Деловая игра «Слагаемые успеха педагога дополнительного образования»
учебно-методический материал

Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна

Цель игры:  моделирование различных ситуаций, рассматривание ключевых профессиональных и личностных качеств педагога дополнительного образования. 

Задачи:

  • рассмотреть в ходе деловой игры ключевые профессиональные и личностные качества педагога дополнительного образования;
  • сформировать представления педагогов о профессионально - значимых качествах через моделирование и командное взаимодействие.
  • создание условий для взаимодействия и обмена опытом между участниками деловой игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

Деловая игра
«Слагаемые успеха педагога дополнительного образования»

 

педагог дополнительного образования

                                                                  Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна

Цель игры:  моделирование различных ситуаций, рассматривание ключевых профессиональных и личностных качеств педагога дополнительного образования. 

Задачи:

  • рассмотреть в ходе деловой игры ключевые профессиональные и личностные качества педагога дополнительного образования;
  • сформировать представления педагогов о профессионально - значимых качествах через моделирование и командное взаимодействие.
  • создание условий для взаимодействия и обмена опытом между участниками деловой игры.

Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь!

Восточная мудрость

Ход игры

  1. Вводная часть:

        Педагог приветствует участников.

  1. Основная часть:

        Педагог: Человек становится профессионалом в какой-либо сфере деятельности не сразу, а проходит на пути своего профессионального становления множество этапов. Содержание этих этапов, их характер и динамика движения зависит от внешних, объективных обстоятельств и условий жизни человека, но и от силы его воли, желания, целеустремленности, способностей, накопленного опыта. Более того траектория профессионального пути человека может складываться из поворотов, кризисного топтания на одном месте, возвращения назад и резкого подъема.

        Итак, вначале попробуем разобраться в себе и своем профессиональном выборе, оценим свои знания о педагогической деятельности вообще и в частности о функциях ПДО.

     Педагог: Мудро сказал когда-то Сократ: “Заговори, чтобы я тебя увидел”.

Педагог походит к педагогам и задает вопросы.

1. Ответьте на вопросы и постарайтесь разобраться в своих чувствах.        

  1. Вспомните, когда вы решили стать педагогом дополнительного образования?
  2. Что вас натолкнуло на такой выбор?
  3. Чего вы надеетесь достичь?
  4. Чему вы научились?
  5. Если бы можно было начать сначала, что бы вы изменили в своей карьере?
  6. Что нужно предпринять, чтобы «двигаться вперед», открывать для своего профессионального самоопределения перспективы?

        Педагог: Известный психолог А.Н. Леонтьев писал: «…Когда я характеризую деятельность, я тем самым перехожу к существенным особенностям личности».

  1. Какими личностными особенностями должен обладать педагог дополнительного образования?
  2. Назовите профессионально значимые качества личности педагога дополнительного образования.
  3. В чем выражается Ваша любовь к детям?
  4. Чего Вам не хватает, чтобы считаться идеальным педагогом?

Педагог: Нам необходимо разделиться на команды. Я вызываю сюда на сцену двух педагогов…. А сейчас эти педагоги должны ответить на вопросы:

  1. Какого педагога Вы считаете успешным? Вызывайте его к себе.
  2. Кого Вы считаете “родственной душой”? (педагог подходит)
  3. Есть ли здесь человек, который отличается от других своими способностями?
  4. С кем вы готовы поделиться своими тайными мыслями?
  5. Кого вы считаете идеальным педагогом?

Таким образом, педагоги разбились на две команды, которые занимают места за столиками.

Педагог: Взаимоотношения между людьми – одна из сложных и интереснейших проблем нашего времени, значимая в любой сфере деятельности человека.

        Поэтому столь важно в организационный период деятельности любого творческого объединения познакомить детей со сверстниками, помочь установить контакт с педагогом, создать доброжелательную, эмоционально - комфортную атмосферу сотрудничества и взаимной заинтересованности друг в друге.

        Выполнить эту задачу педагогу помогают игры, апробированные в педагогической практике.

2.Проведение игр педагогами (по группам).

        Педагог: Колоссальную роль в человеческом общении и получении информации играет речь. Язык – это данное природой знаковое средство единения Человека с Социумом. Однако вербальные способы передачи информации (рассказ, беседа, диалог и т.п.) не являются единственными. Их успешно дополняют невербальные, бессловесные способы общения (мимика, жесты, позы и т.п.). Продемонстрировать ваше умение взаимодействовать друг с другом без помощи речи вы сможете при выполнении следующего задания.

    Вам предложены 10 листов цветного картона размером 6х10 см (цвет картона для каждой группы свой), по одной ленте скотча, ножницы. Совместными усилиями вам предстоит за 5 минут спроектировать и построить оригинальное архитектурное сооружение, основой которого является только картон и скотч. Напоминаю ещё один очень важный момент – при работе нельзя разговаривать друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Цель данной методики – расширить и углубить знания самой личности об уровне и характере своих коммуникативных способностей, выявить свои сильные и слабые стороны.

        Педагог: Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства. В ходе нашего следующего задания мы с вами выясним, насколько вы усвоили понятия, так часто употребляемые в современной педагогической практике.

Перед вами карточка - таблица, содержащая 2 столбца. В правом из них – произвольный перечень 10 терминов, часто используемых в специальной литературе. В левом столбце – определения этих терминов, также расположенные в произвольном порядке. Ваша задача – определить, какому термину соответствует данное определение, соединив их одной линией между собой. На выполнение задания - 3 минуты.

Решение теста «Педагогические термины». (Приложение 1 «Педагогические термины»)

Педагог: Каждый человек неповторим и уникален по-своему: один – прекрасно плетет из бисера, другой – мастер резьбы по дереву, третий – вышивает, четвертый – рисует, пятый – сочинит непревзойденный сценарий, шестой – найдет оптимальный вариант выхода из сложной жизненной ситуации. Этот список можно продолжать и продолжать. Поэтому поиграем в игру «Ладошки», цель которой осознание самоценности и уникальности.

        Каждый получает листок бумаги.

Педагог: Обведите свою ладошку, в центре напишите своё имя, а в каждом пальчике по одному хорошему качеству, которое в вас есть. Посмотрите внимательно на свою ладошку.

       Да, вы Единственный, Уникальный и Неповторимый!

Педагог: Каждый день перед сном берите свою ладошку, смотрите на неё, читайте всё, что написано в пальчиках и говорите себе: « Да, я такой! Единственный, Уникальный и Неповторимый!»

Педагог: Педагогу дополнительного образования как никому необходимо искусство владения словом – он оратор, чтец, актер, но иногда необходимо объяснить так, чтобы даже самые маленькие вас поняли. Предлагаю вам проявить свое умение и нарисовать пословицу так, чтобы её смогла понять команда соперников. А каждая команда получает свой конверт.

Варианты:

1.Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Педагог: Современная образовательная ситуация требует от педагогов - практиков постоянного совершенствования своих знаний и умений.

Зачитывается 25 слов  –  слон, качели, верблюд, зонт, тетрадь, домино, птица, пальто, стакан, телефон, цветок, человек, дерево, мячик, яблоко, сумка, роза, апельсин, пирамидка, чай, кукла, ваза, воробей, шапка, медведь.
Каждая команда должна записать все слова, которые удалось запомнить. Слова записывать можно в любом порядке.

Побеждает та команда, которая назовет большее количество слов.

3. Речь на тему «Высказывание великого человека».

Педагог: В Учреждение Дополнительного Образования ребенок приходит добровольно и остается до тех пор, пока ему интересно заниматься избранным делом. Нередко ребенок теряет интерес к занятиям. В этой ситуации важно вовлечь ребенка в интересное для него сотрудничество, а в этом огромную роль играет личность педагога.

        Известный американский психолог Абрахам Маслоу назвал характерными для творческой личности следующие качества:

  1. Стремление к самореализации 
  2. Поглощенность делом как призванием. 
  3. Аутентичность личности. 
  4. Независимость в суждениях. 
  5. Уверенность в своих силах. 
  6. Инициативность и гибкость. 
  7. Критичность и высокая степень рефлексии.
  8. Детская восприимчивость по отношению к новому. 

Педагог: Предлагаю вам поиграть в игру «Гусеница». Игра учит доверию. В единой цепи при помощи рук вы все можете пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия. Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции. Но успех продвижения всех зависит от умения каждого играющего скоординировать усилия с действиями остальных участников.

Проводится игра «Гусеница»:

- Руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего;

- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;

- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается;

- первый в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

4.Заключительная часть:

Педагог: А сейчас предлагаю вам пройти  ТЕСТ: «Геометрические фигуры»

     Перед Вами   геометрические фигуры:

1. прямоугольник        

2. круг        

3.квадрат

4.треугольник        

5.зигзаг

  Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самого  себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: "Вот это точно я". Выбранная фигура и олицетворяет Вас. А теперь я прочитаю, о чем говорит Ваш выбор.

Итак, начинаем: поднимите руку, кто выбрал:

КВАДРАТ:

Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы,— вот чем знамениты истинные Квадраты.

Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.

Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.

Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

ПРЯМОУГОЛЬНИК:

Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.

Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения.

Поэтому ведущие качества прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес  ко всему происходящему и смелость.

Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

                       КРУГ:

Самая доброжелательная из пяти фигур.

Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.

Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.

Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.

Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

ТРЕУГОЛЬНИК:

Эта форма символизирует лидерство.

Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели.

Треугольники —  энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.

Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.

Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

                         ЗИГЗАГ:

Фигура, символизирующая творчество.

Комбинирование  абсолютно  различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам.

Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом.

Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.

Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру!         

Педагог: Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Спасибо за внимание! Всего вам доброго!

Список литературы

  1. Деловая игра как средство формирования компетенций [Электронный ресурс] /  informio.ru - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id744/Delovaja-igra-kak-sredstvo-formirovanija-professionalnyh-kompetencii, свободный.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  4. Профессионализм педагога дополнительного образования [Электронный  ресурс] / Образовательный портал  Prodlenka – Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/1838.htmlсвободный.
  5. Формирование профессиональных компетенций средствами деловых игр [Электронный  ресурс] / http://www.informio.ru/publications/id744/Delovaja-igra-kak-sredstvo-formirovanija. 

                                                                                                         Приложение 1

Тест «Педагогические термины»

1

Усвоение учащимися под руководством педагога систематизированных знаний, умений и навыков, а также способов познавательно - творческой деятельности.

Мониторинг

2

Процедура распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Процесс обучения

3

Особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное определение конкретной недостаточности ученика, не являющейся следствием пониженных общих способностей.

Методы

4

Длительное, систематическое наблюдение за состоянием среды и управление ею на основании полученных данных, своевременное информирование людей о происходящих изменениях, прогнозирование развития.

Самореализация

5

Разнообразные способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение конкретных задач обучения.

Развивающее обучение

6

Ориентация преподавания не только на формирование некоторых знаний, умений и навыков, а на раскрытие детям личностного смысла самого учения, на формирование личности в целом.

Тестирование

7

Воплощение человеком в жизнь своих потенциальных возможностей с помощью собственных усилий.

Рефлексия

8

Процесс самопознания субъектом самого себя, своих внутренних психических состояний, личностных особенностей и представлений.

Диагностика

9

Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения того или иного вида деятельности.

Способности

10

Метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу знаний.

Коррекционное обучение

Ответы: 

  1. Процесс обучения
  2. Диагностика
  3. Коррекционное обучение
  4. Мониторинг
  5. Методы
  6. Развивающее обучение
  7. Самореализация
  8. Рефлексия
  9. Способности
  10. Тестирование

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слагаемые компетентности педагога дополнительного образования. Компетентностно-ориентированный подход к развитию вокально-хоровых навыков

Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо; веское, авторитетное мнение.     Компетенция – принадлежность по праву.а)  Круг полномочий, представленных...

Деловая игра "Слагаемые успеха педагога дополнительного образования"

Методическая помощь педагогам дополнительного образования осуществляется через организацию разнообразных форм, в том числе и активных, к которым относятся деловые игры. Деловая игра "Слагаемые успеха ...

Деловая игра "Слагаемые успеха педагога дополнительного образования"

Цель игры - содействие развитию профессиональной педагогической культуры педагогов дополнительного образования...

Деловая игра для педагогов дополнительного образования "Педагогические приемы создания ситуации успеха на занятиях объединений как реализация принципа опоры на положительное в человеке"

Цель - содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях, как одного из условий реализации принципа опоры на положител...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРТОКИ ОКСАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Конкурс "Сердце отдаю детям" ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   УСПЕХА» ПЕДАГОГА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ...

Деловая игра«Инновационные технологии в дополнительном образовании»

Для того чтобы настроиться на темп деловой игры посмотрите видео клип, где центральное место занимают дети. Почему именно о детях, а тема нашей деловой игры совершенно иная. Потому, что в своей педаго...