Образ учителя глазами современного школьника
статья по истории
Социологическое исследование школьника и учителя. По результатам исследования написана статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ учителя глазами современного школьника
Учитель в России — это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «Учитель» не меняется никогда[1]. Так считает издательский состав корпорации «Российский учебник», но согласны ли с этим современные ученики? В этом и хотелось бы разобраться.
В первую очередь, интересно рассмотреть это «внутреннее содержание понятия учитель», из этого станут и понятны современные требования к этой профессии. Сегодня не составляет труда изучить этот вопрос. Связано это с существованием нормативных документов в нашей стране. Конечно, нормативные документы составляют вовсе не современные ученики, а уполномоченные органы, но без мнения этих людей невозможно сформировать представление о профессии учителя и о том, каким же должен быть учитель сегодня.
Просмотрев документы, сразу можно увидеть, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.[2] С этим трудно не согласиться и не принимать во внимание. В современной школе действительно не обойтись без педагогического образования, потому что именно в процессе его получения будущий учитель приобретает знания по психологии, педагогике и, конечно, своему предмету. Но образование – не показатель особенности учителей, ведь и юристы получают профильное образование и инженеры, и парикмахеры, и повара. Следовательно, «внутреннее содержание понятия учитель» - это не только образование, а что-то еще.
В этом же законе об образовании сказано, что в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.[3] Здесь уже стоит разобраться по подробнее.
Из этой мысли следует, что, во-первых, помимо обучения учащихся предмету, то есть передачи знаний, которые учитель приобрел в процессе получения высшего образования, еще и нужно учащихся воспитывать, готовить к взрослой жизни, давать такие знания, которые можно было бы применить на практике. Во - вторых, нужно не просто вырастить ученика, а воспитать творческую, здоровую, интересующуюся личность. Получается, что от того, насколько учитель будет стараться, сколько вкладывать усилий, проявлять интереса и применять творчества, зависит, какими будем мы, новые поколения и вообще будущее.
Закон об образовании дополнен и такими задачами для учителя, как необходимость развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.[4] Ничего себе задачки! Это в условиях, когда не всегда все ученики хотят учиться или не все могут учиться. Не у всех одинаково высокий интерес к каждому предмету и учителю. А ведь есть дети, которым необходимо индивидуальное обучение, но и в этой ситуации учитель должен проявить чуткость и внимательность, и обучать их, как и других учеников в классе.
Наверно, одним из самым простых, но одновременно и сложным является уважение чести и достоинства обучающихся, а также соблюдение правовых, нравственных и этических норм.[5] Сегодня, к сожалению, не все ученики уважают учителей, не всегда готовы их слушать и проявить должное внимание. В этой ситуации учителям приходится быть очень терпеливыми, быть тонким психологом в решении трудных задач.
Учителю нужно всегда «идти в ногу со временем». Ведь ни прогресс, ни ученики на месте не стоят. «Реалии современного мира быстро меняются» было сказано выше. Появляются новые технологии и знания, научные открытия и изобретения, телефоны и слова, книги и фильмы. Чтобы быть «на одной волне» с учениками, учитель должен многим интересоваться и много изучать.
2010 год, по решению президента Д. А. Медведева, был объявлен Годом Учителя. Тогда же была составлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в рамках которой, президент говорил, что в современном мире понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы[6].
Таким образом, «внутренне содержания понятия учитель», с точки зрения нормативно-правовых документов, определено. Оказывается, учитель столько всего должен уметь и знать. Он должен быть профессионалом, хорошо знать свой предмет, быть внимательным, интересным, творческим, тактичным, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Быть учителем – это огромная ответственность.
Свое мнение об учителе есть и у людей, занимающихся педагогикой или тесно связанных с этой сферой деятельности. Например, студенты высших учебных заведений. Они уже хорошо осознают, каким должен быть учитель сегодня: одним из важнейших качеств учителя является умение найти свой уникальный подход в обучении к каждому из его учеников; учитель должен уметь расположить к себе детей; хороший учитель не может не обладать таким качеством, как стремление к творчеству[7]. И с этим мнением трудно не согласиться.
Интересно и мнение Кандидата педагогических наук, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского о современном учителе. Он считает, что в век информатизации и компьютеризации, когда каждый ученик способен нажать кнопку гаджета и узнать практически любую информацию, учителя все-таки никто не заменит. Потому что учитель дает знание не только о предмете, но и о жизни и способен не только предоставить образовательную услугу, но и поддержать, помочь, почувствовать своих учеников. Это, конечно, очень важно в профессии учителя[8].
Сами учителя тоже нередко рассуждают на тему «каким должен быть учитель». И вот тому пример. Один из учителей начальной школы говорит, что учитель должен быть интересующимся, читающим, неравнодушным, с активной гражданской позицией и обязательно любить детей и свое дело[9].
Хотелось бы отметить, что по данным опроса ВЦИОМ, учителя пользуются высоким доверием общества. В 2013 году рейтинг профессии педагога, с точки зрения доверия, составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у учёных — 3,86 балла). Однако по остальным критериям специальность педагога существенно уступает другим сферам. Например, с точки зрения престижности, работа преподавателя получает оценку чуть ниже «тройки» — 2,90 балла. По критерию перспективности (т. е. насколько родители хотят видеть своих детей представителями данной профессии) — 2,57 балла, а по критерию доходности — 2,77 балла. Десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному.[10] Как было отмечено выше, такие показатели связаны, прежде всего, с высоким уровнем сложности профессии.
Таким образом, совокупное мнение людей, связанных с педагогикой и людей взрослого поколения, наших родителей, оно понятно. И, в целом, мнение общества и с установками нормативно-правовых документов совпадает. Нет другой профессии, которую называют самыми красивыми словами: высокая, благородная, почетная, душевная, прекрасная. Нет другого профессионала, к которому предъявляют столько требований: он должен быть честным, правдивым, знающим свое дело, компетентным, любящим свою страну, любящим своих детей, психологом человеческой души, помощником своих подопечных, вторым «родителем», морально устойчивым, требовательным, добрым, строгим, готовых к компромиссу. Он должен быть первым…[11]
Практическая часть
Нормативные документы дали ответ на вопрос об образе современного учителя. Есть свое мнение и у взрослого поколения. В этой части статьи будет рассмотрено мнение современных учеников по этому же вопросу.
Мнение учеников было составлено на основе анкеты. Всего в анкете семь вопросов. Шесть из них с выбором ответа, в последнем, седьмом, необходимо расположить качества, необходимые учителю, начиная с наиболее важного, заканчивая наименее важным. В опросе принимало участие 224 человека – учащиеся средней и старшей школы.
Первым вопросом мы выяснили, на что обращают внимание школьники, когда учитель входит в класс. Из предложенных вариантов ответа: настроение, тон голоса и внешний вид, наибольшее количество голосов получил первый вариант: настроение. За него проголосовали 46% респондентов. В свою очередь, второму варианту отдали предпочтение 28% и третьему – 26%. Получается, что решающую роль для учащихся играет настроение. Это закономерно, ведь именно от этого зависит, как пройдет урок. Школьники часто думают, что от настроения учителя зависит и количество домашнего задания, и наличие проверочной работы на уроке.
На второй вопрос «нравится ли вам, когда учитель рассказывает историю из своей жизни?» учащиеся практически единодушно выбрали вариант «да, почаще бы так» и отдали ему 73% голосов. С вариантом «мне все равно» согласились 23% школьников и оставшиеся 4% достались варианту «это утомляет и выглядит, как нравоучение». Конечно, нам нравится, когда учителя приводят примеры из жизни. Ведь на основе этого примера становится понятнее тема урока или этот пример помогает разобрать какую-либо ситуацию, а иногда история с моралью и это заставляет задуматься. А бывают примеры смешные, с юмором, и тогда это служит хорошей минуткой расслабления на уроке.
Третий вопрос анкеты был, скорее, больше адресован взрослым школьникам, потому что именно они познакомились уже со всеми учителями, а кто-то менял школу или даже город. На вопрос «есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше» были получены следующие ответы: у 65% был такой учитель; 23% об этом не задумываются и у 11% еще не было такого учителя в жизни. Остается надеется, что у некоторых все еще впереди. Конечно, учителя делают для нас много, иногда такое, что делать вовсе не обязаны: помогают, поддерживают, объясняют. Нет сомнений, что, благодаря им мы становимся лучше.
Ответ на четвертый вопрос «случалось ли так, что из-за конкретного учителя вы не хотели идти в школу?» выглядит, пожалуй, тревожно. Второй вариант – «никогда не было» выбрали всего 29% школьников. В свою очередь, первый вариант – «один раз было» выбрали 44% учащихся и третий вариант «постоянно происходит» выделили 27%. Получается, что ситуации, когда по разным причинам не нравится учитель, возникают довольно часто. Но здесь трудно выяснить причину, ведь все люди разные и кому-то не нравиться это естественно. Необходимо наверно выяснять причину конфликта и решать проблемную ситуацию.
В пятом вопросе было выяснено, как должен выглядеть учитель. 61% школьников ответили, что одежда вообще не влияет на качество образования. Но были и те, кто уверен, что учитель должен выглядеть строго и элегантно, таких оказалось 22%. И за любую комфортную для учителя одежду проголосовали 17%. Мы согласны, что учителя подают нам пример, но давно хочется, чтобы с формой в школе было не так строго.
Ну и на заключительный, шестой вопрос тестовой части, «какая речь должна быть у учителя?» мнения учащихся разделились. Треть считает, что речь должна быть логичной и правильной. 24% считают, что заумные фразы только осложняют понимание предмета. В два раза больше учащихся, 45% процентов, за правильную речь, но и не против использования учителем сленга. В целом, по этому вопросу, сильно ничего не должно поменяться в речи учителей. Нужно отметить, что наши учителя стараются доступно объяснять материал, используя при этом и предметные термины, и слова, близкие для нашего понимания. Это правильно, ведь, где мы еще научимся красиво и логично разговаривать, если не на уроках и не от учителей.
Седьмой вопрос оказался самым интересным и затруднительным. Необходимость расположить качества, которыми должен обладать учитель от наиболее важного к наименее важному, заставила всерьез учащихся задуматься. Результат оказался интересным. На первое место школьники ставят все-таки педагогическое образование, выходит, что без него невозможно преподавать. На второе место вывели любовь к детям, далее справедливость, умение понятно объяснять, терпеливость и одинаковое отношение ко всем ученикам, затем коммуникативность. Выходит, что для ребят не важны ни организаторские способности, ни уважение, ни внимательность, ни творческий подход к делу, ни даже возраст. Например, чувство юмора на первое место выводят всего 10% опрошенных, получается и это качество не так уж важно для учителя. Таким образом, школьники больше всего ценят учителя справедливого и умеющего понятно объяснять. Что ж, качества не маловажные.
Анкета помогла сформировать образ учителя школы. Это учитель справедливый, немножко с чувством юмора и достаточно терпеливый, прибегающий иногда к сленгу, но зато умеющий понятно объяснять. Он может приходить в школу в любой одежде, лишь бы с педагогическим образованием и любовью к детям. Лучше в хорошем настроении, чтобы мы брали с него пример, чем строгим и унылым. Мы сформировали своего «идеального» учителя.
Подводя итог исследованию, во-первых, хочется отметить, что такое исследование оказалось очень интересным. Процесс написания, анкетирования, анализирования результатов был трудным, но увлекательным. Во-вторых, было очень интересно, какими будут результаты. Давать «оценку» учителю дело непривычное, всегда ведь происходит наоборот. В-третьих, в процессе изучения литературы, узнаешь много нового. Учителя всегда вокруг нас, но мы так мало о них знаем. Исследование помогло приоткрыть завесу тайны учительской жизни.
На основе официальных документов было выяснено, что наше государство ждет от учителей многого. По мнению государства, учитель - это сильный душой и телом человек, целеустремленный, знающий свое дело, творческий во всех отношениях, ответственный и способный ученику быть не только учителем, но и заботливым другом и верным товарищем. Такой образ представлен нам в нормативно-правовых актах и официальных доктринах. Образ строгий, ведь государство возлагает большие надежды на учителей, как людей, формирующих мировоззрение будущих поколений.
Государство смотрит, конечно, вперед, но для нас, обычных школьников, учитель – это тот, кто ежесекундно рядом. Мы различаем его настроение, его улыбку, его тон. Мы любим, когда нам рассказывают поучительные истории, когда слушают нас. Мы любим, чтобы решения учителей были справедливыми и всегда хотим, чтобы о нас заботились и к нам относились внимательно, с теплотой.
На основе нашей анкеты сложился определенный образ учителя. Мы часто обращаем внимание на настроение учителя, и хочется, чтобы оно всегда было оптимистичное и приподнятое, тогда и мы будем соответствовать. Мы решили, что одежда не влияет на качество образования, ведь действительно, в современном мире это не всегда важно. Поэтому пусть учителя выглядят, как считают нужным. По нашему мнению, само главное, чтобы учителя любили детей, имели педагогическое образование, были справедливыми и терпеливыми, умели доступно объяснять и старались одинаково относиться ко всем ученикам. Также мы ценим в учителях чувство юмора и очень любим послушать интересные истории из их жизни.
Мы часто берем пример с учителей, это видно даже по анкете, ведь у большего числа опрошенных был учитель, благодаря которому ученики становились лучше. Пусть количество этих школьников только увеличивается, а наш идеальный учитель существует не только в нашей школе.
Выходит, что издательский состав корпорации «Российский учебник» был прав. Учитель в России – это больше, чем учитель. Все потому, что для нас учитель – больше, чем учитель. И как бы не менялись реалии современного мира, учитель был и остается главным проводником в мир знаний и насыщенную приключениями большую жизнь.
[1] https://drofa-ventana.ru/material/interesnie-fakti-o-professii-uchitel/ ( дата обращения 25.11.2017)
[2] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ ред. от 29.12.2012 ст.46
[3]Там же, с.47
[4] Там же, ст.48
[5] Там же, ст.48
[6] Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения 26.11.2017)
[7] Бабич Е.А., Избицкая О.В. «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 09.11.2017)
[8] https://mir24.tv/news/16270972/den-uchitelya-kakim-dolzhen-byt-sovremennyi-pedagog (дата обращения 10.11.2017)
[9] Маланова С. В. Каким должен быть современный учитель? [Электронный ресурс] // http://pedsovet.su/essay/6188 (дата обращения 04.01.2018)
[10] Екатерина Шевалье Профессия недели: учитель. 10 фактов [Электронный ресурс] // http://www.aif.ru/dontknows/about/professiya_nedeli_uchitel_10_faktov (дата обращения 5.01.2018)
[11] Бабич Е.А., Избицкая О.В. «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 09.11.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВАЯ ШКОЛА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Некоторые суждения учителя по модернизации школы в рамках инициативы "Наша новая школа"....
Эссе "Новая школа глазами современного учителя"
Эссе- размышление о новых стандартах и применении компьюторных технологий на уроках математики...
План-конспект урока «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
Цель урока: Привитие навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.Задачи:- обуча...
ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»
Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...
Образ учителя глазами современного школьника
Работа ученицы 5 класса...
Образ учителя глазами современных учеников
Исследовательская работа посвящена проблемам образа учителя в современном обществе. Авторы рассматривают идеальный образ педагога, а т...