Статья "Роль воспитателя в школе-интернате"
статья
В педагогических трудах отмечается, что воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Роль воспитателя в школе-интернате»
Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. В педагогических трудах отмечается, что воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса. Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто
зависит дальнейшее развитие воспитанников. Общество предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу - организуют процесс воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для детей. Каким же должен быть воспитатель школы - интерната? Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети, оказавшиеся в стенах школы – интерната обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Работа воспитателя винтернате предполагает индивидуальную работу. Воспитатель должен хорошо знать природу каждого ребёнка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Для воспитателя, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок, чтобы не причинить детям переживаний. А это значит, что перед воспитателем стоит очень сложная и тонкая задача – настроить с каждым воспитанником такие отношения, которые создадут для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях. Постоянное общение с ребенком — важнейшая служебная функция воспитателя
.
Слайд 1.
Воспитатели школ-интернатов приходят на работу, как правило, во второй половине дня и остаются с детьми до конца дня, нов нашей школе обычный день начинается с восьми утра. Просыпаясь, ребенок видит воспитателя, он делает с детьми зарядку, наводит порядок в помещении, идет на завтрак, но огромная доля труда воспитателя уходит наработус детьми во вторую половину дня
.
Он организует ученический коллектив так, чтобы время проходило с пользой для ребенка по всем направлениям.
Слайд 2.
Воспитатель приобщает детей к труду
,
при этом следит, чтобы трудовые поручения были ребенку не в тягость. Необходимо формировать у детей умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Задача взрослых не просто дать детям трудовое задание, а помочь понять ребенку, для чего это нужно, так как труд для наших воспитанников – важнейшее средство социализации.
Слайд 3
. В течении всего пребывания ребенка в интернате ему прививают навыки самообслуживания, умения и навыки по формированию культуры внешнего вида воспитанников, хранения одежды, обуви, наличия и маркировки одежды, стирки, порядка в шкафах, наличия спец. одежды, состояния кроватей, уборки комнат, хранения чистого и грязного белья и т.д.,
Слайд 4.
Охрана здоровья и физическое развитие воспитанников.Игра, прогулка на свежем воздухе– важнейший вид детской деятельности. Они являются эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.Воспитатель использует игру как средство физического воспитания.
Двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. При знакомстве с играми у детей формируются знания и умения, развиваются их умственные способности, художественный вкус, нравственные качества. Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т.п. Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.
Слайд 5.
Для положительного взаимодействия ребенка и воспитателя необходимо как можно чаще планировать совместную деятельность. Во время подобного времяпровождения взрослые учат детей культурному общению, умению выстраивать диалог, находят моменты для сглаживания конфликтов и многое другое. В процессе совместных занятий дети должны узнавать то, что обещал рассказать или показать воспитатель, устанавливать связь между тем, что было запланировано, и тем, что происходит на самом деле. Эту связь лучше подчеркнуть словами: "Помните, я вам обещала..." · В это время должно быть как можно меньше чисто словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий.
Слайд 6.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и личные взаимоотношения детей между собой. Вечером с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить (а на первых порах такое молчание наблюдается очень часто), нужно помочьдетям-напомнитькакой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Понятно, что такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к детям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий. Каждодневный воспитательский труд дает свои плоды, у детей вырабатывается привычка жить в определенных условиях, а вместе с ними: ответственность, дисциплинированность, желание что-то сделать самому, ограждение самого себя от вредных привычек Но и есть над чем работать: · работать над сплочением детского коллектива; · воспитывать уважение к себе и окружающим; · формировать культуру поведения, культуру общения; · содействовать профилактике здорового образа жизни;· · вовлекать детей в общественную жизнь и жизнь школы.
Приятно прийти на работу после выходного дня или отпуска, когда дети бегут навстречу с улыбками и объятиями, одни радуют своими успехами, другие огорчают, но каждый из них уверен, что в любое время он может обратиться к любому воспитателю из школы за советом или попросить помощи. В такие минуты мы понимаем, что нам доверяют.
Слайд 7.
Вообще в детском доме работать воспитателем постоянно и долго могут только люди особой душевной организации. Жизнь детей в школе-интернате нужно по возможности насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых они сами участвуют, инсценировать разные сказки, водить на экскурсии, организовывать новые игры и т. д. Но дети должны не быть пассивными участниками происходящих событий, которых внезапно куда-то ведут, что-то показывают, а проживать события активно, ждать их и готовиться к ним. Роль воспитателя в школе- интернате
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет МО воспитателей коррекционной школы интернат.
Тема деятельности МО воспитателей "Формирование социально- адаптированной личности воспитанника с интеллектуальными нарушениями в условиях корркекционной школы 8 вида". Создание коррекционно раз...

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"
Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя ОООД (воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития) за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) Киселевой Элисо
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя...

Самоанализ на высшую категорию воспитателя "коррекционной школы- интернат"
Самоанализ на высшую категорию воспитателя...
План самообразования воспитателя школы-интерната ГБОУ "Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС...

Визитная карточка воспитателя Сеяхинской школы - интернат Сэротэтто Людмилы Ивановны
Почему я выбрала профессию педагога? этот вопрос я задаю себе постоянно, а ответ однозначен - это любовь к детям и их ответная любовь ко мне. Быть педагогом не просто, с одной стороны это большая отве...
