ДОКЛАД «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе» ( из опыта работы)
учебно-методический материал
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными. Устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. Все это привело к тому, что у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шаховская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
( из опыта работы)
выполнила: Павлова И.В.
г/о Шаховская 2025 г.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными. Устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. Все это привело к тому, что у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.
К сожалению, массово тиражируемая современная литература, телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на
экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают, что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на
который никто не имеет права посягать. И поэтому важным направлением школы является возрождение духовных ценностей как основы консолидации общества. Задача педагога сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир каждого школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Благодаря возможностям современных учебников, составленных в соответствии с ФГОС, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и
внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека;
- формирование нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В дружном коллективе предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом. Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как
своей и в тоже время нашей общей.
Средствами реализации этой задачи могут стать:
- коллективные творческие дела класса;
- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных
представлений, игр;
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- участие в школьных коллективных творческих делах;
- творческий отчет класса;
- походы, экскурсии, коллективные поездки.
Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом, поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха. Но здесь подстерегает весьма распространенная опасность. Стремление к постоянному успеху (любой ценой мы должны быть лучшими, первыми!) может привести к тому, что отношение с другими классами приобретают или явный оттенок превосходства, или болезненной, доходящей до враждебности, конкурентности. В таком случае сплоченность и дружба рассыпаются, как карточный домик.
Развитое чувство «Мы» несет в себе и другую опасность: нивелирование и подавление отдельного «Я», когда индивидуальность не только не приветствуется, но и порицается. Поэтому, даже применяя такую гуманную методику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на
каждом этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика, только тогда коллективное дело будет личностно-ориентированным.
Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием активности каждого члена коллектива.
Каждая воспитательная система имеет среду - своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные
ориентации. Основным местом жительства класса, как правило, является учебный кабинет. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка. Можно сделать учебный кабинет таким, чтобы, заходя в него, ребята начинали вспоминать о своём коллективе, о таких делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях, и т.д.
В завершении своего выступления хочу вспомнить немецкого педагога А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе"
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировани...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »
Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий....

Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
Отчет работы учителямузыки по внеурочной деятельности...

Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
Презентация к отчету...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе. Выступление на РМО классных руководителей
Обобщение опыта...
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание....
Волонтёрство как одно из эффективных средств формирования и сплочения классного коллектива. Из опыта работы.
формирование классного коллектива...
