Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»
методическая разработка по литературе (6 класс)

Кафедра словесности Гимназии им. Е.М. Примакова

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

Урок подготовили и провели:

учитель истории Сухарева А.В.

и учитель русского языка и литературы Шаповалова О.В.

Сценарий

 интегрированного урока в 6 классе
(история - искусство - литература)

Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Тип урока: обобщающий

Время: 60 минут (астрономический час)

Цель: развитие у учащихся представлений о картине мира средневекового человека, систематизация знаний о культуре Средних веков. Формирование системы ценностей, позволяющей верно ориентироваться в системе нравственных координат.

Задачи:

В результате проведенного урока учащиеся:

  • свободно владеют терминами: картина мира, религиозная литература, городская литература, героический эпос, рыцарский роман;
  • определяют степень влияния представлений народа на развитие архитектуры, скульптуры, живописи;
  • различают романский и готический стили при работе с изображениями памятников архитектуры;
  • работают с текстом, определяя тему, идею;
  • аргументированно и убедительно формулируют ответы на поставленные вопросы;
  • воспитываются в процессе приобщения к историческим источникам;
  • опираясь на знание рыцарских доблестей и заповедей, делают выводы о роли этих понятий в настоящее время.

Оборудование: карты учебных заданий для четырех групп, тематические тексты каждой из групп, задание для родителей; компьютер, проектор, презентация; лента времени (с указанием веков); высказывания писателей и философов о Средневековье (Генрих Гейне, Жак Ле Гофф, Фома Аквинский, Иоанн Златоуст); распечатанные изображения соборов в готическом и романском стиле; листы А2+фломастеры+ распечатанный для коллажа материал; доска, мел; поставленные группами столы (4 группы)

Ход урока

I. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1. Приветствие. Организационный момент, мотивация (2 минуты)

В классе звучит музыка: фрагмент концерта для гобоя Марчелло

Дети проходят в класс. При входе осуществляется деление на 4 группы путем выбора карточек разного цвета и формы.

Эпиграф на доске:

Если незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего, то столь же тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящего.

Жак Ле Гофф

Задание: прочесть про себя (всем), прочесть вслух (одному из учеников), прокомментировать.

Вид учебного задания: задание максимального управления деятельностью учащихся

2. Введение в тему (5 минут)

Учитель литературы: Следуя мысли Жака ле Гоффа о том, что без прошлого не построить настоящего и будущего, мы сегодня совершим путешествие в прошлое, в Средневековье, в эпоху, к которой можно относиться по-разному: одни мыслители называют эту эпоху темными веками, другие – утверждают, что это яркое, праздничное время, нарядное, как витражи готических соборов. Можно сегодня относиться к Средневековью и как к эпохе утверждения и торжества христианской веры.

Вопрос:

А в чем же принципиальное отличие христианского мировоззрения? Что изменилось в сознании средневекового человека в сравнении с человеком античности?

Предполагаемый ответ: вера сделала человека лично ответственным за свою жизнь, за все мысли и деяния; если в античности первичное значение имел разум, то в Средневековье – дух, душа, вера человека; если ранее человек считал возможным стать подобным Богу, то в новой эпохе человек осознавал невозможность быть достойным Всевышнего; античный человек осознаёт важнейшей частью мироздания космос, а человек средневековый – Бога, сотворившего мир.

Итак, сегодня наш взгляд будет обращен к эпохе Средневековья, сегодня мы будем искать ответы на многие важные вопросы, а поможет нам в этом история, литература ну и, конечно, искусство в целом.

3. Актуализация ранее изученного

Учитель истории:

Первое учебное задание «Лента времени» (см. Приложение 1)

Цель

Этап

Учебное задание

Тип взаимодействия

Дидактический материал

Время

Примечание

1.

Активизация знаний, настрой на тему

Активизация ранее изученного.

Вид учебного задания: задание частичного управления деятельностью учащихся

Отметьте на ленте времени начало и окончание средних веков. Свой выбор объясните.

Групповой

Лента времени

Карты с заданиями (для 4 групп)

2 мин.

Строго следим за временем

Второе учебное задание «Определение проблемы» (см. Приложение 1)

Цель

Этап

Учебное задание

Тип взаимодействия

Дидактический материал

Время

Примечание

2.

Включиться в работу, через рассуждение выйти самостоятельно на понимание темы, формулировка суждений

Постановка проблемного вопроса. Введение в тему.

Вид учебного задания: задание частичного управления деятельностью учащихся

Перед вами мысли философов, мнения историков, писателей. Изучите внимательно в течение 2-х минут эти высказывания, прочтите вслух и дайте свой комментарий, выразив согласие либо несогласие.

ВРЕМЯ НА ОТВЕТ –

1 МИНУТА

Групповой

Карты с заданиями (для 4 групп)

2+4=

6 мин.

Строго следим за временем

Учитель истории

После обсуждения данных высказываний учителем истории ставится проблемный вопрос (1 мин.)

Какими были Средние века?


1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты?


2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр.

Учитель литературы: столько прозвучало разных мыслей, идей, порой взаимоисключающих. Но все они имеют право на                 существование, потому что жизнь сложна и многогранна: нельзя делить мир на черный и белый, на злой и добрый. Истина часто посредине («Золотая середина», «Царский путь»). И наша задача сегодня  - приблизиться к пониманию вопроса, каким же видим мы сегодня, с высоты 21 века, те далёкие средневековые времена.

Вот поэтому работа наша будет комплексной. В составе четырех групп, а также при помощи родителей, мы подготовим коллаж «Эпоха Средневековья глазами современного школьника», где попытаемся отразить свой взгляд на средневековую картину мира.

Итак, в работу включаются группы:

  1. «Архитектура, скульптура, живопись Средневековья»
  2. «Картина мира средневекового человека»
  3. «Литература в Средние века»
  4. «Образ рыцаря Средневековья»

Прошу выйти по 1 человеку от каждой команды и поучаствовать в жеребьевке (распределение тем для работы в группах) (3 мин)

II. ПРОДУКТИВНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Третье учебное задание «Создание коллажа «Эпоха средневековья глазами современного школьника»

*Структура задания и проблемный вопрос для всех групп одинаковые. Отличаются тексты и вопросы к ним (см. приложения 2,3)

Цель

Этап

Учебное задание

Тип взаимодействия

Дидактический материал

Время

Примечание

3.

Формирование личностной позиции в отношении поставленного проблемного вопроса.

Развитие речевых умений: четкая формулировка мыслей, убедительные доводы.

Активизация психических познавательных процессов в обучении.

Самостоятельная деятельность

Вид учебного задания: задание минимального управления деятельностью учащихся

Работа с текстом:

1. В течение 30 секунд распределить 5 вопросов по тексту между собой.

2. Прочесть текст, подготовить ответы на вопросы, вместе обсудить кратко получившиеся выводы.

3.После обсуждения вопросов к тексту ответить на проблемный вопрос «Средние века – мрачное тёмное время беззакония или период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности»? 

4. Используя раздаточный материал, составьте коллаж, отражающий ваш взгляд на эпоху Средневековья (личностное отношение должно быть отражено с помощью символов, цветов и пр.)

5. Подготовьтесь представить свой коллаж. План ответа: краткие ответы на вопросы к тексту+ комментарий к коллажу+ответ на проблемный вопрос)

ВРЕМЯ НА ОТВЕТ ГРУППЫ: 3 МИНУТЫ

Групповой

Рабочая карта с заданием для каждой группы (приложение 2)

Текст (приложение 3)

Лист ватмана (в виде части паззла)

Раздаточный тематический материал

Фломастеры, карандаши, клей

Бумага А4 (для записи плана ответа)

15 мин.

Строго следить за временем, помогать детям  внутри каждой из групп

Задание родителям

Цель

Этап

Учебное задание

Тип взаимодейст-вия

Дидактический материал

Время

Примечание

-

Включенность родителей в работу, осознание ими важности формирования у детей

нравственных ценностей, сотрудничество с детьми и педагогами

Самостоятельная деятельность

1.Прочитайте текст «Баллады о времени» В.С. Высоцкого.

2. Подготовьте комментарий для детей, в основе которого – нравственная суть этого лирического произведения (кратко расскажите, чтО автор  определяет в качестве непреходящих ценностей)

3. Составьте кодекс чести для наших гимназистов (запишите самые важные качества, которые следует воспитывать в себе, и самые главные правила, которым необходимо следовать в жизни)

ВРЕМЯ НА ОТВЕТ:

5 МИНУТ

Групповой

Текст «Баллады о времени»   В.С. Высоцкого

(приложение 4)

Бумага

Фломастеры, карандаши

15 мин.

Прокомменти-ровать задание родителям в то время, как дети уже начали работу в группах (чтобы не тратить время)

Помочь родителям

При возникновении вопросов - ответить

III. ИТОГ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Четвертое  учебное задание «Представление коллажа «Эпоха средневековья глазами современного школьника»

(время на ответ каждой из групп – 3 МИНУТЫ)

Учитель истории ведет 1-2 направления:

  1. «Архитектура, скульптура, живопись Средневековья»
  2. «Картина мира средневекового человека»

                                                                              Учитель литературы ведет 3-4 направления:

  1. «Литература в Средние века»
  2. «Образ рыцаря Средневековья»

Учащиеся представляют результаты работы каждой из групп в течение 3 минут (+3 минуты запас = 15 минут)

Комментарий учителя истории по проблемному вопросу (1 минута)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Просмотр видеоролика из кинофильма «Стрелы Робин Гуда» (баллада о времени в исполнении В.С. Высоцкого) (4 минуты)

Выступление родителей (5 минут)

Комментарий учителя литературы по системе нравственных ценностей (1 минута)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (1 минута)

ДЗ: Написать эссе на тему «Время эти понятья не стёрло» (используя в том числе историческую терминологию)

*Задание на каникулы: чтение романа Вальтера Скотта «Айвенго»

*Задание на каникулы (продвинутый уровень): чтение романа Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

VI. РЕФЛЕКСИЯ (2 минуты)

Все расходятся. Фоном звучит «Бадллада о времени».



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Группа 1

Задание 1 «Лента времени»:

Отметьте на ленте времени начало и окончание средних веков. Объясните свой выбор (время на ответ – 30 секунд)

лента%20времени.png

Задание 2 «Проблемный вопрос»:

Перед вами философское высказывание. Изучите внимательно в течение 2-х минут эту мысль, прочтите вслух и дайте свой комментарий, выразив согласие либо несогласие.

(время на ответ – 1 минута)

«Средние века – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков», – такова точка зрения гуманистов, просветителей.

Группа 2

Задание 1 «Лента времени»:

Отметьте на ленте времени начало и окончание средних веков. Объясните свой выбор (время на ответ – 30 секунд)

лента%20времени.png

Задание 2 «Проблемный вопрос»:

Перед вами философское высказывание. Изучите внимательно в течение 2-х минут эту мысль, прочтите вслух и дайте свой комментарий, выразив согласие либо несогласие.

(время на ответ – 1 минута)

«Средние века - это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями», – такова точка зрения романтиков.

Группа 3

Задание 1 «Лента времени»:

Отметьте на ленте времени начало и окончание средних веков. Объясните свой выбор (время на ответ – 30 секунд)

лента%20времени.png

Задание 2 «Проблемный вопрос»:

Перед вами философское высказывание. Изучите внимательно в течение 2-х минут эту мысль, прочтите вслух и дайте свой комментарий, выразив согласие либо несогласие.

(время на ответ – 1 минута)

«Средневековье – неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности», – такова точка зрения историков-материалистов.

Группа 4

Задание 1 «Лента времени»:

Отметьте на ленте времени начало и окончание средних веков. Объясните свой выбор (время на ответ – 30 секунд)

лента%20времени.png

Задание 2 «Проблемный вопрос»:

Перед вами философское высказывание. Изучите внимательно в течение 2-х минут эту мысль, прочтите вслух и дайте свой комментарий, выразив согласие либо несогласие.

(время на ответ – 1 минута)

«Ни мрачный, ни светлый облики средневековья не отвечают полностью тому, что было на самом деле. Тысячелетняя эпоха не должна быть только «плохой» или только «хорошей»,- считают философы М. Бойцов и Р. Шукуров.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Рабочие карты учебных заданий

№ п/п

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ «Архитектура, скульптура, живопись Средневековья»

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

В течение 30 секунд распределите между собой вопросы, на которые каждый из вас будет отвечать

2.

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

  1. Какое чувство у вас вызвало описание Собора Парижской Богоматери? Почему?
  2. Предположите, какие мысли и чувства стремились выразить средневековые архитекторы в своих строениях?
  3. Какими средствами они этого достигали     (в каждом из стилей)?
  4. В чем различие облика людей в статуях романских и готических мастеров?
  5. Почему, на ваш взгляд, искусство витражей получило наивысший расцвет именно в период Средневековья?

Один человек отвечает на 1 вопрос

3.

РАБОТА НАД ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ: «Средние века – мрачное тёмное время беззакония или период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности»?

Обсудить вместе позицию. Дать аргументированный, четкий, краткий ответ.

4.

РАБОТА С ЭЛЕМЕНТОМ КОЛЛАЖА: используя раздаточный материал, отразите основные положения работы вашей группы

Личностное отношение должно быть отражено с помощью символов, цветов и пр.

5.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ ГРУППЫ

Подготовьтесь представить свой коллаж.

План ответа: краткие ответы на вопросы к тексту

+ комментарий к коллажу

+ответ на проблемный вопрос

ВРЕМЯ НА ОТВЕТ ГРУППЫ: 3 МИНУТЫ

№ п/п

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ «Картина мира средневекового человека»

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

В течение 30 секунд распределите между собой вопросы, на которые каждый из вас будет отвечать

2.

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

  1. Чем представления средневекового человека о пространстве отличались от современных?
  2. В чем особенность представлений о вертикальном строении мира?
  3. Как ощущал время средневековый человек?
  4. Каким было его отношение к труду и развлечениям?
  5. Место религии в повседневной жизни человека?

Один человек отвечает на 1 вопрос

3.

РАБОТА НАД ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ: «Средние века – мрачное тёмное время беззакония или период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности»?

Обсудить вместе позицию. Дать аргументированный, четкий, краткий ответ.

4.

РАБОТА С ЭЛЕМЕНТОМ КОЛЛАЖА: используя раздаточный материал, отразите основные положения работы вашей группы

Личностное отношение должно быть отражено с помощью символов, цветов и пр.

5.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ ГРУППЫ

Подготовьтесь представить свой коллаж.

План ответа: краткие ответы на вопросы к тексту

+ комментарий к коллажу

+ответ на проблемный вопрос

ВРЕМЯ НА ОТВЕТ ГРУППЫ: 3 МИНУТЫ

№ п/п

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ «Литература в Средние века»

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

В течение 30 секунд распределите между собой вопросы, на которые каждый из вас будет отвечать

2.

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

  1. На каком языке и почему развивалась письменная литература Средних веков?
  2. Каковы истоки литературы Средневековья?
  3. Назовите виды литературы Средневековья и жанры рыцарской литературы.
  4. Охарактеризуйте особенности литературы Средневековья.
  5. Опишите образ рыцаря, созданный в рыцарской поэзии.

Один человек отвечает на 1 вопрос

3.

РАБОТА НАД ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ: «Средние века – мрачное тёмное время беззакония или период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности»?

Обсудить вместе позицию. Дать аргументированный, четкий, краткий ответ.

4.

РАБОТА С ЭЛЕМЕНТОМ КОЛЛАЖА: используя раздаточный материал, отразите основные положения работы вашей группы

Личностное отношение должно быть отражено с помощью символов, цветов и пр.

5.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ ГРУППЫ

Подготовьтесь представить свой коллаж.

План ответа: краткие ответы на вопросы к тексту

+ комментарий к коллажу

+ответ на проблемный вопрос

ВРЕМЯ НА ОТВЕТ ГРУППЫ: 3 МИНУТЫ

№ п/п

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ «Образ рыцаря Средневековья»

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

В течение 30 секунд распределите между собой вопросы, на которые каждый из вас будет отвечать

2.

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

  1. В какой среде зарождается рыцарская культура?
  2. Подготовьте развернутый ответ, используя следующий план:
  1. Система воспитания рыцарей
  2. Рыцарские турниры
  3. Рыцарские доблести
  4. Рыцарские заповеди

Один человек отвечает на 1 вопрос

3.

РАБОТА НАД ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ: «Средние века – мрачное тёмное время беззакония или период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности»?

Обсудить вместе позицию. Дать аргументированный, четкий, краткий ответ.

4.

РАБОТА С ЭЛЕМЕНТОМ КОЛЛАЖА: используя раздаточный материал, отразите основные положения работы вашей группы

Личностное отношение должно быть отражено с помощью символов, цветов и пр.

5.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ ГРУППЫ

Подготовьтесь представить свой коллаж.

План ответа: краткие ответы на вопросы к тексту

+ комментарий к коллажу

+ответ на проблемный вопрос

ВРЕМЯ НА ОТВЕТ ГРУППЫ: 3 МИНУТЫ



Предварительный просмотр:

Приложение 3. Тексты для работы в группах

Архитектура, скульптура, живопись Средневековья

Строители  Раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до ХI -ХIII  веков называют романскими ( от «Ром»а- Рим).

Романский архитектурный стиль

Сначала появился романский стиль, получивший название благодаря применению в строительстве технологий и приемов времен Римской империи. Он возник около 1000 года и просуществовал до XII века, а в некоторых странах и дольше.

Что характерно для этого архитектурного стиля? Он легко узнаваем по толстым стенам, массивным башням, узким окнам.  Он почти лишен украшений, в нем есть строгая простота и даже аскетичность, суровость. Это стиль, скорее, оборонительных сооружений. С его применением построены многие раннехристианские храмы и феодальные замки. Храмы, построенные в романском стиле, имеют три части: неф, алтарь и притвор.

Готический архитектурный стиль

Готический стиль появился в XII веке и существовал до XV столетия.

Архитектура средневековья, кратко говоря, в период готики создала огромное количество удивительных по красоте храмов и соборов, которые и сейчас поражают своим величием.

Для архитекторов готики задачей было сделать строение как можно выше.

Для этого стиля характерно стремление ввысь, обилие скульптурных украшений, большие окна, красочные витражи. Активно развивались города, которым нужна была не суровая архитектура романского стиля, а нечто более изящное. И готический стиль подходит как нельзя лучше. Поэтому он быстро вытесняет своего предшественника.

Замки

Конечно же, самые знаменитые архитектурные сооружения Средних веков – это замки. Их строили на возвышении, чтобы было удобнее наблюдать и защищаться. Многие замки для основания использовали римские сторожевые башни.Поэтому главной частью был донжон – башня. Ее занимала семья феодала. С течением времени, так как жить в башне было все-таки не совсем удобно, рядом строили дом. Некоторые из них больше напоминали дворцы своей красотой и величиной.

Скульптура Cредневековья

В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображавших Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) около 9 тысяч статуй.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники средних веков стремились раскрыть богатство мыслей, чувств и настроений человека. Романские мастера часто изображали человека с немощным, иссушенным страданием телом, но при этом более глубоко отражали его внутренний мир.

В готических статуях точнее, чем в романских, передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в их позах больше движения. У мастеров возродился интерес к красоте внешнего облика человека.

В тревожном, беспокойном мире мастера прославляли терпение, благородство и душевную стойкость человека.

Живопись Средневековья также отличался некоторой суровостью. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Художники того времени не знали перспективы. На их полотнах персонажи находятся на одной линии. Однако даже при мимолетном взгляде легко понять, какая фигура на изображении главная. Для установления четкой иерархии персонажей мастера делали одних значительно превосходящими ростом других. Так, фигура Христа всегда возвышалась над ангелами, а они, в свою очередь, доминировали над простыми людьми. У этого приема была и обратная сторона: он не давал особой свободы в изображении обстановки и деталей фона. В результате живопись Средневековья того периода уделяла внимание лишь главным моментам, не утруждая себя запечатлением второстепенного.

Книжные миниатюры Характерные особенности живописи этого периода наиболее отчетливо заметны в небольших иллюстрациях, украшавших книги - «книжных миниатюрах». Это сделанные от руки рисунки, цветные иллюстрации гуашью, клеевыми или акварельными красками в рукописных книгах, а также художественно-декоративные элементы этих книг - инициальные буквы, заставки, концовки.

Витражи средних веков

Витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов.

Особенность средневековых витражей заключается в том, что при взгляде снаружи здания они кажутся совершенно тусклыми и невыразительными. Их практически невозможно заметить, поскольку темные стекла почти сливаются со стенами. Но стоит только зайти вовнутрь, как перед вами открывается вся красота и духовная сила искусства цветного остекления средневековых храмов. Под лучами яркого солнечного света стекла витражей начинают светиться, наполняя пространство собора искусно подобранными красочными переливами.

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»:

«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той,

какою является фасад  этого  собора,  где последовательно и  в  совокупности

предстают перед  нами три стрельчатых портала; над  ними -- зубчатый карниз,

словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное

окно-розетка с  двумя  другими  окнами,  расположенными  по  бокам,  подобно

священнику, стоящему  между дьяконом и иподьяконом;  высокая  изящная аркада

галереи  с лепными украшениями в форме  трилистника, поддерживающая на своих

тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец,  две мрачные массивные башни с

шиферными  навесами.  Все  эти  гармонические  части  великолепного  целого,

воздвигнутые одни над другими и образующие  пять гигантских ярусов, спокойно

развертывают   перед   нашими   глазами   бесконечное   разнообразие   своих

бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве

сливающихся  с безмятежным величием  целого.  Это  как бы огромная  каменная

симфония; колоссальное творение  и  человека  и  народа,  единое  и сложное,

подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения

всех сил целой эпохи, где  из каждого камня брызжет принимающая  сотни  форм

фантазия  рабочего, направляемая гением  художника; словом, это творение рук

человеческих  могуче и преизобильно,  подобно творению бога, у которого  оно

как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность.»

Картина мира средневекового человека

Представления средневекового человека о пространстве отличались от современных. Средневековые космографы (т.е. те, кто описывал устройство Вселенной) считали, что Земля является центром мироздания и окружена равноудалеными от нее небесными сферами. Такая картина мира совпадала с христианским учением о том, что Бог, творя мир, поместил в его центре Землю и человека - как лучшее из своих творений, созданное по образу и подобию Божию.

Так как средневековый человек во многом оставался язычником, то и мир в его глазах нередко оказывался магическим, заколдованным. Особая, чудесная реальность существовала где-то совсем рядом - стоило отойти от порога, выйти за окраину деревни или за крепостную стену. Там начинались дикие леса и болота, горы и пустоши, необжитые пространства, в которых куролесила нечисть - свергнутые с пьедестала языческие божки и боги. Сохранить душу, а то и жизнь можно было лишь предав себя в руки Божии. Но вера в провидение отнюдь не избавляла христианина от вечного выбора между добром и злом - выбора жизненного пути. Это словосочетание для древнего человека имело буквальный смысл. Выбирая ту или иную дорогу, герой средневекового рыцарского романа (как и богатырь в русской сказке) определял и свою судьбу.

   Особое значение придавалось перемещению человека по вертикальной оси. Движение вверх, к небу, означало приближение к благу, добру, победу над смертью. Спуск вниз символизировал тяжелое испытание, падение, грех, а часто и гибель.

Представление о вертикальном строении мира опиралось и на распространенный во всех древних дохристианских мифологиях образ Мирового древа, соединяющего небо и землю.

Представления о времени. В средневековой Европе применялся солнечный календарь, возникший у древних земледельческих народов из потребности определять по солнцу начало полевых работ.

Средневековый человек вообще был почти безразличен ко времени, что вызывалось общей рутиной жизни, ее однообразием, связью человека с природным ритмом. Время не ощущалось, его не берегли, хотя жили не долго, в среднем, до 30-35 лет. Считалось, что время – собственность Бога, человек над временем не властен.

Однако, при неторопливости, медлительности общества в целом, при медленном течении жизни, зависимой от природных циклов, люди быстро взрослели и быстро реализовывали свои способности: малая продолжительность жизни как бы спрессовывала время и к 25-30 годам люди много успевали. Особенно это относится к верхам общества: молодые короли, герцоги, епископы и т.д. Старость начиналась с современного зрелого возраста. Средневековым же миром правили молодые.

Отношение к труду. В раннем средневековье основным был труд земледельца. Но и он считался низким, занятием зависимых людей. Большинство ремесел в раннее средневековье считались «низкими». Вообще в это время людям было чуждо стремление к ежедневному труду, разве что для добычи хлеба насущного. Но не для накопления состояния. Для этого привычны были иные пути: придворная или военная служба, наследство, ростовщичество, алхимия. Поэтому купцов не любили: крестьяне не доверяли, знать завидовала.

Перелом в отношении к труду начался на грани Х/ХI вв., что было связано с подъемом городов и развитием самостоятельного ремесла. Постепенно повышался престиж труда.

Досуг. Развлечения. Основным видом средневековых развлечений в Западной Европе были танцы, распространенные во всех слоях общества и связанные со светской инструментальной музыкой. Отношение к танцам в обществе было различным.

Но не только танцами славились будни средневековья. Артисты были исполнителями, а часто и авторами всевозможных пародий: и на разные стороны тогдашней жизни, и на людей, как по их социальным группам, так и персонально.

Среди развлечений видное место занимали игры. Например, известна игра, похожая на хоккей – шар гоняли подобием клюшки. С того же времени известны санки с полозьями из лошадинных челюстей. Из них же – коньки, у которых с ХIII в. появились и металлические полозья. С ХIII/ХIV в. во Франции начали играть в кегли. Тогда появилась и игра в волан – с помощью дощечек перебрасывали шар с перьями. С ХIV в. в английской деревне появился футбол. С древности распространилась игра в кости. Ее популярность – в зависимости от случая, что вполне соответствовало средневековому миропониманию.

Более изысканными стали появившиеся в ХV в. карты, в которых сохранился тот же принцип игры случая. Распространившиеся в ХI-ХIII вв. шахматы были игрой благородных.

Роль и место религии в повседневной жизни. В Х-ХI вв. возрастает влияние монастырей на общество. С Х в. в Западной Европе распространилось трехчастное деление общества на «тех, кто молится, тех, кто воюет и тех, кто трудится». Духовенство в этой системе оказалось на первом месте.

Литература Средневековья

С V века н.э., с момента распада Римской империи, когда стали складываться европейские народности, языки и государства, ведет свое начало европейская литература. Эта литература и получила название Средневековая литература. Долгое время письменная литература средних веков существовала только на латинском языке. Но народ не знал латыни и начал складывать свои песни, сказки, предания. Только после того, как у народов Европы стала появляться своя письменность, эти произведения были записаны.

Истоки литературы Средневековья:

  1. фольклор – к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы;
  2. античная литература 
  3. христианство – Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны.

Свое начало Средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. 

Литература Средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.

Религиозная литература занимала центральное место, поскольку влияние церкви было очень сильным.

Городская включала в себя басни и театральные жанры, такие, как фарс (комическая пьеса), мистерия, миракль.

Рыцарская литература была самой многочисленной и интересной. Институт рыцарства, как и церковь, играл важную роль в Средние века.

Рыцарская литература включала в себя следующие жанры:

   

Героический эпос.  В раннем средневековье он был представлен устными сказаниями скандинавов и кельтов. Где-то с XI века эпосы начинают записывать. В каждой европейской стране было свое сказание о героях: больше всего народ любил песни о подвигах.  У германцев была «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о герое Зигфриде, который искупался в крови дракона и стал неуязвим. Во Франции была написана трагическая «Песнь о Роланде». Суровые скандинавы создали цикл песен о богах и героях «Старшая Эдда». Англия стала родиной легенд о справедливом короле Артуре.

 Рыцарский роман. Его ярчайший представитель, получивший огромную популярность и известность – «Тристан и Изольда». Если эпосы были народным творчеством, то рыцарский роман уже имел авторство. «Тристана и Изольду» написал в XIII веке Готфрид Страсбургский.

Лирика. После первых крестовых походов появляются поэты-певцы – трубадуры и миннезингеры. Основная тема их поэзии – любовь.

В течение длительного времени в средневековой литературе существовало только несколько жанров. Постепенно, с общим развитием культуры Средних веков, их становилось все больше.

Особенности литературы средневековья?

1. Литература средневековья безымянная. Первыми «литературными авторами», имена которых мы знаем, были странствующие поэты, которые назывались в разных странах по-разному: труверы, менестрели, ваганты.

Раньше всего они появились в Италии и Провансе. Это было к тому же и началом литературы на «новых» языках: испанском, французском, итальянском и т.д. Они долго считались неполноценными по сравнению с языком учености - латынью. Первыми литературными строчками на итальянском языке считается песнь «О брате Солнце» великого святого Франциска Ассизского.

 

2.Средневековая литература синтетична, как и вся средневековая цивилизация. В ней переплетены разные жанры. Например, высшее достижение средневековой литературы - «Божественная Комедия» Данте - это и гениальная поэма, и теологический трактат, и философия, и даже острый политический конфликт.

3.На средневековую литературу глубокий отпечаток наложило религиозное мышление, оно также ввело в литературный оборот элементы символического восприятия действительности.

Художественный образ рыцаря

В рамках рыцарской поэзии был создан образ рыцаря – смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались не только верность сеньору, щедрость, но и благородство: рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, ухаживать за женщинами. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне, божьей матери и земной прекрасной женщине. Рыцарская поэзия создавалась на  родном языке. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы.

Образ рыцаря Средневековья

Образ Средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - которых объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы.

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Согласно распространённым в рыцарской среде представлениям, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а также борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

Организовывались специальные рыцарские турниры. Были выработаны  правила рыцарских дуэлей. Их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

(Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари).

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. (В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 – последний).

Рыцарские доблести:

мужество (pronesse)

верность (loyaut)

щедрость (largesse)

благоразумие (le sens, в смысле умеренности)

утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)

чувство чести (honneur)

вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.



Предварительный просмотр:

Приложение 4. Задание родителям

1.Прочитайте текст «Баллады о времени» В.С. Высоцкого.

2. Подготовьте комментарий для детей, в основе которого – нравственная суть этого лирического произведения (кратко расскажите, чтО автор  определяет в качестве непреходящих ценностей)

3. Составьте кодекс чести для наших гимназистов (запишите самые важные качества, которые следует воспитывать в себе, и самые главные правила, которым необходимо следовать в жизни)

(Время на обсуждение и составление «Кодекса чести гимназиста»: 15 минут

Время на ответ: 5 минут)

                                     Баллада о времени (В.Высоцкий)

      Замок временем срыт и укутан, укрыт

      В нежный плед из зеленых побегов,

      Но... развяжет язык молчаливый гранит —

      И холодное прошлое заговорит

      О походах, боях и победах.

      Время подвиги эти не стерло:

      Оторвать от него верхний пласт

      Или взять его крепче за горло —

      И оно свои тайны отдаст.

      Упадут сто замков и спадут сто оков,

      И сойдут сто потов целой груды веков, —

      И польются легенды из сотен стихов

      Про турниры, осады, про вольных стрелков.

      Ты к знакомым мелодиям ухо готовь

      И гляди понимающим оком, —

      Потому что любовь — это вечно любовь,

      Даже в будущем вашем далеком.

      Звонко лопалась сталь под напором меча,

      Тетива от натуги дымилась,

      Смерть на копьях сидела, утробно урча,

      В грязь валились враги, о пощаде крича,

      Победившим сдаваясь на милость.

      Но не все, оставаясь живыми,

      В доброте сохраняли сердца,

      Защитив свое доброе имя

      От заведомой лжи подлеца.

      Хорошо, если конь закусил удила

      И рука на копье поудобней легла,

      Хорошо, если знаешь — откуда стрела,

      Хуже — если по-подлому, из-за угла.

      Как у вас там с мерзавцем? Бьют? Поделом!

      Ведьмы вас не пугают шабашем?

      Но... не правда ли, зло называется злом

      Даже там — в добром будущем вашем?

      И вовеки веков, и во все времена

      Трус, предатель — всегда презираем,

      Враг есть враг, и война все равно есть война,

      И темница тесна, и свобода нужна —

      И всегда на нее уповаем.

      Время эти понятья не стерло,

      Нужно только поднять верхний пласт —

      И дымящейся кровью из горла

      Чувства вечные хлынут на нас.

      Ныне, присно, во веки веков, старина, —

      И цена есть цена, и война есть война,

      И всегда хорошо, если честь спасена,

      Если другом надежно прикрыта спина.

      Чистоту, простоту мы у древних берем,

      Саги, сказки — из прошлого тащим, —

      Потому, что добро остается добром —

      В прошлом, будущем и настоящем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Эпоха Средневековья. Витражное искусство»

Цель:Познакомить учащихся с декоративным искусством ЗападнойЕвропы эпохи Средневековья....

Итоговое повторение по теме"Эпоха Средневековья"

Материал представляет собой разработку урока итогового повторения по курсу эпохи Средневековья для 6 класса. Разработка сделана в конкурсно-игровой форме, сочетает групповые и индивидуальные формы раб...

План-конспект урока «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»

Цель  урока: Привитие  навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.Задачи:- обуча...

Тест по теме "Эпоха Средневековья" - 10 класс

Тест для итогового урока в 10 кл "Эпоха Средневековья" Курс - Всеобщая история....

ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»

Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...

Образ учителя глазами современного школьника

Социологическое исследование школьника и учителя. По результатам исследования написана статья...