"Мотивация на уроках физической культуры. Как этого добиться?"
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Потребность обычно определяют как необходимость учащегося выполнить какую-либо деятельность. Когда потребность сознаётся учащимися, возникает побудительная сила к действию – мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируется потребность, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям физической культурой.
Добиться интереса к занятиям физической культурой и спортом можно следующими средствами:
Беседы, убеждения, объяснения;
Теоретические основы того или иного действия;
Музыкальное оформление;
Изучение в форме игры или путешествия;
Различные внеклассные мероприятия и соревнования;
Элементы самостоятельности при изучении и другие…
К методам и приёмам, способствующим формированию привычки у школьников регулярно заниматься физическими упражнениями, относятся, в частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснения и т. п. Ребятам необходимо объяснить всю важность систематических занятий для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т.д.
Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа, например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когда ученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, знакомится с теми или иными требованиями.
Много времени я уделяю анатомическому строению организма, что способствует обдуманному выполнению действий, повышенному интересу к данным упражнениям. В подготовительной части урока прежде, чем выполнить какое-либо упражнение, я объясняю его значение, группы мышц, на которое данное упражнение влияет. В будущем это позволяет мне решить многие задачи: экономия времени, умение самостоятельно выполнить разминку перед определённым видом работы. Уже в 4 классе ребята сами показывают по одному упражнению, при этом правильно объясняя его терминологию.
Ещё одним средством проявления интереса к уроку физической культуры является добавление на уроке элементов самостоятельности. Самостоятельные занятия имеют различное содержание. Это и выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, и физкультурно-оздоровительные мероприятия и отработка техники двигательного действия. Я не всё рассказываю сама, а выясняю вместе с учениками, почему лучше сделать упражнение так, а не иначе, какие ещё могут быть варианты его выполнения и т.д. Секундные потери времени на этом этапе позволяют впоследствии избежать десятка вопросов, когда у детей не будет что-то получаться, и они, не давая себе труда задуматься, будут дёргать меня по пустякам. Кроме того, это опосредованно будет готовить детей к самостоятельным занятиям.
К самостоятельной деятельности относятся домашние задания: работа по карточкам. Например: карточка с описанием подвижной игры, проведение которой ученик должен подготовить на следующий урок. Подобное задание я даю уже в конце 3 класса и в 4 классах. Или подготовка к сдаче какого-либо зачёта: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки в длину с мечта, скакалка и т.д. Домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, повышают интерес к предмету "физическая культура".
Особый интерес у ребят вызывают различного рода соревнования, эстафеты. На своём опыте я убедилась, что в начальных классах для ребят очень важным моментом является подсчёт. Им интересно сосчитать, сколько раз они выполнили наклонов, приседаний и т.д. у них появляется дух соперничества, что стимулирует их результативность на контрольных уроках.
Младшего школьника мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому большое значение имеют эмоциональная окрашенность. Школьник, играя, более активно участвует в обучении. Его повышенный интерес к уроку физической культуры через выполнение игровых заданий создаёт благоприятный психо-эмоциональный фон для изучения требуемого двигательного действия. Поэтому так важно включать в урок игры.
Интерес, который испытывают младшие школьники, в среднем возрасте начинает снижаться. Чаще всего теряют интерес к физической культуре те учащиеся, которые не добиваются успехов в данной деятельности и поэтому не получают подкрепления в виде положительных переживаний.
Прежде всего у школьников надо пробудить интерес к самому процессу занятий физкультурой. Поэтому уроки следует проводить так, чтобы они оставляли в сознании подростков глубокий след, приносили удовлетворение и были эмоционально притягательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации на уроках физической культуры
Статья на тему "Повышение мотивации на уроках"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-546846-1418043673.jpg)
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
По каким бы стандартам ни учился ребенок,Наши любовь и внимание необходимы ему,чтобы он был счастлив и успешен в учебе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-335644-1384832162.jpg)
Практические рекомендации для повышения мотивации на уроках физической культуры
Рекомендации по повышению мотивации на уроках физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/23/picture-760220-1456237653.jpg)
Повышение мотивации к урокам физической культуры у учащихся
Чем выше мотивация, тем выше результат....
Доклад на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"
Доклад по физкультуре на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-824231-1475521330.jpg)
Мотивация на уроке физической культуры
Основополагающим принципом физкультурного воспитания в школе является единство физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации. Для реализации данного принципа определе...