СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
статья по физкультуре на тему
По каким бы стандартам ни учился ребенок,
Наши любовь и внимание необходимы ему,
чтобы он был счастлив и успешен в учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Невская Виктория Владимировна,
учитель физической культуры
«По каким бы стандартам ни учился ребенок,
Наши любовь и внимание необходимы ему,
чтобы он был счастлив и успешен в учебе»
Эти слова стали своеобразным девизом для осуществления работы по заявленной теме
Требования современного развития общества определяют цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, что нашло отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения. В основной школе данная цель реализуется через направление учебного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В связи с этим важное значение придается существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идет о переходе от одной системы к другой.
В качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры.
Наше образовательное учреждение ГБОУ средняя школа № 318 на протяжении последних трех лет в рамках программы «Здоровья» совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и городским центром медицинской профилактики, провело ряд мониторингов здоровья школьников. По результатам мониторинга было выявлено, что в школе из 676 учащихся, 6% освобожденных, 18% имеют подготовительную группу здоровья и с каждым годом эти проценты только увеличиваются. Это натолкнуло меня на мысль о том, что необходимо менять отношение к урокам физической культуры, искать другие подходы, методы, формы работы и сотрудничества с родителями, с коллегами ГБОУ № 318 и коллегами других школ, что бы всем участникам образовательного процесса пришло понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность жизненных сил, творческой активности. По словам Гиппократа «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»
Чтобы такое понятие как здоровый образ жизни стал для всех не просто громкими словами и лозунгами, а действительно каждодневной потребностью и нормой жизни.
Для этого в своей работе я использую следующее:
Уроки
На каждом уроке я использую принцип от простого к сложному.
Каждый урок с детьми начальной школы разучиваем общеразвивающие упражнения, которые они могут выполнять дома как утреннюю гимнастику, которые используются учителями предметниками в физкультминутках, динамических паузах. В средней школе дети самостоятельно подбирают прямо на уроках и показывают упражнения для различных групп мышц.
На уроках я так же использую различные подвижные и спортивные игры. Это не только традиционные общеизвестные игры. Я знакомлю ребят тем играм, в которые они могут играть самостоятельно, на переменах, на улице, с родителями. Это способствует развитию личностных качеств учеников, и является средством формирования таких универсальных способностей, как умение, организовать собственную деятельность на уроке, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми, достигать общей цели.
Так же я использую бинарные уроки, совместно с учителями биологии , ОБЖ, итальянского языка. Такие уроки повышают интерес учеников к обучению, и способствуют установлению межпредметных связей, развитию коммуникативных навыков.
Свои уроки я строю по принципу системно – деятельного подхода. Это позволяет мне не просто дать определенный объем двигательных умений и навыков, а научить детей учится.
Внеурочная деятельность
Это очень важное звено в формировании понимания здорового образа жизни. Здесь есть возможность объединить усилия разных участников образовательного процесса. По результатам анкетирования в рамках программы «Здоровья», 88% опрошенных назвали семью главным вкладчиком в формировании культуры здорового образа жизни, 53 % - систему школьного воспитания и обучения.
Внеурочная деятельность строится на активности школьников, родителей, учителей, объединенных едиными целями, и позволяет лучшим способом объединить всех участников. Так складываются определенные традиции школы.
- «Веселые старты» для учеников начальных классов, в которых учителя начальной школы выступают в качестве активных участников
- соревнований по различным видам спорта
- соревнования по волейболу ко Дню защитника Отечества
Но особой популярностью в нашей школе пользуется такие соревнования как « Лыжня России». В этих соревнования участвует большое количество не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек, что укрепляет связь между поколениями. А самое главное с каждым годом увеличивается количество учителей других предметов, которые участвуют в соревнованиях.
В нашей школе существует команда учителей, которая играет с детскими командами в пионербол. Личный пример родителей и учителей делает любые занятия, соревнования, мероприятия более увлекательными, зрелищными, что становится важнейшим из условий в формировании понимания здорового образа жизни.
Таким образом, происходит переход от внешней мотивации к внутренней, у детей возникает потребность и желание принимать участие в соревнованиях, мероприятиях. Учителя и родители выступают в качестве «рекламы». Основные элементы рекламы - привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию во многом совпадает с ключевыми задачами современного урока.
Учебные проекты
Одной из нетрадиционных форм ведения урочной и внеурочной деятельности по предмету «физическая культура» является разработка учебных проектов.
Я совместно с воспитательной службой разработала и создала школьный проект «Маршрут: Санкт-Петербург - Сочи», цель которого, формирование культуры здорового образа жизни и пропаганды основных идей олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпийского движения, для учащихся школы ГБОУ средней школы № 318 воспитанников детского сада ДОУ № 86 Санкт-Петербурга и Центра дополнительного образования. В рамках проекта проводились различные мероприятия и соревнования:
- конкурс газет, посвященных Олимпийским играм
- фотовыставка «Я и активный образ жизни»
- просмотр кинофильма в кинотеатре «Чайка» и встреча с хоккеистом, игроком команды СКА
- соревнования по различным видам спорта
- папа, мама и я спортивная семья
- выпуск малой школьной олимпийской медали
Краткосрочный проект день погружения «Здоровым быть модно!», «Италия» (спорт в Италии). Технология учебного погружения была выбрана не случайно, потому что именно она позволяет за короткое время найти информацию, сосредоточиться на конкретной теме, событии. Дает возможность небольшому коллективу учеников и учителей, прожить, прочувствовать момент совместного творчества. Работа над проектами позволяет решать различные задачи.
Результаты таких проектов - это внедрение технологии активного обучения, повышение приоритета здорового образа жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности и значимости каждого участника группы, что особенно актуально в рамках новых образовательных стандартов.
В своей работе я использую систему деятельностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Эта система в наибольшей степени способствует:
- укреплению здоровья, содействует, гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности
- наилучшим образом развивает основные физические качества, жизненно важные двигательные умения и навыки
- позволяет в лучшей степени сформировать первоначальный двигательный опыт
- овладеть общеразвивающими физическими упражнениями
- воспитывать познавательную активность и повышать интерес к занятиям физическими упражнениями, культуру общения на этих занятиях.
Через систему деятельностного подхода я стараюсь научить ребенка учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема мотивации к урокам физической культуры
Проблема мотивации к урокам физической культуры...
Повышение мотивации на уроках физической культуры
Статья на тему "Повышение мотивации на уроках"...
Практические рекомендации для повышения мотивации на уроках физической культуры
Рекомендации по повышению мотивации на уроках физической культуры...
Повышение мотивации к урокам физической культуры у учащихся
Чем выше мотивация, тем выше результат....
технологическая карта урока физической культуры в системно - деятельностной модели обучения
Технологическая карта по физической культуре.Тема : техника приема и передача мяча в волейболе. 7 класс....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Требования современного развития общества определяют цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использов...