Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы на основе ФГОС.
методическая разработка (5 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединении учителей
физической культуры Ирбитского района.
23.03.2023
Лоозе В.В.
тренер-преподаватель
лёгкой атлетики
ДЮСШ г.Ирбит
Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы на основе ФГОС.
С внедрением ФГОС нового типа возникли актуальные требования к теоретическим и практическим аспектам педагогики, направленные на подготовку подрастающего поколения к продуктивной жизни и профессиональной деятельности. Итогом образовательного процесса должна стать успешная адаптация выпускников в социуме. В связи с этим, особую значимость приобретает вопрос о развитии мотивации к обучению, в частности, к занятиям физической культурой и внеурочной активности.
Использование методик, направленных на формирование и усиление интереса учащихся к урокам физкультуры и дополнительным занятиям, способствует повышению уровня физической подготовки и укреплению здоровья школьников в период реформирования общего образования.
Следовательно, профессионалы, работающие над созданием подходов к стимулированию интереса к физической культуре и дополнительным внеурочным занятиям спортом, должны в первую очередь сосредоточиться на формировании вдохновляющей образовательной атмосферы. Эта атмосфера должна базироваться на корреляции между параметрами физического развития, пониманием принципов физической культуры и здорового образа жизни. Кроме того, необходимо исследовать инновационные стратегии формирования и повышения заинтересованности, которые реализуются путем оптимального использования мотивационных возможностей каждого ученика.
При углубленном анализе вопроса стимулирования интереса школьников к занятиям физической культурой, как на уроках, так и во внеурочное время, обнаруживается несоответствие. С одной стороны, педагоги остро нуждаются в инструментах для формирования положительной мотивации учащихся к физической активности. С другой стороны, ощущается дефицит научно обоснованных методик, способных эффективно решать эту актуальную задачу. Следовательно, разработка действенных подходов к мотивации на уроках физкультуры и внеклассных занятиях должна способствовать формированию устойчивого позитивного отношения к физической активности у школьников.
Для эффективного развития стратегий мотивации необходимо в первую очередь тщательно изучить существующие научные исследования по теме формирования интереса к физической культуре и внеурочным формам активности у школьников.
Мотивация – это сила, побуждающая к действию; сложный психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, упорядоченность, энергетику и постоянство; возможность человека активно удовлетворять личные потребности.
Стимулы к занятиям физкультурой условно подразделяются на общие и специальные. Общие стимулы подразумевают общее стремление школьника к физической активности, когда ему еще не важно, каким именно видом деятельности заниматься. Специальные стимулы – это стремление к выполнению определенных упражнений или предпочтение конкретного вида спорта. Например, младшие школьники часто проявляют наибольший интерес к игровым видам деятельности. Интересы подростков более разнообразны: одни предпочитают легкую атлетику, другие – бокс, третьи – хоккей и так далее.
Успешное освоение учебной программы по физкультуре возможно только при положительном настрое школьников к занятиям. Исследователь В.Н. Иоселевич подчеркивает, что успешность образовательных и воспитательных целей урока во многом зависит от способности преподавателя заинтересовать учеников, а также от применяемых им методов и средств.
Кроме удовлетворения от урока, у школьников формируется отношение к физической культуре как к предмету, основанное, во-первых, на осознании важности этой дисциплины, а во-вторых, на ожидании удовлетворения потребности в движении на занятиях. Получение чувства удовлетворения способствует формированию позитивного и активного отношения к физической культуре.
Ключевая задача преподавателя физической культуры – поддержка и усиление здоровья учащихся. Эта цель реализуется посредством решения ряда задач:
- стимулирование положительного отношения к физическим упражнениям;
- совершенствование физического состояния, развития и общей физической подготовки школьников;
- воспитание заинтересованности в здоровом образе жизни.
Для достижения вышеуказанных целей целесообразно применять следующие методы:
- Методы организации и реализации учебно-познавательной активности.
- Вербальные методы: разъяснение, дискуссия.
- Проблемно-поисковый метод обучения, способствующий более быстрому освоению материала.
- Практические методы обучения. Разнообразные упражнения расширяют двигательный опыт учащихся. Пример: начало движения из различных стартовых позиций.
- Визуальные методы обучения. Использование наглядных материалов является важным фактором для эффективной передачи и усвоения информации, а также для повышения интереса школьников к физической культуре.
- Наблюдение. В ходе занятий ученики внимательно следят за действиями друг друга, проводят сравнения, что способствует самопознанию и самооценке.
- Самостоятельная работа. При закреплении пройденного материала учащиеся самостоятельно разрабатывают комплекс упражнений. Например, в разделе "Гимнастика", при изучении темы "Лазание по канату двумя способами". Уже с младших классов дети умеют и предпочитают самостоятельно подбирать упражнения для разминки.
Создание условий для достижения успеха в обучении. Одним из действенных способов стимуляции интереса к обучению является создание ситуаций успеха для учеников, испытывающих определенные затруднения. Это достигается путем одобрения промежуточных результатов деятельности учеников, т.е. путем активной поддержки их новых попыток. Благоприятная атмосфера на занятиях снижает чувство неуверенности и тревоги.
Чтобы повысить мотивацию, необходимы новые стимулы, выход за рамки привычного и внедрение инноваций. По этой причине в образовательный процесс целесообразно интегрировать проектную работу, уроки, посвященные здоровью, спортивные занятия, участие в олимпиадах и конкурсах, тематические недели физической культуры и спортивные состязания.
Вовлеченность учащихся обусловлена множеством факторов, среди которых ключевыми являются: корректная формулировка целей занятия, создание благоприятной эмоциональной атмосферы и поддержание оптимального уровня активности на протяжении урока.
Исследователи П.В. Чухно и Р.Р. Азиуллин подчеркивают, что интерес подвержен изменениям, поскольку с возрастом трансформируется значимость привлекательных аспектов физической культуры. К примеру, младшие школьники демонстрируют интерес к двигательной активности как таковой. Дети с удовольствием бегают, прыгают и играют, не всегда осознавая, что это способствует их физическому и психическому развитию.
Энтузиазм преподавателя и его способность сделать урок увлекательным и запоминающимся оказывают благоприятное воздействие на мотивацию учеников. Школьники предпочитают активное участие пассивному наблюдению, самостоятельную инициативу выполнению указаний, а коллективную работу индивидуальной.
Ключевой целью современного преподавателя физической культуры является повышение заинтересованности школьников в учебе и повышение уровня их знаний и умений за счет внедрения прогрессивных образовательных методик, ориентированных на:
- пропаганду здорового образа жизни;
- развитие двигательных навыков учащихся;
- оптимизацию индивидуальной и коллективной работы с учениками.
В связи с этим, применение современных педагогических технологий и методов стимулирования способствует решению поставленных задач, позволяя достигать заметных улучшений в образовательном процессе, повышая учебную мотивацию и интерес детей к занятиям физкультурой и внеурочной деятельности, активизируя личностный потенциал ребенка и поддерживая его физическое и психическое благополучие.
Следовательно, опираясь на педагогический опыт и научные разработки, можно утверждать, что мотивация и заинтересованность в уроках физкультуры и внеклассных занятиях значительно возрастают, когда преподаватель и ученик совместно достигают прогресса в обучении посредством двигательной активности и развития физических качеств за сравнительно небольшой период времени. Как результат, быстрее формируются внутренняя мотивация и вовлеченность, что особенно важно для школьников, которые не способны выдерживать продолжительное напряжение под воздействием одной лишь внешней мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации на уроках физической культуры
Статья на тему "Повышение мотивации на уроках"...
Приемы мотивации на уроках физической культуры
Приемы мотивации на уроках физической культуры...
Формирование ЗОЖ на уроках физической культуры и внеклассной работе по физической культуре
Одной из составляющих ЗОЖ является занятие физической культуры...
Приемы рефлексии на уроках физической культуры
К современному уроку предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагр...

