Технологии формирования функциональной (читательской ) грамотности обучающихся.
методическая разработка
Что такое – читательская грамотность? И почему в современном мире всё больше и больше внимания заостряется на этом словосочетании?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 174.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии формирования функциональной (читательской ) грамотности
обучающихся.
.
Что такое – читательская грамотность? И почему в современном мире всё больше и больше внимания заостряется на этом словосочетании? Термин
«читательская грамотность» появился в контексте международного исследования Pisa еще в 1991 году. Означает он следующее: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Ведь современный выпускник школы должен осознавать себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Но международные исследования показали, что по сравнению с иностранными сверстниками российские школьники значительно отстают в уровне сформированности читательской компетентности (по показателям 2018 года средний балл 479 из 1000 возможных, 31 место).
Что является причиной? Неумение или нежелание читать? Или школьникам не интересно то, что они читают? По данным Всероссийского опроса, современные российские подростки чаще в руках держат телефон, а не книгу. За последние 15 лет ситуация ухудшилась: в начальной школе дети читают и любят этот процесс, а вот каждый пятый подросток читать – ненавидит. 50% учащихся читают только для того, чтобы получить хорошую оценку. Читают, но не понимают что и зачем. По мнению экспертов, мы уже получили нечитающее поколение.
Какой бы ни была причина низкого уровня культуры чтения, проблему повышения читательской грамотности должна помочь решить именно школа! Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является развитие функциональной грамотности школьников, одной из составляющих которой является читательская грамотность. Качественное чтение способствует личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде.
Проблему повышения читательской грамотности помогут решить различные приёмы и методы работы с текстами на уроках русского языка, литературы, родной литературы и во внеурочной деятельности.
Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами
Схема 1. 4 области читательских умений, основанных на читательских действиях:
Рассмотрим читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности.
Находить и извлекать информацию.
Поиск информации - это процесс определения места, где эта информация содержится. Извлечение информации - это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе.
- Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
- Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Интеграция - связывание отдельных сообщений текста в единое целое. Умение связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п.
- Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
- Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
- Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
- Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
- Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
- Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
- Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
- Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
Осмысливать и оценивать содержание из текста
Умение связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации.
Возможность оценить текст объективно и суметь высказаться по поводу формы текста в целом и уместности отдельных его элементов для реализации авторского замысла.
- Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
- Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
- Понимать назначение структурной единицы текста.
- Оценивать полноту, достоверность информации.
- Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Использовать информацию из текста.
Умение читателя применять информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
- Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу.
- Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
- Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).
- Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
- .
Следовательно, на уроке особая роль отводится приёмам работы с текстом. Ведь от того, как ученик понимает прочитанный текст и умеет извлечь из него полезную информацию, зависит уровень сформированности его читательской грамотности. И здесь особую роль, на мой взгляд, играют уроки русского языка и литературы.
В процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, в зависимости от этого реализуются разные виды чтения.
Схема 2. Три вида чтения
Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, то потребуется понимание текста в самых общих чертах. С такой установкой может быть прочитана газетная публикация, статья и т. п. Такой вид чтения называется просмотровым.
Если перед читающим ставится задача выделить в тексте только ту его часть, которая связана с решением основной коммуникативной задачи (найти главное в тексте, выяснить, что сообщается по интересующему вопросу), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используется ознакомительное чтение.
Если же требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях, то читающий должен как можно полнее охватить всё содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.
На каждом этапе работы с текстом используются разные приёмы работы с текстом, которые помогают сформировать читательскую компетенцию у ученика. Показателями сформированности читательских действий являются следующие:
- диагностические работы из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности (resh.edu.ru);
- итоговое собеседование и ОГЭ в 9 классе;
- итоговое сочинение и ЕГЭ в 11 классе;
- Всероссийская олимпиада школьников;
- творческие конкурсы различных уровней.
Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности в урочной деятельности.
В своей профессиональной деятельности использую активные и интерактивные методы обучения, когда взаимодействие происходит не только между учителем и учеником, но и учеников друг с другом. Очень важно осознавать, что задача учителя – не преподносить знания школьникам в готовом виде, а создавать условия для их самостоятельного добывания. Как гласит русская пословица: «Давать не рыбу, а удочку». Поэтому очень важно выбрать правильные технологии и приёмы работы с текстом. Уже на протяжении многих лет в своей практике использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо и информационно- коммуникативные технологии. Они способствуют формированию основных читательских действий, помогают активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учат самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения
Выбор методов обучения зависит от большого количества условий: от целей и задач работы, уровня подготовки школьников и их возрастных особенностей, количества часов, отведённых образовательной программой на изучение данной темы. Каждый метод содержит набор приёмов, способствующий более продуктивной реализации этого метода на практике.
Приведу примеры использования различных приемов работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка.
Урок русского языка в 5 классе. Тема «Глагол. Повторение изученного в 4 классе».
Читательские действия | Поиск и извлечение информации |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Вызов |
Приём | Верные – неверные утверждения |
Задание | Прочитайте утверждения и поставьте +/-
|
Читательские действия | Осмысление и оценивание формы и содержания текста |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Осмысление |
Приём | Чтение в паре |
Задание | На стр.102 прочитайте правило и проверьте правильность выполненного задания. |
Читательские действия | Использование информации из текста |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Рефлексия |
Приём | Кластер |
Задание | Просмотрите учебный ролик (урок 86 на resh.edu.ru) и составьте кластер «Глагол» |
Приёмы работы с текстом при изучении нового материала
- Приём «Лингвистическая сказка»
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
- Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.
Составление рассказа о существительном по опорным словам. (5 класс)
- Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
- Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … .
- В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения, если… .
- Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия могут быть действительными и страдающими. Действительные причастия могут иметь краткую форму. Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
- Прием «Письмо по кругу»
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;
сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.
Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
- Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
На уроках русского языка преимущественно используется ознакомительное и изучающее чтение. Информационно-коммуникативные технологии позволяют использовать различные электронные ресурсы: презентации, видеоуроки и интерактивные задания РЭШ, задания на платформе Учи.ру. Таким образом, школьники учатся работать с разными видами текстов, учатся осмысливать полученную информацию и применять ее в разных ситауциях
На уроках литературы работа с текстом – это самый главный вид работы. Школьники учатся не только правильно, грамотно, выразительно читать, но и понимать авторский текст, извлекать из него уроки. Какие же приемы наиболее часто использую на уроках?
. Читательское действие «Находить и извлекать информацию».
Урок родной литературы в 5 классе. Изучение рассказа А.И.Куприна «Бедный принц» | |
Приём | Верите ли вы, что… |
Задание | Учащимся предлагаются вопросы перед прочтением рассказа:
После прочтения рассказа обучающиеся возвращаются к вопросам и обсуждают свои предположения. |
Урок литературы в 6 классе. Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | |
Приём | Ассоциации |
Задание | Перед чтением рассказа Астафьева ребятам предлагается записать свои |
ассоциации, которые вызывает название «Конь с розовой гривой». После прочтения 1 главы учащиеся дополняют свой ассоциативный ряд. |
Таблица 5. Читательское действие «Интегрировать и интерпретировать информацию».
Урок литературы в 6 классе. Троекуров и А.Дубровский. | |||||
Приём | Сводная таблица | ||||
Задание | Прочитать 1 главу и составить сравнительную таблицу «Дубровский – Троекуров» | ||||
Дубровский | Линия сравнения | Троекуров | |||
«бедный дворянин» | происхождение | «знатного рода» | |||
«смиренное состояние» | положение в обществе | «богатство и связи» | |||
«отставной поручик» | служба | «отставной генерал- аншеф» | |||
«высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина» | Отношения с людьми | «надменный… с людьми самого высшего звания» | |||
Начитанный и образованный. Дубровскому интересно узнавать новости о мире | Образование | Несмотря на свой статус, Троекуров не говорит по- французски, книг не читает. Обладает узким кругозором. | |||
Не привык ждать, отличается решительностью и хорошим чувством юмора. Однако, чаще всего ходит угрюмый. Обладает чувством | Характер | Очень вспыльчивый, славится частыми перепадами настроения. Помещик никогда не жалеет денег на удовольствия | |||
собственного достоинства | |||||
Урок литературы в 8 классе. Образ матери в рассказе К.Паустовского «Телеграмма» | |||||
Приём | Составление схемы (диаграмма Венна) | ||||
Задание |
2. Пересекаются ли эти миры? | ||||
Таблица 6. Читательское действие «Осмысливать и оценивать содержание и форму текста».
Урок литературы в 5 классе. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | |
Приём | Синквейн Этот приём формирует умение выражать свое отношение к прочитанному. Он строится по следующей схеме:
|
Задание | Составить синквейн о главном герое. Жилин. Храбрый, целеустремлённый. Воевал, не сдавался, сбежал. Смог выбраться из плена живым. Офицер. (По Л.Н.Толстому «Кавказский пленник») |
Васютка. Отважный, находчивый. Увлёкся, заблудился, выбрался. Открыл озеро и справился с трудностями. Герой. (По В.П.Астафьеву «Васюткино озеро) | |
Урок литературы в 6 классе. М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о поэте. | |
Приём | Кластер Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди. Данный прием очень хорошо использовать на уроке литературы при изучении статьи о жизни и деятельности поэта, писателя, а также при |
работе с литературоведческими терминами. | |
Задание | Прочитайте статью о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, составьте кластер: Тарханы. 1814 г Детство. Московский Москва Благородный пансион М.Ю.Лермонтов Читал, учил Петербург языки, Школа рисовал, юнкеров 1830 музицировал Московский университет |
Урок литературы в 8 классе. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» | |
Приём | Перепутанные логические цепочки Прием помогает осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. |
Задание | Расставьте события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируйте свой выбор.
|
Таблица 7. Читательское действие «Использовать информацию из текста».
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | |
Приём | Сопоставление |
Задание | Сопоставьте модель поведения героя рассказа со своим личным опытом. Ответьте развернуто на вопрос «Как я бы поступил на месте Вити?» |
Урок литературы в 8 классе. Образ матери в рассказе К.Паустовского «Телеграмма» | |
Приём | Чтение про себя с вопросами |
Задание | Прочитайте рассказ Рэя Бредбери «Вельд» и составьте по нему вопросы. |
Урок литературы в 6 классе. Образ учителя в рассказе В.Распутина «Уроки французского» | |
Приём | Кластер |
Задание | После прочтения рассказа дается задание на дом составить двойной кластер «Образ Лидии Михайловны»/ «Образ современного учителя- наставника». После дискуссии на уроке ученикам предлагается творческое задание – групповой проект «Создание иллюстрированного альбома «Учитель, перед именем твоим…» Работы учеников
|
Творческие задания ученики очень любят: синквейн, сочинить басню, стихотворение, составить по прочитанной сказке/рассказу викторину, кроссворд, нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который произвёл наибольшее впечатление и т.д. Выполненные работы подтверждают, что текст прочитан ребёнком вдумчиво, внимательно, заставил задуматься, творчески осмыслить то, что узнал из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной ( читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи».
Разработка урока...

Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку»
Ключевые слова: ФГОС НОО, Примерная основная образовательная программа начального общего образования, функциональная грамотность, читательская грамотность, компетентностно-ориентированные задания, 3D ...

Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Моя семья».
Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И....

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества ...

Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках родного(чувашского) языка и литературы (работа с текстом по произведениям Порфирия Афанасьева)
Работа с текстом по биографии народного поэта ЧР Порфирия Васильевича Афанасьева....

Методическая разработка " Приемы и методы формирования функциональной читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Данная разработка предназначена для учителей русского языка и литературы....

Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения....







