

- теории, концепции, идеи, взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему социального взаимодействия, развитие толерантных отношений.

   Возрастание ценности образования в жизни общества, в сознании отдельного человека, резко повышает требования к школе как образовательному учреждению со стороны родителей, поэтому взаимодействие с ними – это существенный признак новой образовательной ситуации.

   Всё это требует от стратегии социально-педагогического партнёрства и взаимодействия с родителями не формального, а реального понимания их роли как субъектов образовательного процесса, могущих активно влиять на образовательные цели, на содержание образования, на технологии обучения, на образовательно-воспитательную среду школы, что позволит им строить взаимодействие на толерантной основе и воспитывать толерантность у детей. Определяя стратегию партнёрства с семьями учащихся важно сформировать исходные идеи, ключевые позиции в этом направлении деятельности школы.

    Мы попытались составить рейтинг проблем по их особой значимости для школы.

Необходимо хорошо осознавать миссию современной школы, которая заключается не только в том, чтобы давать детям образование, но и в том, чтобы осуществлять культуротворческое предназначение, активно влиять на самообразование своих учащихся, воспитывать мотивацию постоянного пополнения знаний уже после окончания школы, воспитывать толерантность как личностное качество.

Справедливо утверждение, что современное школьное образование перестало быть монопольным и самодостаточным. Чтобы давать полноценное образование своим учащимся, школа должна понимать, что сегодня она не является единственным источником знаний.

Возможность современных родителей и детей выбирать образовательные учреждения определяет в качестве одной из ключевых позиций в стратегии сотрудничества формирование имиджа школы, её авторитета в среде родителей и учащихся.

Система социально-педагогического партнёрства и взаимодействия имеет многоцелевой характер:

. побуждает коллектив к самосовершенствованию с учётом мнения родителей о качестве образовательного процесса;

.стимулирует у педагогов школы заботу об авторитете образовательного учреждения среди других школ;

.формирует критическое мышление коллектива по отношению к образовательной программе, к образовательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совершенствованию, к сравнению достижений учащихся своей школы с достижениями учащихся других ОУ.

В стратегии социально-педагогического партнёрства необходимо предусмотреть такие проблемы, которые в настоящее время являются актуальными для отдельных групп школьников. Их актуализация в современной работе с родителями должна происходить не с вступлением детей в «опасный» возраст, а иметь опережающий характер, необходимо морально и педагогически готовить родителей к появлению новых проблем с детьми, воспитывать в совместной деятельности с родителями «понимающее» отношение к детям и их проблемам.

     Социально-педагогическое партнёрство должно быть выстроено на системе педагогических идей, которые являются ключевыми для данной школы и актуальными для  районной современной  социокультурной и образовательной ситуации.

      Ключевой идеей развития данной школы является идея формирования толерантного взаимодействия на всех его уровнях: «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-руководитель», «родитель-ученик». Реализация данной идеи возможна при организации социально-педагогического партнёрства школы и семьи, когда оба субъекта, являясь равноправными, ориентированы на общий результат – развитие толерантной личности.

     Проект социально-педагогического партнёрства и взаимодействия школы с родителями, дополняется конкретными проектами социального педагога, психолога, классных руководителей, проектами отдельных учителей, что позволяет составить развёрнутую программу взаимодействия в «творении толерантного человека» и организации событийной деятельности.

Условия социально-педагогического партнёрства и взаимодействия

семьи и школы

- привлечение родителей к жизни школы, их просвещение; согласованность в подходе к ребёнку; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка, справедливое решение конфликтов – всё это одно из важнейших условий авторитета школы среди родителей.

- на взаимодействие родителей и школы чрезвычайно сильно влияет авторитет педагогического коллектива и отдельных учителей, что определяет репутацию школы в своём посёлке, селе, районе. Это обусловлено качеством образования, которое получают ученики в школе, достижениями учеников за пределами школы (конкурсы, олимпиады, соревнования, смотры); отношением бывших выпускников к школе, их желанием приходить в школу и встречаться со своими учителями и учащимися; отношение между д/с, который «поставляет» будущих учеников, и школой, между родителями будущих первоклассников и их педагогами.

- репутация школы определяется также уже сложившимся опытом общения и взаимодействия со школой. Формальные и неинтересные классные и школьные родительские собрания, вызовы родителей в школу с целью не столько объединить усилия, а отчитать родителей, пригрозить им – всё это имеет серьёзные последствия (этот опыт передаётся от одних родителей к другим, «отбивая» желание бывать в школе).

- почти в каждой школе возникают конфликты с родителями, и от того, как они разрешаются педагогами, зависит авторитет школы. Конструктивное разрешение конфликтов обусловлено толерантной установкой взаимодействия субъектов образовательного пространства. При разрешении конфликтных ситуаций важно прийти к согласованию, а не к их углублению.

- даже обычная работа (заполнение документов, записи в дневнике, приглашение на собрание или другое общешкольное дело) влияет на авторитет и репутацию школы, и в определении стратегии взаимодействия с родителями эта сторона деятельности школы должна быть учтена. Задачи, стратегия и тактика развития и функционирования, результаты деятельности школы должны быть открыты для родительской общественности.

- немалое значение имеет внешний вид помещений, куда мы приглашаем родителей. Внешнее состояние школьных помещений – это образовательная среда школы, и её состояние может вызывать активное неприятие школы или, напротив, желание бывать в ней и делать её ещё лучше.  

Основные направления реализации проекта социально-педагогического

партнёрства родителей и педагогов

Реализация проекта осуществляется по нескольким направлениям:

Изучение типа семей, особенностей семей и социальной среды. Изучение проблем семей, мониторинг, выбор средств социально-педагогической помощи, сопровождения, поддержки.

При организации социально-педагогического партнёрства образовательное учреждение учитывает типологию семей, запросы родителей на образовательные услуги, возможности, а также проблемы семейного воспитания. Изучение типов семей, их проблемы, специфики способствуют дальнейшему определению стратегии социально-педагогического партнёрства, определению типа взаимодействия, оказанию помощи или поддержки. Данное направление обусловлено также спецификой муниципального образования, микрорайона школы.

Социальный паспорт школы

По социальному составу родители:

- служащие 36 (29 %)

- индивидуальные предприниматели 1 %

- рабочие 28 (22 %)

- представители сферы обслуживания 17 (14 %)

- безработные 37 (30 %)

- пенсионеры 5 (4 %)

По уровню образования

- высшее 32 (26 %)

- среднее специальное и общее среднее – 92 (74 %)

Схема процесса социально-педагогического партнёрства и толерантного

взаимодействия

         

                

        

        

Типы семей (всего 124)

Полных семей – 85 (68, 5 %)

Неполных семей – 39 (31, 5 %)

Семьи опекунов и приемные семьи – 19 (15,3 %)

Многодетные семьи – 21 (16,9 %)

Неблагополучные семьи – 21 (16,9 %)

Семьи «риска» - 52 (36,5 %)

Малообеспеченные семьи – 58 (46,8 %)

Организация социально-педагогического партнёрства

    В современных условиях, когда реализуется принцип общественно-гражданского управления, и, учитывая превалирующее значение семьи в становлении, воспитании и социализации личности, отношения семьи и педагогов должны отвечать концепции «открытой» школы.

    Социально-педагогическое партнёрство в системе «семья – образовательное учреждение» - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие, объединённое общими целевыми установками и направленное на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребёнка. Такой тип партнёров превращает субъектов в добровольных партнёров, объединённых общей целью, ориентированных на взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимосодействие на основе корпоративной культуры, толерантных отношений. Такое партнёрство позволяет выстраивать «поле совместного бытия», то есть вместе быть, действовать, переживать, жить.

Информирование семей о современных функциях, о теории воспитания и защиты.

Мы должны активно вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в управление школой, повышать психолого-педагогические знания.

4.Организация совместной событийной деятельности.

Это основное условие социально-педагогического партнёрства. Здесь целесообразно использовать различные направления совместной деятельности:

- образовательно-просветительская;

- художественно-эстетическая;

- хозяйственно-трудовая;

- организационная;

- досуговая;

- профориентационная;

- спортивная.

5. Азбука взаимодействия

Организация родительских собраний, конференций, индивидуальных встреч, круглых столов, телефонной линии, концертов, праздников, совместных проектов и т. д.

Структура управления проекта социально-педагогического партнёрства семьи и школы.

Центр взаимо-                                 Совет школы                               Директор школы

действия        

                                                                                                                 Зам. по учебной

        работе

Социальный                                  Педагогический совет        Зам. по воспитательной

педагог                                            школы        работе

        Научно-методический

Школьный психолог           совет школы        Родительский комитет

Родительская        Ученическое самоуправление

конференция

        Учителя                                                                     Учащиеся

                                             Внешнее социокультурное

                                               пространство

Предполагаемые результаты организации социально-педагогического

партнёрства семьи и школы

- создание внутришкольных структур управления (органов самоуправления, Совета школы, комитетов и т.д.);

- создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве, режиме социально-педагогического партнёрства;

- повышение уровня социальной защищённости всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворённости (характер взаимоотношений, качество образования) и уровня компетентности (педагогическая – для родителей, методическая – для учителей, образовательная – для школьников);

- повышение активности, ориентации на партнёрство;

- формирование единого ценностно – смыслового, событийного пространства взрослых и детей;

- структурное и содержательное упорядочен работы, укрепление системы взаимодействия учителей и родителей;

- получение представлений о наличном состоянии дел, детальное планирование общей и индивидуальной работы на год и на ближайшую перспективу.


Этапы реализации проекта.

Содержание работы

Предполагаемые результаты

Подготовительно-организационный этап (2006 – 2007г.)

Изучение литературы, нормативных, инструктивно-методических документов, изучение опыта по теме. Подготовка диагностического инструментария. Изучение условий организации социально-педагогического партнерства семьи и школы. Анализ эффективности, сложившейся в школе системы взаимодействия с родителями, выявление проблем, обоснование актуальности; определение приоритетных направлений в организации социально-педагогического партнерства, определение совместно с родителями наиболее рациональной и эффективной системы организации различных форм взаимодействия.

Обоснованная теоретическая база педагогического исследования. Пакет инструктивных и нормативных документов; материалы изучения опыта по проблеме; экспертные заключения об условиях для эксперимента; пакет тестов, анкет, методик диагностирования по проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Диагностико-констатирующий этап (2007 – 2008г.)

Разрабатываются диагностические методики для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью в школе; обсуждение на педагогических советах проблем, связанных с обновлением системы взаимодействия родителей и школы; разработка целевых программ по реализации целевых ориентиров на организацию социально-педагогического партнерства; подготовка проекта плана взаимодействия с родителями; Проведение проблемно-ориентированного анализа школе. Отбор идей для реализации проекта. Определение сущности и специфики основных понятий по теме проекта. Разработка проекта «Социально-педагогическое партнерство семьи и школы в организации толерантного взаимодействия». Диагностирование уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения, уровня конфликтности и стиля взаимоотношений участников образовательного процесса, уровня коммуникативной компетентности педагогов школы, уровня тревожности, самооценки учащихся, степени удовлетворенности взаимно.

Повышение уровня удовлетворенности уровня учителей и родителей взаимодействием, повышение образовательного потенциала школы. Аналитические материалы по результатам исследования; материалы диагностик (диаграммы, графики, текстовые отчеты); описание условий социально-педагогического партнерства; рост заинтересованности родителей и педагогов в партнерской деятельности.

Деятельностный (2009 – 2010г.)

Создание структуры управления взаимодействия семьи и школы. Установление внешних связей школы. Организация различных видов деятельности с родителями. Внедрение в образовательный процесс коммуникативных, толерантных, конструктивных, диалоговых, партнерских технологий, развитие событийной деятельности. Проведение тренингов для учителей и родителей. Расширение и укрепление связей и отношения с учреждениями культуры села; совершенствование системы ученического самоуправления; развитие сотрудничества, сотворчества субъектов образовательного процесса.

Структура управления развитием школы; план мероприятий, организующий партнерство; повышение степени удовлетворенности субъектов образовательного процесса совместной деятельность; улучшение морально-психологического климата в школьном социуме.

Критерии результативности проекта

критерии

показатели

1. Толерантность взаимодействия:

1. 1. Когнитивный компонент толерантного взаимодействия;

1. 2. Конативный компонент толерантного взаимодействия

Сформированность толерантного сознания и поведения, контактность, отзывчивость, терпимость, лояльность во взаимодействии.

Знание признаков коммуникативной личности, причин возникновение конфликтов, способов выхода из конфликтных ситуаций.

Способность самостоятельно конструктивно разрешать конфликт, помогать в этом другим. Умение вести диалог, дискуссию; адаптироваться в социуме; корректировать свое поведение на основе рефлексии

2. Мотивационная готовность педагогов и родителей к социально-педагогическому  партнерству

Готовность родителей к социально-педагогическому партнерству. Готовность учителей к социально-педагогическому партнерству. Сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу; Сформированность понимания сильных т слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

3. Вовлеченность семей в совместную событийную деятельность.

Количество семей, вовлеченных в процесс жизнедеятельности школы, в общественную экспертизу качества образования, проведение мероприятий и организацию внеурочной деятельности. Инициативность родителей в проведении различных дел в школе, в решении общих проблем.

4. Уровень педагогической компетентности родителей

Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

5. Взаимоотношения родителей со школой

Участие членов семьи в жизни школы. Характер взаимодействия с администрацией, педагогами, классным руководителем

Результаты реализации проекта

Критерии и показатели

Констатирующий этап эксперимента

Промежуточные результаты

1. Толерантность взаимодействия:

1. 1. Когнитивный компонент толерантного взаимодействия;

1. 2. Конативный компонент толерантного взаимодействия

72% родителей демонстрируют уровень толерантного взаимодействия ниже среднего

28% - средний

65% - средний

32% - выше среднего

3% - высокий

2. Мотивационная готовность педагогов и родителей к социально-педагогическому  партнерству

64% учителей готовы к партнерству с родителями.

46% родителей готовы к партнерству с учителями.

86% учителей готовы к партнерству с родителями.

52% родителей готовы к партнерству с учителями.

3. Вовлеченность семей в совместную событийную деятельность.

13% семей систематически принимают активное участие в жизни класса и школы

31% семей систематически принимают активное участие в жизни класса и школы

4. Уровень педагогической компетентности родителей

Большинство (около 90%) родителей имеют критический уровень педагогической компетентности

Незначительный рост компетентности за экспериментальный период (около 14% вышли на доступный уровень)

5. Взаимоотношения родителей со школой

Уровень удовлетворенности взаимодействием, оказанием образовательных услуг школы большинство родителей демонстрируют как достаточный (75%)

Очевидный рост показателей за период эксперимента (88%)

Социально-педагогичес

кое партнёрство

Толерантное взаимодейст

вие

Семья

Школа

информация

деятельность

общение

Цели

Программа

План

Организ.

формы

З

А

Д

А

Ч

И

содержание

методы

средства

формы

условия

Активная

событийная

деятельность

-мотивация

-цели

-умения

-события

-рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Социально-педагогический проект "Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Бессмертный полк"

Социально-педагогический проект, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность.  Цели. Задачи. Ожидаемые результаты. Риски. Реализация. Перспектива проекта....

Методическая разработка родительского собрания на тему " Социально - педагогические основы взаимодействия семьи и школы".

Данное родительское собрание разработано и проводится с целью педагогического просвещения родителей как оказание им помощи в создании  благоприятной образовательной среды в семье. Формирование ак...

«Значение партнёрства семьи и школы в становлении личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Статья посвящена особенностям работы с родителями детей с ОВЗ. О трудностях работы, приоритетных направлениях, результатах работы МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" в данном направлении....

Технология социально-педагогической работы с семьей

Методический материал содержит описание технологий социально-педагогической работы и их использование в практической деятельности. Специалистам в обсласти воспитания детей даются рекомендации и освеща...