Доклад на РМО воспитателей «Роль сказкотерапии в воспитании у детей нравственной культуры»
статья (6 класс)

Сязи Оксана Никоноровна

Я хочу остановиться на таком методе коррекционной и профилактической работы с детьми, как сказкотерапия. Один из самых интересных, т.к. все мы в детстве любили сказки, и не прочь бы вернутся опять в счастливое время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo_vospitateley.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО воспитателей интерната

(муниципальная сетевая платформа)

По теме:

«Роль сказкотерапии в воспитании у

детей нравственной культуры»

Доклад подготовила:

Сязи Оксана Никоноровна,

воспитатель МОУ Школа с. Катравож

 В настоящее время проблема развития и укрепления психического здоровья детей становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Я хочу остановиться на таком методе коррекционной и профилактической работы с детьми, как сказкотерапия. Один из самых интересных, т.к. все мы в детстве любили сказки, и не прочь бы вернутся опять в счастливое время.

Привлекательность этого метода заключается в том, что Сказка позволяет бережно воздействовать на психику ребенка.

 Данный метод уникален тем, что у него нет возрастных границ, адресован не только детям дошкольного возраста. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня и т.д.  Особенно успешно можно применять метод сказкотерапии в подростковом возрасте.

Для подросткового возраста свойственно неустойчивое проявление свойств психики: целеустремленность и навязчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, высокая самоуверенность и решительность в суждениях сменяются слабой ранимостью и неуверенностью в себе.

Современные дети по-другому «истолковывают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и навязчивы», «очень подвижные и гиперактивные». Современные подростки, слушая сказки, проходят тот самый путь познания окружающего, мира и приобретения опыта, что и сказочный герой. 

На практике я знакомила детей с новым форматом презентаций - Печа-куча. Простейшая технология публичных выступлений. Из предложенных тем ребята выбрали тему «Сказки», думая, что самая легкая.

Каков смысл сказок, задумывается далеко не каждый. Смысл в том, чтобы научить человека с раннего возраста отличать хорошее от плохого.  Что можно назвать злом и чему не должно быть места в нашей жизни.

Чтобы найти смысл сказок, дети начинали перечитывать, чтобы можно было проанализировать текст. И к чему же пришли после проделанной работы?

Во всех прочитанных сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.

Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым.

Сказка «Зимовье» учит дружить.  Глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж», а жадность осуждается в сказке «Два жадных медвежонка».  Трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка – Хаврошечка», «Морозко»). Сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.

Обратимся к сказке про репку. Прежде всего мы узнали из некоторых источников, что в этом сюжете было больше персонажей: присутствовали еще и отец с матерью. Предположительно, они пропали, потому что мир стал восприниматься по семеричной системе, хотя ранее базовым числом для славян была девятка. Скрытый смысл сказки – продемонстрировать ребенку отношения между поколениями.  Сказание про репку позволяет понять, как взаимодействуют между собой жизненные формы, время и варианты существования.   Каждый из участников – это нагруженный смыслом образ. Дед символизирует мудрость столетий, а его жена – хозяйственность и домашние обряды. Отец – символ защиты, а его жена – любви. Девочка показывает важность и неотъемлемость детей в жизни человека, а собачка – символ достатка, поскольку заводят ее лишь в случае, если есть, что охранять. Кошка отражает хорошую внутреннюю обстановку и гармонию, а мышь – семейное благосостояние. Как известно, с древних пор говорят, что мыши не водятся там, где нечего кушать. 

С другой стороны сказание про репку не менее интересно и символично. В старые времена это растение ассоциировали с луной, а сам сказ повествовал о передвижении небесного тела и его трансформациях в течение лунного месяца. Все герои помогают вытянуть репку из земли, а продвигается она медленно и понемногу – совсем как небесное тело. Можно смело сказать, что рассказ про репку – это астрологическая сказка со смыслом. Она была придумана в давние времена, чтобы было проще объяснить ребенку, почему и как движется Луна по небосводу.

На этом примере я показала, что с помощью сказкотерапии можно расширить мировосприятие подростка и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

 

Катравож 2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!"

Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!" была подготовлена мною для семинара-совещания директоров ОУ П...

Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.

Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед  "Родите...

Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности

В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма и национальные традиции укрепляют любовь к Родине, вызывают чувс...

Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности».

Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности»....

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника».

Консультация для воспитателей от музального руководителя.Музыка и духовное начало в воспитании дошкольников....

Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка»

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственн...