Мастер-класс "Кейс-технология"
методическая разработка

Малахова Дарья Сергеевна

Кейс-технология – это одна из современных образовательных технологий.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методикой кейс-технологии и отработать приемы ее применения на примере басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей".

Аудитория: учителя русского языка и литературы, методисты, педагоги-наставники.

Продолжительность - 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx2.45 МБ
Файл keys_1.docx21.38 КБ
Файл pamyatka.docx51.2 КБ
Файл priem.docx12.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что для Вас литература?

Слайд 2

Символ-ассоциация, характеристика одним предложением

Слайд 4

Кейс-технология как современный метод обучения школьников Малахова Дарья Сергеевна Учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Чебаркуль

Слайд 5

Кейс-технология может быть воплощена разными методами, например: Метод инцидента Метод ситуационного анализа Метод деловой корреспонденции Метод ситауционно-ролевых игр Метод дискуссии

Слайд 6

ПРИЁМ «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»

Слайд 8

Вопросы для дискуссии : Кто из героев, по вашему мнению, положительный, а кто отрицательный ? На чьей вы стороне ? Как бы вы поступили на месте импонирующего вам героя ?

Слайд 9

Метод дискуссии Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами

Слайд 10

Конфликт ( в литературе) – это столкновение противоположных взглядов действующих лиц, на котором построено развитие сюжета.

Слайд 11

Проблемный вопрос: Возможно ли было избежать конфликта? Дополнительные вопросы для обсуждения в группе: В чем причина конфликта? Ко виновен в возникновении конфликта? Как ведут себя участники конфликта? Были ли вашей жизни подобные ситуации, как вы выходили из них? Дополните памятку «Конфликт» или «Как сохранить дружбу» советами для муравья и стрекозы.

Слайд 12

МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА



Предварительный просмотр:

И.А.Крылов

Басня: «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

Вопросы для дискуссии:

  1. Кто из героев, по вашему мнению, положительный, а кто отрицательный?

  1. На чьей вы стороне?

  1. Как бы вы поступили на месте импонирующего вам героя?

Вопросы для дискуссии:

  1. Кто из героев, по вашему мнению, положительный, а кто отрицательный?

  1. На чьей вы стороне?

  1. Как бы вы поступили на месте импонирующего вам героя?

Вопросы для дискуссии:

  1. Кто из героев, по вашему мнению, положительный, а кто отрицательный?

  1. На чьей вы стороне?

  1. Как бы вы поступили на месте импонирующего вам героя?

Вопросы для дискуссии:

  1. Кто из героев, по вашему мнению, положительный, а кто отрицательный?

  1. На чьей вы стороне?

  1. Как бы вы поступили на месте импонирующего вам героя?

Вопросы для дискуссии:

  1. Кто из героев, по вашему мнению, положительный, а кто отрицательный?

  1. На чьей вы стороне?

  1. Как бы вы поступили на месте импонирующего вам героя?

Вопросы для дискуссии:

  1. Кто из героев, по вашему мнению, положительный, а кто отрицательный?

  1. На чьей вы стороне?

  1. Как бы вы поступили на месте импонирующего вам героя?

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Дополнительные вопросы для обсуждения в группе:

В чем причина конфликта?

Ко виновен в возникновении конфликта?

Как ведут себя участники конфликта?

Были ли вашей жизни подобные ситуации, как вы выходили из них?

Дополните памятку «Конфликт» или «Как сохранить дружбу» советами для муравья и/или стрекозы.

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Дополнительные вопросы для обсуждения в группе:

В чем причина конфликта?

Ко виновен в возникновении конфликта?

Как ведут себя участники конфликта?

Были ли вашей жизни подобные ситуации, как вы выходили из них?

Дополните памятку «Конфликт» или «Как сохранить дружбу» советами для муравья и/или стрекозы.

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Дополнительные вопросы для обсуждения в группе:

В чем причина конфликта?

Ко виновен в возникновении конфликта?

Как ведут себя участники конфликта?

Были ли вашей жизни подобные ситуации, как вы выходили из них?

Дополните памятку «Конфликт» или «Как сохранить дружбу» советами для муравья и/или стрекозы.

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Дополнительные вопросы для обсуждения в группе:

В чем причина конфликта?

Ко виновен в возникновении конфликта?

Как ведут себя участники конфликта?

Были ли вашей жизни подобные ситуации, как вы выходили из них?

Дополните памятку «Конфликт» или «Как сохранить дружбу» советами для муравья и/или стрекозы.

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Дополнительные вопросы для обсуждения в группе:

В чем причина конфликта?

Ко виновен в возникновении конфликта?

Как ведут себя участники конфликта?

Были ли вашей жизни подобные ситуации, как вы выходили из них?

Дополните памятку «Конфликт» или «Как сохранить дружбу» советами для муравья и/или стрекозы.

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Дополнительные вопросы для обсуждения в группе:

В чем причина конфликта?

Ко виновен в возникновении конфликта?

Как ведут себя участники конфликта?

Были ли вашей жизни подобные ситуации, как вы выходили из них?

Дополните памятку «Конфликт» или «Как сохранить дружбу» советами для муравья и/или стрекозы.

«юный блогер»

«отличница»

«легкомысленная красотка»

«философ-демагог»

«хулиган»

«неформал»

«бездельник»

«геймер»

«незнайка»

«всезнайка»



Предварительный просмотр:

Способы решать конфликты, не теряя друзей:

1. Обговорите ситуацию, как только подвернется подходящий момент

В самом начале конфликта, когда кипят эмоции, разумно сделать небольшую паузу в общении. Вполне вероятно, что в этот момент ни вы, ни ваш друг не готовы выслушать и воспринять точки зрения друг друга. Но не следует слишком затягивать эту паузу.

В течение суток с момента конфликта или возникновения напряжения в отношениях стоит позвонить или отправить текстовое сообщение и простыми словами выразить, о чем вы сожалеете и чего бы хотели: «Я сожалею о случившемся и хочу все исправить», «Для меня важна наша дружба», «Давай поскорее все обсудим».

2. Не обязательно обсуждать и решать все проблемы сразу

Иногда нам кажется, что все будущее наших дружеских отношений полностью зависит от одного очень серьезного и тяжелого разговора. Но, так же как дружба сама по себе развивается постепенно, так и полное решение проблем требует времени. Иногда стоит вкратце обговорить проблему, взять время на ее обдумывание и вернуться к этому разговору позже. Решать проблемы постепенно — это нормально.

3. Проявите эмпатию к переживаниям своего друга

Даже когда мы не согласны с наблюдениями или выводами своих друзей, мы можем постараться понять их чувства и переживания. Мы можем отслеживать их язык тела во время разговора, обращать внимание на тон голоса и мимику. Старайтесь реагировать на любые проявления боли, дискомфорта или злости («Я понимаю, что ты расстроен, и мне очень жаль, что тебе от этого плохо»).

4. Умейте выслушать

Выслушайте все, что вам хочет сказать ваш друг, не останавливая и не перебивая его. Если что-то в его словах вызывает у вас сильные эмоции, постарайтесь сдержать их до тех пор, пока вы полностью не поймете все, что хочет вам высказать ваш друг. Если что-то не ясно, переспросите. Постарайтесь узнать, что ваш друг надеется получить от этого разговора или что ему нужно, чтобы почувствовать себя лучше.

5. Говорите четко и кратко

После того как вы, не перебивая, выслушаете, все, что вам хотели сказать, настанет ваша очередь поделиться своими переживаниями и соображениями. Постарайтесь выражать свою мысль предельно четко и откровенно, но не задевая при этом чувства друга.

Говорите о своих чувствах и переживаниях, не бросайтесь обвинениями. Избегайте фраз вроде «Ты всегда так делаешь»

Говорите в первую очередь о своих чувствах и переживаниях, а не бросайтесь обвинениями. Избегайте фраз вроде «Ты всегда так делаешь» или «Ты никогда этого не делаешь», они только усугубят проблему и помешают разрешению конфликта.

6. Постарайтесь принять другую точку зрения

Мы не всегда соглашаемся с мнениями друзей, но должны уметь признавать их право на это отличное от нашего мнение. Мы должны уважать взгляды друзей и их право с нами не соглашаться. Даже если мы не согласны со всем, что говорит наш друг, в его словах может быть что-то, с чем мы готовы согласиться.

И наконец, когда непосредственный конфликт исчерпан настолько, насколько это возможно в данный момент, дайте время отношениям полностью восстановиться. Продолжайте заниматься тем, что вы любите делать вместе. Положительные эмоции от дружеского общения со временем помогут сгладить оставшееся напряжение.

ПАМЯТКА

«Конфликты»

или

«Как сохранить дружбу»

КОГДА КОНФЛИКТЫ С ДРУЗЬМИ ИДУТ НА ПОЛЬЗУ

Конфликты с друзьями…

…бросают вызов давно сложившимся убеждениям

Тот факт, что вы во что-то верите, не означает, что вера истинна. Многие воззрения формируются еще в детстве. Часто во взрослом возрасте мы включаем их в систему своих представлений автоматически, не подвергая переоценке. Когда друг неожиданно бросает вызов истине, на которую мы опираемся всю жизнь, мы можем почувствовать себя уязвленными и даже оскорбленными. Но если справимся с дискомфортом настолько, что будем способны услышать и принять этот вызов, получим новый, весьма ценный опыт.

…развивают умение решать проблемы

Это очень важный жизненный навык. В школе моих дочерей проводятся «мирные переговоры» между учениками, чьи отношения зашли в тупик. Умение разрешать конфликтные ситуации определенно облегчит их дальнейшую жизнь, поможет справиться с трудными ситуациями дома, на работе и в личных отношениях.

…заставляют встретиться с недостатками собственного мышления

А также ограничениями, заблуждениями. Иногда мы действительно можем придерживаться точки зрения или убеждения, которые основаны на неточных фактах. И тогда внешний наблюдатель может указать нам на эти ловушки и ошибки мышления. Хороший друг сделает это уважительно, заботясь о наших эмоциях. Его цель — прояснить заблуждения, а не пристыдить или обесценить наш опыт.

…позволяют быть честными в близких отношениях

Настоящая дружба предполагает полное доверие, это связь, в которой нам позволено оставаться самими собой — подлинными и цельными. В таких отношениях каждый может выразить то, что считает правильным, и ощутить себя при этом в безопасном пространстве. Если вы или друг не согласны, вы всегда можете выразить мнение уважительно и тактично.

…помогают развивать эмпатию

Тесное общение с человеком, не похожим на нас, требует навыка эмпатии. Эмпатия — это опыт сопереживания мыслям, идеям и/или чувствам других людей. Это способность безоценочно их воспринимать и принимать. Соединяя какую-то часть внутреннего опыта с опытом друга, вы лучше понимаете его реальность. Это напрямую влияет на ваше взаимодействие.

Дружба — сложная, но существенная часть жизни. Мы чаще ожидаем от дружеских отношений моментов единения, наполненных смехом и радостью. Но стоит также предвидеть осложнения, с которыми приходится иметь дело, разрешая спорные, конфликтные ситуации.

Советы МУРАВЬЮ по управлению конфликтом:

  1. Постарайся быть по отношению к стрекозе более …

  1. Скажи стрекозе, что …

  1. Прояви …

  1. Предложи …

Советы СТРЕКОЗЕ по управлению конфликтом:

  1. Предложи муравью …

  1. Будь более …

  1. Говори …

  1. Не говори …



Предварительный просмотр:

ПРИЕМ

«ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»

МЕТОД

ДИСКУССИИ

ПРИЕМ

«ЦЕПОЧКА»

МЕТОД

СИТУАЦИОННОГО

АНАЛИЗА