Образ учителя глазами современного школьника
творческая работа учащихся (5 класс)

Веселова Мария Маратовна

Работа ученицы 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_uchitelya_glazami_sovremennogo_shkolnika.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

№ 315

Исследовательская работа

По теме: «Образ учителя глазами современного школьника»

Ученицы 5Б класса

Выполнила: Яковлева Ксения

Учитель: Веселова Мария Маратовна

Санкт-Петербург, Пушкин

2017-2018 учебный год


Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………………… 3-4 с.
  2. Современные требования к профессии «Учитель»…………….. 5-9 с.
  3. Практическая часть…………………………………………………10-13 с.
  4. Заключение………………………………………………………… 14-15 с.
  5. Список использованной литературы…………………………………………………………… 16 с.
  6. Приложение……………………………………………………….. 17-18 с.

Введение

Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством. Современное, быстроразвивающееся общество требует и некоторых своевременных изменений в образе учителя, его ремесле.  Актуальность темы обусловлена высоким уровнем требований к роли учителя в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Цель работы – создание модели (образа) учителя, на основе мнения школьников средней и старшей школы №315 Пушкинского района. Цель определяет следующие задачи:

- рассмотреть нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя;

- изучить мнения людей, имеющих отношение к педагогической деятельности;

- провести анкетирование учеников средней и старшей школы №315;

- проанализировать данные, полученные при анкетировании.

Проблема образа учителя изучена достаточного хорошо на сегодняшний день, но интерес исследования представляет мнение учеников нашей, 315ой школы. Для глубокого понимания сути проблемы были изучены нормативно-правовые документы: «Закон об образовании»[1], образовательная инициатива «Наша новая школа»[2], в которых дан подробный перечень прав и обязанностей учителей. На основе этой информации можно сделать вывод, каким хочет видеть государство современного учителя.

Также были изучены разные интервью[3], социологические опросы, статьи журналов[4]. Эти источники содержат информацию о роли учителя в жизни современных школьников, о функциях учителей и навыках, необходимых в работе.

По причине характера темы – социологического, обществоведческого, использована и соответствующая литература: интерес представляло общественное мнение.


2. Современные требования к профессии «Учитель»

Учитель в России — это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «Учитель» не меняется никогда[5]. Так считает издательский состав корпорации «Российский учебник», но согласны ли с этим современные ученики? В этом и хотелось бы разобраться.

В первую очередь, интересно рассмотреть это «внутреннее содержание понятия учитель», из этого станут и понятны современные требования к этой профессии. Сегодня не составляет труда изучить этот вопрос. Связано это с существованием нормативных документов в нашей стране. Конечно, нормативные документы составляют вовсе не современные ученики, а уполномоченные органы, но без мнения этих людей невозможно сформировать представление о профессии учителя и о том, каким же должен быть учитель сегодня.

Просмотрев документы, сразу можно увидеть, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.[6] С этим трудно не согласиться и не принимать во внимание. В современной школе действительно не обойтись без педагогического образования, потому что именно в процессе его получения будущий учитель приобретает знания по психологии, педагогике и, конечно, своему предмету. Но образование – не показатель особенности учителей, ведь и юристы получают профильное образование и инженеры, и парикмахеры, и повара. Следовательно, «внутреннее содержание понятия учитель»  это не только образование, а что-то еще.

В этом же законе об образовании сказано, что в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.[7] Здесь уже стоит разобраться по подробнее.

Из этой мысли следует, что, во-первых, помимо обучения учащихся предмету, то есть передачи знаний, которые учитель приобрел в процессе получения высшего образования, еще и нужно учащихся воспитывать, готовить к взрослой жизни, давать такие знания, которые можно было бы применить на практике. Во - вторых, нужно не просто вырастить ученика, а воспитать творческую, здоровую, интересующуюся личность. Получается, что от того, насколько учитель будет стараться, сколько вкладывать усилий, проявлять интереса и применять творчества, зависит, какими будем мы, новые поколения и вообще будущее.

Закон об образовании дополнен и такими задачами для учителя, как необходимость развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.[8] Ничего себе задачки! Это в условиях, когда не всегда все ученики хотят учиться или не все могут учиться. Не у всех одинаково высокий интерес к каждому предмету и учителю. А ведь есть дети, которым необходимо индивидуальное обучение, но и в этой ситуации учитель должен проявить чуткость и внимательность, и обучать их, как и других учеников в классе.

Наверно, одним из самым простых, но одновременно и сложным является уважение чести и достоинства обучающихся, а также соблюдение правовых, нравственных и этических норм.[9] Сегодня, к сожалению, не все ученики уважают учителей, не всегда готовы их слушать и проявить должное внимание. В этой ситуации учителям приходится быть очень терпеливыми, быть тонким психологом в решении трудных задач.

Учителю нужно всегда «идти в ногу со временем». Ведь ни прогресс, ни ученики на месте не стоят. «Реалии современного мира быстро меняются» было сказано выше. Появляются новые технологии и знания, научные открытия и изобретения, телефоны и слова, книги и фильмы. Чтобы быть «на одной волне» с учениками, учитель должен многим интересоваться и много изучать.

2010 год, по решению президента Д. А. Медведева, был объявлен Годом Учителя. Тогда же была составлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в рамках которой, президент говорил, что в современном мире понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной  школы[10].

Таким образом, «внутренне содержания понятия учитель», с точки зрения нормативно-правовых документов, определено. Оказывается, учитель столько всего должен уметь и знать. Он должен быть профессионалом, хорошо знать свой предмет, быть внимательным, интересным, творческим, тактичным, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Быть учителем – это огромная ответственность.

Свое мнение об учителе есть и у людей, занимающихся педагогикой или тесно связанных с этой сферой деятельности. Например, студенты высших учебных заведений. Они уже хорошо осознают, каким должен быть учитель сегодня:  одним из важнейших качеств учителя является умение найти свой уникальный подход в обучении к каждому из его учеников; учитель должен уметь расположить к себе детей; хороший учитель не может не обладать таким качеством, как стремление к творчеству[11]. И с этим мнением трудно не согласиться.

Интересно и мнение Кандидата педагогических наук, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского о современном учителе. Он считает, что в век информатизации и компьютеризации, когда каждый ученик способен нажать кнопку гаджета и узнать практически любую информацию, учителя все-таки никто не заменит. Потому что учитель дает знание не только о предмете, но и о жизни и способен не только предоставить образовательную услугу, но и поддержать, помочь, почувствовать своих учеников. Это, конечно, очень важно в профессии учителя[12].

Сами учителя тоже нередко рассуждают на тему «каким должен быть учитель». И вот тому пример. Один из учителей начальной школы говорит, что учитель должен быть интересующимся, читающим, неравнодушным, с активной гражданской позицией и обязательно любить детей и свое дело[13].

Хотелось бы отметить, что по данным опроса ВЦИОМ, учителя пользуются высоким доверием общества. В 2013 году рейтинг профессии педагога, с точки зрения доверия, составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у учёных — 3,86 балла). Однако по остальным критериям специальность педагога существенно уступает другим сферам. Например, с точки зрения престижности, работа преподавателя получает оценку чуть ниже «тройки» — 2,90 балла. По критерию перспективности (т. е. насколько родители хотят видеть своих детей представителями данной профессии) — 2,57 балла, а по критерию доходности — 2,77 балла. Десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному.[14] Как было отмечено выше, такие показатели связаны, прежде всего, с высоким уровнем сложности профессии.

Таким образом, совокупное мнение людей, связанных с педагогикой и людей взрослого поколения, наших родителей, оно понятно. И, в целом, мнение общества и с установками нормативно-правовых документов совпадает. Нет другой профессии, которую называют самыми красивыми словами: высокая, благородная, почетная, душевная, прекрасная. Нет другого профессионала, к которому предъявляют столько требований: он должен быть честным, правдивым, знающим свое дело, компетентным, любящим свою страну, любящим своих детей, психологом человеческой души, помощником своих подопечных, вторым «родителем», морально устойчивым, требовательным, добрым, строгим, готовых к компромиссу. Он должен быть первым…[15]

3. Практическая часть

Нормативные документы дали ответ на вопрос об образе современного учителя. Есть свое мнение и у взрослого поколения. В этой части работы будет рассмотрено мнение современных учеников по этому же вопросу.

Общественное мнение зачастую складывается из точек зрения взрослых людей. А взрослые люди, конечно, к профессии «учитель» относятся иначе, чем дети. Ведь только по прошествии лет можно понять, что учитель всегда заботился, поддерживал, был рядом. Что учитель – это человек, который всегда был наставником и другом. Поэтому учителя вспоминаются с особой теплотой и нежностью.

Но в школьном возрасте ученики относятся к учителям совсем не так. Мы учителей часто обижаем и словом, и делом. Расстраиваем своим поведением, своей невнимательностью. Нам хочется много общаться, у нас широкий круг интересов, а в школе приходится молчать на уроках и заниматься самым трудным в жизни – учиться.

Для учеников немаловажным делом является возможность выразить свое мнение. Такая возможность на уроках предоставляется. Но эти вопросы находятся в контексте урока, в его теме.  А по вопросу об «образе учителя», какими мы, ученики, хотели бы видеть своих учителей, мы никогда разговор не ведем. Этой исследовательской работой мы пробуем составить мнение учеников нашей, 315ой школы Пушкинского района.

Мнение же учеников было составлено на основе анкеты. Всего в анкете семь вопросов. Шесть из них с выбором ответа, в последнем, седьмом, необходимо расположить качества, необходимые учителю, начиная с наиболее важного, заканчивая наименее важным. В опросе принимало участие 224 человека – учащиеся средней и старшей школы.

Первым вопросом мы выяснили, на что обращают внимание школьники, когда учитель входит в класс. Из предложенных вариантов ответа: настроение, тон голоса и внешний вид, наибольшее количество голосов получил первый вариант: настроение. За него проголосовали 46% респондентов. В свою очередь, второму варианту отдали предпочтение 28% и третьему – 26%. Получается, что решающую роль для учащихся играет настроение. Это закономерно, ведь именно от этого зависит, как пройдет урок. Школьники часто думают, что от настроения учителя зависит и количество домашнего задания, и наличие проверочной работы на уроке.

На второй вопрос «нравится ли вам, когда учитель рассказывает историю из своей жизни?» учащиеся практически единодушно выбрали вариант «да, почаще бы так» и отдали ему 73% голосов. С вариантом «мне все равно» согласились 23% школьников и оставшиеся 4% достались варианту «это утомляет и выглядит, как нравоучение». Конечно, нам нравится, когда учителя приводят примеры из жизни. Ведь на основе этого примера становится понятнее тема урока или этот пример помогает разобрать какую-либо ситуацию, а иногда история с моралью и это заставляет задуматься. А бывают примеры смешные, с юмором, и тогда это служит хорошей минуткой расслабления на уроке.

Третий вопрос анкеты был, скорее, больше адресован взрослым школьникам, потому что именно они познакомились уже со всеми учителями, а кто-то менял школу или даже город. На вопрос «есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше» были получены следующие ответы: у 65% был такой учитель; 23% об этом не задумываются и у 11% еще не было такого учителя в жизни. Остается надеется, что у некоторых все еще впереди. Конечно, учителя делают для нас много, иногда такое, что делать вовсе не обязаны: помогают, поддерживают, объясняют. Нет сомнений, что, благодаря им мы становимся лучше.

Ответ на четвертый вопрос «случалось ли так, что из-за конкретного учителя вы не хотели идти в школу?» выглядит, пожалуй, тревожно. Второй вариант – «никогда не было» выбрали всего 29% школьников. В свою очередь, первый вариант – «один раз было» выбрали 44% учащихся и третий вариант «постоянно происходит» выделили 27%. Получается, что ситуации, когда по разным причинам не нравится учитель, возникают довольно часто. Но здесь трудно выяснить причину, ведь все люди разные и кому-то не нравиться это естественно. Необходимо наверно выяснять причину конфликта и решать проблемную ситуацию.

В пятом вопросе было выяснено, как должен выглядеть учитель. 61% школьников ответили, что одежда вообще не влияет на качество образования. Но были и те, кто уверен, что учитель должен выглядеть строго и элегантно, таких оказалось 22%. И за любую комфортную для учителя одежду проголосовали 17%. Мы согласны, что учителя подают нам пример, но давно хочется, чтобы с формой в школе было не так строго.

Ну и на заключительный, шестой вопрос тестовой части, «какая речь должна быть у учителя?» мнения учащихся разделились. Треть считает, что речь должна быть логичной и правильной. 24% считают, что заумные фразы только осложняют понимание предмета. В два раза больше учащихся, 45% процентов, за правильную речь, но и не против использования учителем сленга. В целом, по этому вопросу, сильно ничего не должно поменяться в речи учителей. Нужно отметить, что наши учителя стараются доступно объяснять материал, используя при этом и предметные термины, и слова, близкие для нашего понимания. Это правильно, ведь, где мы еще научимся красиво и логично разговаривать, если не на уроках и не от учителей.

Седьмой вопрос оказался самым интересным и затруднительным. Необходимость расположить качества, которыми должен обладать учитель от наиболее важного к наименее важному, заставила всерьез учащихся задуматься. Результат[16] оказался интересным. На первое место школьники ставят все-таки педагогическое образование, выходит, что без него невозможно преподавать. На второе место вывели любовь к детям, далее справедливость, умение понятно объяснять, терпеливость и одинаковое отношение ко всем ученикам, затем коммуникативность. Выходит, что для ребят не важны ни организаторские способности, ни уважение, ни внимательность, ни творческий подход к делу, ни даже возраст. Например, чувство юмора на первое место выводят всего 10% опрошенных, получается и это качество не так уж важно для учителя. Таким образом, школьники больше всего ценят учителя справедливого и умеющего понятно объяснять. Что ж, качества не маловажные.

Анкета помогла сформировать образ учителя школы №315. Это учитель справедливый, немножко с чувством юмора и достаточно терпеливый, прибегающий иногда к сленгу, но зато умеющий понятно объяснять. Он может приходить в школу в любой одежде, лишь бы с педагогическим образованием и любовью к детям. Лучше в хорошем настроении, чтобы мы брали с него пример, чем строгим и унылым. Мы сформировали своего «идеального» учителя.


Заключение

Подводя итог всей работы, во-первых, хочется отметить, что такое исследование оказалось очень интересным. Процесс написания, анкетирования, анализирования результатов был трудным, но увлекательным. Во-вторых, было очень интересно, какими будут результаты. Давать «оценку» учителю дело непривычное, всегда ведь происходит наоборот. В-третьих, в процессе изучения литературы, узнаешь много нового. Учителя всегда вокруг нас, но мы так мало о них знаем. Исследование помогло приоткрыть завесу тайны учительской жизни.

На основе официальных документов было выяснено, что наше государство ждет от учителей многого. По мнению государства, учитель - это сильный душой и телом человек, целеустремленный, знающий свое дело, творческий во всех отношениях, ответственный и способный ученику быть не только учителем, но и заботливым другом и верным товарищем. Такой образ представлен нам в нормативно-правовых актах и официальных доктринах. Образ строгий, ведь государство возлагает большие надежды на учителей, как людей, формирующих мировоззрение будущих поколений.

Государство смотрит, конечно, вперед, но для нас, обычных школьников, учитель – это тот, кто ежесекундно рядом. Мы различаем его настроение, его улыбку, его тон. Мы любим, когда нам рассказывают поучительные истории, когда слушают нас. Мы любим, чтобы решения учителей были справедливыми и всегда хотим, чтобы о нас заботились и к нам относились внимательно, с теплотой.

На основе нашей анкеты сложился определенный образ учителя. Мы часто обращаем внимание на настроение учителя, и хочется, чтобы оно всегда было оптимистичное и приподнятое, тогда и мы будем соответствовать.  Мы решили, что одежда не влияет на качество образования, ведь действительно, в современном мире это не всегда важно. Поэтому пусть учителя выглядят, как считают нужным. По нашему мнению, само главное, чтобы учителя любили детей, имели педагогическое образование, были справедливыми и терпеливыми, умели доступно объяснять и старались одинаково относиться ко всем ученикам. Также мы ценим в учителях чувство юмора и очень любим послушать интересные истории из их жизни.

Мы часто берем пример с учителей, это видно даже по анкете, ведь у большего числа опрошенных был учитель, благодаря которому ученики становились лучше. Пусть количество этих школьников только увеличивается, а наш идеальный учитель существует не только в нашей школе.

Выходит, что издательский состав корпорации «Российский учебник» был прав. Учитель в России – это больше, чем учитель. Все потому, что для нас учитель – больше, чем учитель. И как бы не менялись реалии современного мира, учитель был и остается главным проводником в мир знаний и насыщенную приключениями большую жизнь.


Список использованной литературы и источников:

1. Бабич Е.А., Избицкая О.В. «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 09.11.2017)

2. Маланова С. В. Каким должен быть современный учитель? [Электронный ресурс] //  http://pedsovet.su/essay/6188 (дата обращения 04.01.2018)

3. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения 26.11.2017)

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ ред. от 29.12.2012

5. Шевалье Е. Профессия недели: учитель. 10 фактов [Электронный ресурс] //  http://www.aif.ru/dontknows/about/professiya_nedeli_uchitel_10_faktov (дата обращения 5.01.2018

6. https://mir24.tv/news/16270972/den-uchitelya-kakim-dolzhen-byt-sovremennyi-pedagog (дата обращения 10.11.2017)

7. https://drofa-ventana.ru/material/interesnie-fakti-o-professii-uchitel/  ( дата обращения 25.11.2017)


Приложение

Анкета для учащихся

1.На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?

А) настроение

Б) тон голоса

В) внешний вид

2. Нравится ли вам, когда учитель рассказывает историю из своей жизни?

А) да, почаще бы так

Б) это утомляет и выглядит, как нравоучение

В) мне все равно

3. Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше

А) да

Б) я об этом не задумываюсь

В) еще не было

4. Случалось ли так, что из-за конкретного учителя вы не хотели идти в школу?

А) один раз было

Б) никогда не было

В) постоянно происходит

5. Как, по вашему мнению, должен выглядеть учитель?

А) строго и элегантно, учителя подают и нам пример

Б) главное, чтобы учителю было комфортно, одежда может быть любой

В) одежда вообще не влияет на качество образования

6.Какая речь должна быть у учителя?

А) логичная и правильная, он ведь учитель!

Б) если он использует сленг, то ничего страшного, мне иногда так понятнее

В) заумные фразы только осложняют мое понимание предмета

7. Расположите качества, которыми должен обладать учитель, начиная с наиболее важного, заканчивая наименее важным

1) педагогическое образование

2) любовь к детям

3) справедливость

4) уважение

5) чувство юмора

6) строгость

7) организаторские способности

8) коммуникативность

9) терпеливость

10) умение понятно объяснять

11) внимательность

12) творческий подход

13) одинаковое отношение ко всем ученикам

14) молодость


[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ ред. от 29.12.2012

[2] Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения 26.11.2017)

[4] Бабич Е.А., Избицкая О.В. «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 09.11.2017)

[6] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ ред. от 29.12.2012 ст.46

[7]Там же, с.47

[8] Там же, ст.48

[9] Там же, ст.48

[10] Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения 26.11.2017)

[11] Бабич Е.А., Избицкая О.В. «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 09.11.2017)

[13] Маланова С. В. Каким должен быть современный учитель? [Электронный ресурс] //  http://pedsovet.su/essay/6188 (дата обращения 04.01.2018)

[14] Екатерина Шевалье Профессия недели: учитель. 10 фактов [Электронный ресурс] //  http://www.aif.ru/dontknows/about/professiya_nedeli_uchitel_10_faktov (дата обращения 5.01.2018)

[15] Бабич Е.А., Избицкая О.В. «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 09.11.2017)

[16] Подробный результат см. в приложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВАЯ ШКОЛА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Некоторые суждения учителя по модернизации школы в рамках инициативы "Наша новая школа"....

Эссе "Новая школа глазами современного учителя"

Эссе- размышление о новых стандартах и применении компьюторных технологий на уроках математики...

План-конспект урока «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»

Цель  урока: Привитие  навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.Задачи:- обуча...

ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»

Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...

Образ учителя глазами современного школьника

Социологическое исследование школьника и учителя. По результатам исследования написана статья...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...

Образ учителя глазами современных учеников

Исследовательская работа  посвящена  проблемам  образа  учителя  в  современном обществе.  Авторы  рассматривают идеальный  образ  педагога, а  т...