Интегрированный интерактивный урок "Республика Марий Эл: история и современность"
методическая разработка (10 класс) по теме

Гришина Наталья Александровна

Урок для 10 класса, проведен в форме пресс-конференции, рассчитан на 2 часа. Интегрируемые предметы: история, обществознание, экономика, география, право, использован региональный компонент. Урок подготовлен и проведен совместно с учителем географии и экономики Логиновой Валентиной Ивановной. Материал может быть интересен как методика проведения урока, связанного с развитием какого-либо субъекта РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_s_Loginovoy_V.I..doc948.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

 «Республика Марий Эл: история и современность»

интегрированный, интерактивный урок – пресс-конференция

посвященный 90-летию Марийской автономии.

Предметы: история, обществознание, экономическая география, экономика, право.            Учителя: Логинова Валентина Ивановна – учитель географии и экономики высшей категории                                

            Гришина Наталья Александровна – учитель истории и обществознания высшей категории 

Проведен 12 ноября 2010г. в 10 а, б, в классах в рамках городского семинара учителей истории, географии, обществознания.

Цели урока:

  1. углубить знания учащихся об истории и географии РМЭ, регионоведении;
  2. расширить знания о влиянии политической структуры на экономическую стабильность субъекта;
  3. закрепить знания о многонациональном составе населения РМЭ, о социальных проблемах при переходе к рыночной экономике.
  4. формировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, анализа материалов.
  5. Развивать умение подготовить публичное выступление, представить его
  6. Умение грамотно вести научную дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них.
  7. Оформление: флаг, герб, карта (на экране), лоскутная карта РМЭ

Оборудование: карта социально-экономического развития России, экран, компьютер, проектор, фотоаппараты

  1. Выбирается  ведущая: (ученица 10 класса) и ученик, отвечающий за информационное обеспечение.
  2. Урок условно был разделен на 3 части: Марий Эл вчера, сегодня и завтра. По каждому блоку были продуманы и подготовлены выступления учащихся.

В период подготовки к уроку ученики были разбиты на группы:

  1. часть должна была выступить в роли экспертов по какому-либо вопросу, для этого ребята самостоятельно подбирали материал, консультировались с учителем, составляли презентацию своего выступления.
  2. Другая часть выступала в роли журналистов от различных периодических изданий, и политических и общественных организаций республики,  задающих вопросы экспертам. В том числе, был представлены: корреспонденты газет «Комсомольская правда», «Семейная газета»,  «Пенсионер», «Про Город». Представители в Совете Федерации от РМЭ, депутат Государственной Думы, профсоюзный лидер республики, представители от народных масс. Кроме этого, работала экспертная группа из учащихся, которая должна была оценить выступление каждой группы по заданным критериям.
  3. А так же работал пресс-центр, изображая ход урока в стенгазете и осуществляя фотосъемку.

Ход урока:

1. Марий Эл вчера

I. Историко-географическая летопись- обзор.

   Краткий рассказ о  возникновении республики. (рассказ ученика с опорой на презентацию)

Марийцы - финно-угорский народ, известный ещё с древних времён. Первое достоверное упоминание о таком народе было в 10 веке в письме хазарского кагана Йосифа сановнику кордовского халифа. Раньше мари жили несколько западнее современного положения, на территории современной Нижегородской области. Но из-за давления славян, продвигавшихся на восток, марийцы стали идти вниз по Волге, пока, наконец, не поселились на своей современной территории. Тесные отношения у народа также были с булгарами. Так продолжалось до 1236 года, пока хан Батый не разрушил Волжскую Булгарию.

Начиная с 1236 года и до середины 16 века народ находился в зависимости от Золотой Орды, а после её распада - в составе Казанского ханства. Постепенно мари попадали в зону влияния Русского государства. В 1551 году под власть царя Ивана Грозного попали горные марийцы, а в 1552 году, после взятия Казани, и луговые мари оказались в подчинении у Москвы. Не весь народ был с этим согласен, из-за чего на протяжении 30 лет шли так называемые "черемисские войны", закончившиеся колонизацией края. C этого момента история марийцев словно останавливается на несколько веков.

В 1775 году в Российской Империи была проведена губернская реформа. Марийский край, до того полностью входивший в состав Казанской губерниии, был поделён между Нижегородской губернией, Вятской губернией и Казанской губернией. Большая часть современной территории осталась в составе Казанской губернии.

Пробуждение народа начинается лишь в 19 веке. В 1872 году открывается Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе и марийцев. Стал проявляться интерес к национальной культуре народа, начали печататься книги на марийском языке, в том числе и первые учебники. В начале 20 века было 2 публичных издания: газета "Война Увер" и ежегодник "Марла Календарь". Октябрьскую революцию народ воспринял спокойно, даже с энтузиазмом, за что был скоро вознаграждён. 4 ноября 1920 года вышел декрет "Об образовании МАО". Пост главы достался И. П. Петрову. 5 декабря 1936 года по новой конституции СССР МАО была преобразована в Марийскую АССР.

МАССР просуществовала вплоть до распада СССР. 22 декабря 1990 года была принята декларация о государственном суверенитете Марийской ССР, а 9 декабря 1992 года она преобразована в Республику Марий Эл. Тогда же прошли первые президентские выборы, на которых победил В. М. Зотин. 24 июня 1995 года был принят первый вариант Конституции РМЭ.

Здесь вы можете проследить за тем, как менялись флаги,

и гербы республики. Впервые флаг и герб появились по Конституции СССР 1936 года.

2. РМЭ сегодня

 1. Политическое устройство республики (рассказ следующей группы)

2. Республика Марий Эл входит в состав Российской Федерации, одна из 89 субъектов РФ. Является одной из 21 республики в государстве, входит в состав Приволжского федерального округа.

На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке — с Республикой Татарстан, на юго-западе — с Республикой Чувашия, на западе — с Нижегородской областью.

Столица — город Йошкар-Ола.

Образована 4 ноября 1920 года.

             3. Герб Республики Марий Эл является государственным символом Республики Марий Эл.

        Принят Парламентом Республики 30 ноября 2006 года.

Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в золотом поле которого изображён червлёный (красный) скошенный марийский крест, образованный двумя парами сдвоенных, отвлечённых узких перевязей накрест, на концах дважды гаммировано-загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Щит обрамлён лентой в цветах Государственного флага Республики Марий Эл.

Автором является Измаил Варсонофьевич Ефимов.

4. Флаг Марий Эл является государственным символом Республики Марий Эл Российской Федерации. Ныне действующий флаг утверждён 28 ноября 2006 года.

                Государственный флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, разделённое по горизонтали на три полосы: верхнюю — синюю, среднюю — белую, нижнюю — тёмно-красную, в соотношении 3:4:3.

                В центре белой полосы изображён тёмно-красный марийский крест, по высоте составляющий 1/3 высоты флага».

                 Авторами являются Г. Булыгин, А. Данилов.

5. Государственный гимн Республики Марий Эл представляет собой музыкальное произведение, которое написал Юрий Тойварс-Евдокимов (Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл), автор слов — Д. Исламов.

Русский текст — Вл. Панова.

Гимн исполняется на русском языке и на двух диалектах марийского — луговом и горном.

6. Текст гимна РМЭ на русском языке:

1. Марий Эл, ты — как мать

Для каждого в судьбе.

Где бы ни был — вспоминать

Твой сын будет о тебе.

                       Припев:

Славься, наш край родной,

Цвети в счастье и в труде.

Гордимся всегда тобой

И поем, Марий Эл, о тебе!

2.Свою честь сохранит

Народ наш на века,

И дружба как гранит

Всегда с братьями крепка.

                      Припев:

7. Государственная власть разделяется на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

8. Законодательная власть:

Выполняет Государственное Собрание Республики Марий Эл,  состоящее из 52 депутатов.        

- 26 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам;

-26 депутатов избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты.

Срок полномочий депутатов одного созыва составляет пять лет.

9. Исполнительная власть в нашей республике принадлежит президенту, он является главой государства и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти); правительству Республики Марий Эл; администрации президента Республики Марий Эл; и прочим органам исполнительной власти.

10. Президент Республики Марий Эл — высшее должностное лицо Республики Марий Эл, возглавляющий исполнительную власть в республике. На сегодняшний день таковым является Маркелов Леонид Игоревич. Он является третьим президентом РМЭ после Владислава Зотина и Вячеслава Кислицына.

11. Как избирается…

Президент РФ вносит кандидатуру на рассмотрение в Государственное Собрание Республики, а депутаты голосуют «за» или «против».

12. Депутаты от РМЭ в Гос. Думе РФ:

Аксаков  Анатолий

Геннадьевич

Фракция "Справедливая

Россия»

Комиссаров Валерий 

Яковлевич

Фракция "ЕДИНАЯ 

РОССИЯ»

Купцов Валентин 

Александрович

Фракция КПРФ

Черкасов  Кирилл 

Игоревич

Фракция ЛДПР

Яковлева Лариса

Николаевна

Фракция "ЕДИНАЯ

РОССИЯ»

13. Судебная власть:

  1. Верховный суд Республики Марий Эл;
  1. Арбитражный суд Республики Марий Эл;
  1. Конституционный суд Республики Марий Эл;
  1. районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации.

14. Конституция Республики Марий Эл - Основной закон Республики Марий Эл.

                Принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 года.

                          Состоит из:

  1. преамбулы;
  2. 9 глав;
  3. 112 статей.

                Всего внесено около 20 поправок.

     2. Физико-географический обзор республики  (отчет следующей группы)

     Республика Марий Эл находится в восточной части Восточно-Европейской равнины, где сливаются крупнейшие реки - Волга, Ветлуга, Сура. С запада на восток: 280 километров С юга на север простирается на 150 км .Длина ее границ превышает 1200 км, а общая площадь республики равна 23,3 тысячи квадратных километров. Соседями Марий Эл являются с севера и северо-востока— Кировская область, на юго-востоке — Татарстан, на юге — Республика Чувашия, а на западе — Нижегородская область. Наша республика входит в состав Приволжского федерального округа.

     Все известные полезные ископаемые нашей республики являются осадочными отложениями палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр. Наибольшее распространение получили залежи полезных ископаемых: известняков, доломитов, песчаников, гипса, ангидритов, мергелей и высококачественных глин.Известняки и доломиты широко распространены в полосе Марийско-Вятского увала (Сернурский, Новоторъяльский, Куженерский, Советский, Моркинский районы).

Залежи  глин встречаются почти повсеместно. Лишь на территории Марийской низменности, где преобладают песчаные отложения, месторождений глинистых пород не так много.Большую известность в нашем крае получило Памашъяльское месторождение  песчаников (Куженерский район).

     

     Территория Республики Марий Эл является частью Восточно-Европейской равнины. Наиболее возвышенные участки поверхности земли расположены на северо-востоке республики. Отсюда идет понижение к долине реки Волга.Таким образом, на территории Марий Эл можно встретить самые разнообразные формы рельефа: возникшие в результате движения земной коры, воздействия ледника, деятельности поверхностных, грунтовых и подземных вод, сил ветра, а также преобразующей деятельности человека.Марийско-Вятский увал проходит по восточной половине республики с севера на юг. Наиболее возвышенный участок (260-270 метров над уровнем моря) находится в Куженерском районе. Ширина увала 20-40 км, а длина превышает 130 километров.Ледниковые формы рельефа в нашей республике распространены довольно широко. Одной из таких форм является обширная Марийская низменность. Образование ее тесно связано с движением земной коры в неогеновый период. Однако на ее современный облик существенное влияние оказали древние ледники. Потоки их талых вод отложили мощную толщу песков, прикрыв ими принесенные валуны, гальку и гравий.

     Из современных процессов, изменяющих рельеф республики, основными являются водная эрозия и связанные с нею процессы образования оврагов и размыва водоразделов.Больше всего оврагов в Волжском, Новоторъяльском, Мари-Турекском, Сернурском и Горномарийском районах. Общая площадь оврагов республики превышает 30 квадратных километров.В 2000 - 2002 годах в Волжском и Моркинском районах произошло несколько карстовых провалов, в том числе севернее и южнее озера Яльчик. Наиболее крупное проявление карста случилось 4 апреля 2000 года на 24 километре железной дороги Зеленый Дол — Йошкар-Ола.  

     Климат умеренно континентальный с длинной холодной зимой и тёплым летом. Средняя температура летом +18…20 °C. Самая жаркая погода — в середине июля. Воздух прогревается до +24…28 °C. Осенью погода холодная и влажная с преобладанием сильных пронизывающих ветров и дождей. Возможны ранние заморозки и снег. Ноябрь — самый ветреный месяц. Средняя температура зимы −18…-19 °C. Самый холодный месяц — январь. Весна, в целом, прохладная и сухая.Сравнительно небольшая протяженность республики с юга на север обусловливает примерно равное распределение тепла по всей ее территории. Атмосферные осадки республика получает главным образом за счет влаги, которую приносят циклоны с Атлантического океана. На распределение осадков влияют характер рельефа и западные, юго-западные, южные ветры.

     Водные ресурсы Марий Эл сосредоточены в многочисленных реках, озерах и болотах. Их обилие связано с климатическими условиями, особенностью рельефа и геологическим строением края. Речная сеть республики состоит из 476 рек и речек протяженностью более 7 тысяч километров. Все они принадлежат единой волжской системе и относятся к двум крупным бассейнам - Волжскому и Вятскому. Большинство из них, обогащаясь водами своих притоков, текут в реку Волгу. Лишь немногие несут свои воды в реку Вятку.

     Озера. Наша республика богата озерами. Большинство их расположено в Марийской низменности. Немало их и в восточной возвышенной части. По своему происхождению они бывают провальными (карстовые), междюнными, пойменными.

     Болота. Много болот на территории Марийской низменности. В восточной и северо-восточной части республики их меньше, и находятся они исключительно в долинах рек. Почти лишено болот Правобережье Волги.

     Левобережье, примыкающее к Волге, имеет главным образом песчаные и супесчаные почвы, а восточная часть его — суглинистые. На северной границе низменности, на супесчаных, суглинистых почвах, растут сосново-еловые и реже - еловые леса. В северо-восточной части Левобережья, где распространены суглинистые почвы на коренных пермских породах, растут еловые, елово-пихтовые, елово-лиственные леса с примесью широколиственных пород. Правобережье — район распространения широколиственных лесов — нагорных дубрав – бурые лесные почвы. Почвы преимущественно дерново-подзолистые, болотные, серые лесные.

     3. Национальный состав республики, социальная структура и проблемы  (сообщение учащихся)

Этническая группа. Численность двух основных этнических групп – марийцев и русских – примерно равна. Русские концентрируются в городах, а среди сельского населения больше мари. Доля мари в населении республики медленоо сокращается засчет ассимиляционных процессов. По данным последней переписи населения, меньше четверти марийцев идентифицировали себя с одной из субэтнических групп (горных или луговых мари). Из соседних титульных этносов в республике больше всего татар, в основносм проживающих в пограничной полосе (Моркинский, Параньгинский, Мари-Турекский район, г.Волжск) и в г. Йошкар-Оле. Чуваши концентрируются в Звениговчском районе, удмурты – в Мари-турекском.

Демография. Республика отностися к числу регионов, позднее вступивших в демогографический переход. Об этом напоминает пока еще менее постаревшая возрастная структура населения (доля молодежи 16,3%, старших возрастов – 18,8%, при средней в РФ соответственно 15,8 и 21,0). Однако небольшое преимущество по общему коэффициенту рождаемости, характерное для 1990гг, уже исчезло (соответственно 11,3 и 11,8 в 20007г), а общий коэффициент смертности в последние 5 лет устойчиво превышает средний по стране 914,6 и 15,2 в 2007г). Все муниципальные образования республики имеют естественную убыль населения, наиболее проблемная ситуация наблюдается в периферийных районах (Килемарском, Юринском) и более «старых» по возрастной структуре Горномарийском и Звениговском районах.

Здравоохранение.  Состояние здравоохранения типично для менее развитых регионов: обеспеченность базовыми услугами 9коечным фондом, средним медперсоналом, амбулаторно-поликлиническими учреждениями) выше или близка к средней по стране. Однако более качественные услуги в дефиците: обеспеченность врачами на треть ниже средней по стране 935 и 50 соответственно, в расчете на 19 тыс. населения). Доступность первичных медицинских услуг не решает проблему их низкого качества, которая усугубляется проблемами образа жизни населения (маргинализация и алкоголизм, особенно в сельской местности).

Образование. Состояние системы ОУ противоречиво. Как и в других регионах нечерноземной зоны, в республике довольно высок охват детей дошкольным образованием. Из-за повышенной доли сельских школ доля учащихся, занимающихся во вторую смену, вдвое ниже средней по стране – в селе детей уже немного.

Структура профессионального образования меняется, в республике более чем в 2 раза сократилась сеть учреждений начального профессионального образования, это связано с кризисом основных отраслей специализации. Этот спад частично компенсировался увеличением числа учащихся средних профессиональных учебных заведений при сохранении количества последних. Сеть высших учебных заведений развита  слабо, представлена минимально положенными по республиканскому статусу учебными заведениями и почти не изменилась с начала 1990-х гг. уровень развития филиальной сети также свидетельствует о низком платежеспособном спросе, а так же о конкуренции со стороны вузовских центров других регионов ПФО – прежде всего Республики Татарстан и Нижегородской губернии. По числу студентов на 10 тыс. жителей республика заметно отстает от среднероссийского и среднеокружного уровня (соответственно 525, 488, 436). Кроме Йошкар-Олы, где преобладают гуманитарные вузы-филиалы, в том числе с заочной и дистанционной формой обучения, несколько казанских технических вузов работают в Волжске, втором по величине промышленном центре республики.

Благоустройство жилого фонда. Уровень обеспеченности жильем в республике близок к среднероссийскому и среднеокружному уровню (около 21 кв.м. на человека). Слабое развитие сети городов отражается в высокой доле жилья, возводимого населением за счет собственных средств (62% в 2006г), в низких показателях благоустройства жилфонда,, по которым республика сравнима лишь с более сельскими Чувашией и Мордовией и периферийной  Кировской областью. В Марий Эл повышена доля ветхого жилья, особенно в староосвоенных земледельческих районах на северо-востоке и в правобережной части республики. Только 6,6% семей получали в 2007г. субсидии на оплату услуг ЖКХ, хотя еще в 2006г. таких семей было 13,3%.

                         

         Внешняя миграция из республики (выступление учащихся)

Поступление выпускников 2010 года ГОУ РМЭ «Лицей им. М.В. Ломоносова»

Вузы РМЭ

11а

11б

11в

Всего

МарГУ

2

4

7

13

МарГТУ

9

3

9

21

Колледж при МарГТУ

-

-

Всего

11

7

16

34

Вузы за пределами РМЭ

11а

11б

11в

Всего

пл

б/пл

пл

б/пл

пл

б/пл

пл

б/пл

Казанск. Государственный финансовый институт

1

1

2

1

3

Казанск.гос. ун-т

1

2

1

2

КАИ

1

1

КГСУ

1

1

Чебоксар.гос. с/ха к-я

1

1

0

Санкт-Петерб. СПГАСУ

1

1

2

СП ГПолитех.Ун-т

1

1

Институт нефти и газа им.Губкина (Москва)

1

1

РГСУ (Москва)

1

1

МАИ

1

1

Российская ак-я гос.службы при президенте РФ (Москва)

1

1

МГУ (Москва)

2

2

МГСУ-МИСИ (Москва)

1

1

2

ГУ-ВШЭ (Москва)

2

3

5

Российская ак-я им. В.Г.Плеханова (Москва)

1

1

РУДН (Москва)

1

1

2

МГУП (Москва)

1

1

МГЮрАк-я  (Москва)

1

1

МГОткр.Ун-т (Москва)

1

1

Фин.ак-я (Москва)

1

1

Моск.гос.ак-я ветерин.медицины и биотехнологии им. Скрябина

1

1

Дубнинский ун-т (г.Дзержинск)

1

1

Кировск.мед.ак-я

1

1

Н.Новгород ННГУ

1

1

Уч-ще УИН (г.Рязань)

1

1

Пожарное уч-ще (Иваново)

1

1

всего

14

2

15

1

7

3

36

Город

Количество поступивших

Москва

21

Санкт-Петербург

3

Казань

9

Киров

1

Н.Новгород

1

Чебоксары

1

Рязань

1

Иваново

1

Дзержинск

1

всего

39

По результатам проведенного социологического опроса среди учащихся 10 классов нашего лицея мы сделали следующие выводы:

  1. 45% девочек и 54% мальчиков, обучающихся в 10 классах нашего лицея, планируют продолжить обучение в крупных городах РФ( Санкт-Петербург, Казань, Москва). Только 28% планирую остаться учиться в РМЭ.

В качестве причины наши респонденты выделили следующие факторы:

1)В РМЭ нельзя получить качественное высшее образование( так считают 52% девочек и 47% мальчиков)

2)Рейтинг вуза и его расположение влияют на дальнейшую карьеру выпускника по мнению 90% опрошенных.

 В дальнейшем планируют работать в РМЭ 29% учащихся, т.к. по мнению опрошенных, в нашей республике сложно найти работу и недостаточно возможностей для реализации карьерных амбиций.

  Также мы задали вопрос о том, какие основные причины заставляют молодежь уезжать из РМЭ. На 1 месте оказались низкий уровень заработной платы (53%) и низкая перспектива профессионального роста(53%).

  Действительно, минимальный уровень оплаты труда в РМЭ составляет 4330 рублей, средний прожиточный минимум на 3 квартал 2010 года равен 4892 рубля, а на следующей представленной нами диаграмме вы видите среднюю заработную плату в РМЭ в разных отраслях.

профессия

доход

Финансовая деятельность

29 517,5р.

Производство электроэнергии, газа и воды

19 950,5р.

Госуправление и обеспечение, соц. страхование

19 522,1р

Транспорт и связь

16 121,1р

Строительство

15 323,6р.

Обрабатывающие предприятия

14 823,7р.

Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

14 343,3р

Оптовая и розничная торговля, ремонт техники и авто

13 033,8р

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10 778,5р.

Образование

10 686,8р.

Добыча полезных ископаемых

10 419,2р.

Гостиницы и рестораны

9 965,6р

Предоставление коммунальных, персональных и социальных услуг

9 121,8р

Здравоохранение

9 118,4р

Рыболовство и рыбоводство

7 204,5р

  Таким образом, мы надеемся, что в ближайшем будущем ситуация в республике изменится и молодежь нашей республики, в том числе и выпускники нашей школы, будут преумножать богатства нашей малой родины.

                         

3. Республика Марий Эл завтра

III. Внешнеэкономические торговые связи республики, экспорт, импорт   (выступление группы учащихся)

         Важным условием развития всех отраслей хозяйства республики являются экономически и производственные связи с другими регионами страны.

     Республика Марий-Эл связана торгово-экономическими соглашениями с субъектами федерации, обладающими высоким эконом. потенциалом: с республиками Татарстан, Башкортостан, Коми и Саратовской, Кировской, Кемеровской областями, Ставропольским и Краснодарский краями и другими регионами РФ.

     От них республика получает все необходимое для нормальной работы промышленности, сельского хозяйства, транспорта (электроэнергию, газ, нефтепродукты, уголь, металлы, хим. сырье, пластмассы). Значителен объем завозных транспортных средств, сельскохозяйственных машин, строительных материалов. В республику поступает также продовольственное и фуражное зерно, мука, сахар, кондитерские изделия, обувь, медикаменты, текстиль, одежда и другие необходимые товары народного потребления.

     Установлены деловые связи со странами СНГ, а также с десятками стран зарубежья. В структуре экспорта-импорта ведущее место занимают страны Восточной Европы, Европейского союза, Азии, на долю которых приходится 75% внешнеторгового оборота РМЭ.

    Торговыми партнерами республики в 2003-2004 годах являлись 76 стран. Крупными покупателями наших товаров были Италия, Финляндия, Франция, Германия, Украина, Казахстан, Белоруссия. Ведущее место в экспортной продукции занимают кожевенное сырье, бумага, картон, белковые вещества, древесина и изделия из нее.

     РМЭ в основном ввозит промышленное оборудование, электротовары, а также теле- и радиоаппаратуру, мебель, обувь, одежду, спортинвентарь. Эти товары поступают к нам из Италии, Германии, Франции, Китая, Южной Кореи и др.

     Следует отметить, что торговые партнеры республики ежегодно меняются в зависимости от экспортных и импортных возможностей.

VI. Защита проекта – Республика Марий Эл  в 2020 г. (Ранее был проведен конкурс проектов и было заслушано представление лучшего проекта)

     

VII. Закрепление знаний: Аукцион – 20 вопросов, правильный ответ – 1 балл

                                           Награждение – закладки (виды республики – город Йошкар-Ола)

  Вопросы:

  1. При каком царе был основан г.Царевококшайск?( при Федоре Иоанновиче)
  2. Как изменилась социальная структура РМЭ при переходе к рынку? (появилось много бедных, формируется средний класс, в целом-сильное соц. расслоение контрасты)
  3. Форма государственного устройства в РФ? (республика)
  4.  Россия имеет государственное или национально-государственное устройство? (национально-государственное, т.к. субъекты федерации выделены по национальному принципу)
  5. Как вступает в должность Президент РМЭ? ( по представлению Президента РФ наделяется полномочиями Госсобранием РМЭ)
  6.  Срок пребывания на посту Президента РМЭ? (5 лет)
  7. Назовите законодательный орган РМЭ и фамилию его председателя? (Государственное собрание РМЭ, Юрий Александрович Минаков)
  8. Назовите дату установления автономии в Марийском крае? (4 ноября 1920г)
  9. Кого из депутатов от РМЭ в Государственной Думе РФ вы знаете? (хотя бы одно имя)

Аксаков А.Г., Комиссаров В.Я., Купцов В.А., Черкасов К.И., Яковлева Л.Н.

  1. Какие партии официально зарегистрированы в РМЭ? Назовите 4 крупнейшие партии:  Марийское региональное отделение политической партии «КПРФ»

Марийское республиканское отделение политической партии ЛДПР

Региональное отделение Политической партии «Российская демократическая партия «Яблоко» в РМЭ

Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в РМЭ

  1. Какой язык является государственным на территории РМЭ (2 гос. языка- русский и марийский)
  2.  Назвать пограничные республики и области с РМЭ (Татарстан-Казань, Чувашия-Чебоксары, Кировская обл.-Киров, Нижегородская обл.-Нижний Новгород)
  3. В какой экономический район входит РМЭ? (в Волго-Вятский эконом. район)
  4. В какой федеральный округ входят Волго-Вятский эконом. район? (Приволжский фед. округ)
  5. Самое глубокое озеро РМЭ? (озеро Табашинское)
  6.  Самое большое по площади озеро РМЭ? (озеро Яльчик)
  7. Какая река протекает по РМЭ с протяженностью 115 км? (река Волга)
  8. Какие соц. группы сформировались в республике в связи с переходом к рыночным отношениям? (бедные-62%, средний класс-20%, богатые- 18 %)
  9. Назовите самое рентабельное производство на территории РМЭ? («Ариада», Волжск)
  10. Какие инновационные формы предприятий появились в республике? (ООО, ЗАО, ОАО, ИП, ЧП, ГМРП, СМРП, ИЧП )
  11. Ведущие отрасли экономики РМЭ?

1.Лесная – деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность

2.Машиностроение, комплекс ВПК

3.Пищевая отрасль промышленности

4.Строительная индустрия

 

VIII. Экспертная группа подводит итоги выступления всех участников урока.

Учитывается: убедительность выступления, владение материалом, ораторское мастерство, умение отвечать на вопросы (каждый критерий до 5 баллов)

IX. Итог урока

      Выставление оценок за хорошее выступление, активность во время проведения урока

      по предметам: история, география, обществознание, экономика и право.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"

Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д....

Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"

Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"...

Интегрированный проект по информатике и истории, тема: "История письменности. Счет лет в истории"

Цель проекта: повышение мотивации при изучении предметов история и информатика и ИКТ, повышение качества знаний учащихся по предметам история, информатика и ИКТ....

Интегрированный проект по информатике и истории, тема: "История письменности. Счет лет в истории"

Цель проекта: повышение мотивации при изучении предметов история и информатика и ИКТ, повышение качества знаний учащихся по предметам история, информатика и ИКТ....

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...