Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
статья по физкультуре (5 класс)

Требования современного развития общества определяют цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, что нашло отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

Невская Виктория Владимировна,

учитель физической культуры

«По каким бы стандартам ни  учился ребенок,
Наши любовь и внимание необходимы ему,
чтобы он был счастлив и успешен в учебе»

Эти слова стали своеобразным девизом для осуществления работы по заявленной теме

Требования современного развития общества определяют цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, что нашло отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения. В основной школе данная цель реализуется через направление учебного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В связи с этим  важное значение придается  существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идет о переходе от одной системы к другой.

  В качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры.

Наше образовательное учреждение ГБОУ средняя школа № 318    на протяжении последних трех лет  в рамках программы «Здоровья» совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования   и городским центром медицинской профилактики, провело ряд мониторингов здоровья школьников. По результатам мониторинга было выявлено, что в школе из 676 учащихся, 6% освобожденных, 18%  имеют подготовительную группу здоровья  и с каждым годом  эти проценты только увеличиваются. Это натолкнуло меня на мысль о том, что необходимо менять отношение к урокам физической культуры, искать другие подходы, методы, формы работы и сотрудничества с родителями, с коллегами  ГБОУ № 318 и  коллегами других школ, что бы всем участникам образовательного процесса пришло понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность жизненных сил, творческой активности. По словам Гиппократа «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»

 Чтобы такое понятие как  здоровый образ жизни стал для всех не просто громкими словами и лозунгами, а действительно каждодневной потребностью и нормой жизни. 

Для этого в своей работе я использую следующее:

Уроки

 На каждом уроке  я использую принцип от простого к сложному.

 Каждый урок с детьми начальной школы разучиваем общеразвивающие упражнения, которые они могут выполнять дома как утреннюю гимнастику, которые используются учителями предметниками в физкультминутках, динамических паузах. В средней школе дети самостоятельно подбирают прямо на уроках и показывают упражнения для различных групп мышц.  

На уроках я так же использую различные  подвижные и спортивные игры.    Это не  только традиционные общеизвестные игры. Я знакомлю ребят тем играм, в которые они могут играть самостоятельно, на переменах, на улице, с родителями. Это способствует развитию личностных качеств учеников, и является средством формирования  таких универсальных способностей, как умение, организовать собственную деятельность на уроке, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми, достигать общей цели.

Так же я использую бинарные уроки, совместно с учителями биологии , ОБЖ,   итальянского языка. Такие уроки повышают интерес  учеников к обучению, и способствуют установлению межпредметных связей, развитию коммуникативных навыков.

 Свои уроки я строю по принципу системно – деятельного подхода. Это позволяет мне  не  просто дать определенный объем двигательных умений и навыков, а  научить детей учится.

Внеурочная деятельность

Это очень важное звено в формировании понимания здорового образа жизни. Здесь есть возможность объединить усилия разных участников образовательного процесса.  По результатам анкетирования в рамках программы «Здоровья», 88% опрошенных назвали семью главным вкладчиком в формировании культуры здорового образа жизни,  53 % -  систему школьного воспитания и обучения.

 Внеурочная деятельность строится на активности школьников, родителей, учителей, объединенных едиными целями, и позволяет лучшим способом объединить всех участников. Так складываются определенные традиции школы.

  • «Веселые старты» для учеников начальных классов, в которых учителя начальной школы выступают в качестве активных участников
  • соревнований по различным видам спорта
  • соревнования по волейболу ко Дню защитника Отечества

 Но особой популярностью в нашей школе пользуется такие  соревнования как « Лыжня России». В этих соревнования участвует большое количество не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек, что укрепляет связь между поколениями. А самое главное с каждым годом увеличивается количество учителей других предметов, которые участвуют в соревнованиях.

В нашей школе существует команда учителей, которая играет с детскими командами в пионербол. Личный пример родителей и учителей делает любые занятия, соревнования, мероприятия более увлекательными, зрелищными, что становится важнейшим из условий в формировании  понимания здорового образа жизни.

Таким образом, происходит переход от внешней мотивации к внутренней, у детей возникает потребность и желание принимать участие в соревнованиях, мероприятиях. Учителя и родители выступают в качестве «рекламы». Основные элементы рекламы - привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию во многом совпадает с ключевыми задачами современного урока.

Учебные проекты

Одной из нетрадиционных форм ведения  урочной и внеурочной деятельности по предмету  «физическая культура» является разработка учебных проектов.

Я совместно с воспитательной службой разработала и создала школьный проект  «Маршрут: Санкт-Петербург - Сочи», цель которого, формирование культуры здорового образа жизни и пропаганды основных идей олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпийского движения, для учащихся школы ГБОУ средней школы № 318  воспитанников детского сада ДОУ № 86 Санкт-Петербурга и Центра дополнительного образования. В рамках проекта проводились различные мероприятия и соревнования:  

  • конкурс газет,  посвященных Олимпийским играм
  • фотовыставка «Я и активный образ жизни»
  • просмотр  кинофильма в кинотеатре «Чайка» и встреча с хоккеистом, игроком команды СКА
  • соревнования по различным видам спорта
  • папа, мама и я спортивная семья
  • выпуск малой школьной олимпийской медали

Краткосрочный проект день погружения «Здоровым быть модно!», «Италия» (спорт в Италии).  Технология учебного погружения  была выбрана не случайно, потому что именно она позволяет  за короткое время найти информацию, сосредоточиться на конкретной теме, событии. Дает возможность небольшому коллективу  учеников и учителей, прожить, прочувствовать момент совместного творчества. Работа над проектами позволяет решать различные задачи.

Результаты таких проектов - это внедрение технологии активного обучения, повышение приоритета здорового образа жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности и значимости каждого участника группы, что особенно актуально в рамках новых образовательных стандартов.

   В своей работе я использую  систему деятельностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Эта система в наибольшей степени способствует:

  • укреплению здоровья,  содействует, гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности
  • наилучшим образом развивает основные физические качества, жизненно важные двигательные умения и навыки
  • позволяет  в лучшей степени сформировать первоначальный  двигательный  опыт
  • овладеть общеразвивающими  физическими упражнениями
  • воспитывать познавательную активность и повышать интерес к занятиям физическими упражнениями, культуру общения на этих занятиях.

 Через систему деятельностного подхода  я стараюсь научить ребенка учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мотивации к урокам физической культуры

Проблема мотивации к урокам физической культуры...

Повышение мотивации на уроках физической культуры

Статья на тему "Повышение мотивации на уроках"...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

По каким бы стандартам ни  учился ребенок,Наши любовь и внимание необходимы ему,чтобы он был счастлив и успешен в учебе....

Практические рекомендации для повышения мотивации на уроках физической культуры

Рекомендации по повышению мотивации на уроках физической культуры...

Повышение мотивации к урокам физической культуры у учащихся

Чем выше мотивация, тем выше результат....

технологическая карта урока физической культуры в системно - деятельностной модели обучения

Технологическая карта по физической культуре.Тема : техника приема и передача мяча в волейболе. 7 класс....