Доклад на РМО воспитателей «Роль сказкотерапии в воспитании у детей нравственной культуры»
статья (6 класс)
Я хочу остановиться на таком методе коррекционной и профилактической работы с детьми, как сказкотерапия. Один из самых интересных, т.к. все мы в детстве любили сказки, и не прочь бы вернутся опять в счастливое время.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на МО воспитателей интерната
(муниципальная сетевая платформа)
По теме:
«Роль сказкотерапии в воспитании у
детей нравственной культуры»
Доклад подготовила:
Сязи Оксана Никоноровна,
воспитатель МОУ Школа с. Катравож
В настоящее время проблема развития и укрепления психического здоровья детей становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Я хочу остановиться на таком методе коррекционной и профилактической работы с детьми, как сказкотерапия. Один из самых интересных, т.к. все мы в детстве любили сказки, и не прочь бы вернутся опять в счастливое время.
Привлекательность этого метода заключается в том, что Сказка позволяет бережно воздействовать на психику ребенка.
Данный метод уникален тем, что у него нет возрастных границ, адресован не только детям дошкольного возраста. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня и т.д. Особенно успешно можно применять метод сказкотерапии в подростковом возрасте.
Для подросткового возраста свойственно неустойчивое проявление свойств психики: целеустремленность и навязчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, высокая самоуверенность и решительность в суждениях сменяются слабой ранимостью и неуверенностью в себе.
Современные дети по-другому «истолковывают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и навязчивы», «очень подвижные и гиперактивные». Современные подростки, слушая сказки, проходят тот самый путь познания окружающего, мира и приобретения опыта, что и сказочный герой.
На практике я знакомила детей с новым форматом презентаций - Печа-куча. Простейшая технология публичных выступлений. Из предложенных тем ребята выбрали тему «Сказки», думая, что самая легкая.
Каков смысл сказок, задумывается далеко не каждый. Смысл в том, чтобы научить человека с раннего возраста отличать хорошее от плохого. Что можно назвать злом и чему не должно быть места в нашей жизни.
Чтобы найти смысл сказок, дети начинали перечитывать, чтобы можно было проанализировать текст. И к чему же пришли после проделанной работы?
Во всех прочитанных сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.
Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым.
Сказка «Зимовье» учит дружить. Глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж», а жадность осуждается в сказке «Два жадных медвежонка». Трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка – Хаврошечка», «Морозко»). Сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.
Обратимся к сказке про репку. Прежде всего мы узнали из некоторых источников, что в этом сюжете было больше персонажей: присутствовали еще и отец с матерью. Предположительно, они пропали, потому что мир стал восприниматься по семеричной системе, хотя ранее базовым числом для славян была девятка. Скрытый смысл сказки – продемонстрировать ребенку отношения между поколениями. Сказание про репку позволяет понять, как взаимодействуют между собой жизненные формы, время и варианты существования. Каждый из участников – это нагруженный смыслом образ. Дед символизирует мудрость столетий, а его жена – хозяйственность и домашние обряды. Отец – символ защиты, а его жена – любви. Девочка показывает важность и неотъемлемость детей в жизни человека, а собачка – символ достатка, поскольку заводят ее лишь в случае, если есть, что охранять. Кошка отражает хорошую внутреннюю обстановку и гармонию, а мышь – семейное благосостояние. Как известно, с древних пор говорят, что мыши не водятся там, где нечего кушать.
С другой стороны сказание про репку не менее интересно и символично. В старые времена это растение ассоциировали с луной, а сам сказ повествовал о передвижении небесного тела и его трансформациях в течение лунного месяца. Все герои помогают вытянуть репку из земли, а продвигается она медленно и понемногу – совсем как небесное тело. Можно смело сказать, что рассказ про репку – это астрологическая сказка со смыслом. Она была придумана в давние времена, чтобы было проще объяснить ребенку, почему и как движется Луна по небосводу.
На этом примере я показала, что с помощью сказкотерапии можно расширить мировосприятие подростка и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Катравож 2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"
Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!"
Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!" была подготовлена мною для семинара-совещания директоров ОУ П...
Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.
Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед "Родите...

Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма и национальные традиции укрепляют любовь к Родине, вызывают чувс...
Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности».
Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности»....

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника».
Консультация для воспитателей от музального руководителя.Музыка и духовное начало в воспитании дошкольников....

Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка»
Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственн...
